Вопрос о происхождении татар-мишарей является дискуссионным.
Существует версия о том, что татары-мишари – потомки финно-угорского народа мещера, упоминаемого в летописях. Так, например, считал известный востоковед С.П. Толстов. И не только он. У этой концепции много сторонников.
Однако согласно мнению этнографа Б.А. Куфтина, этноним «мещера» – это поздняя вставка в летописные тексты.
ПОЗДНЯЯ ВСТАВКА!
Что это значит?
А то, что на самом деле такого народа не существовало. А что было? Была МЕСТНОСТЬ Мещера.
В 1392 Мещера, вместе с Нижегородским княжеством, присоединяется к Московскому государству. Вот тогда-то слово «мещера», как название народа – ЯКОБЫ древнего данника русских князей – было введено в летописи.
С Б.А. Куфтиным не согласен А.М. Орлов. Он полагает, что народ МЕЩЕРА все же существовал. Это были ТЮРКИ – западные половцы.
Наконец есть ещё одна точка зрения. Её придерживались такие авторитетные востоковеды как Д.А. Хвольсон, А.Я. Гаркави, В.Г. Тизенгаузен, Б.Н. Заходер.
В чём её суть?
Дело в том, что в местности МЕЩЕРА и рядом с ней встречаются топонимы с основами «мещер», «мишер», «маджар», «можар», «мочар».
Обратим внимание на слово МАДЖАР. Оно удивительно напоминает самоназвание венгров – МАДЬЯРЫ. Так вот, Д.А. Хвольсон, А.Я. Гаркави, В.Г. Тизенгаузен, Б.Н. Заходер понимали под маджарами Древней Руси – мадьяр (древних венгров).
Как сообщают летописи, часть мадьяр ещё в IX веке ушла далеко на запад и поселилась на территории современной Венгрии, дав начало венгерскому народу. Те же, кто остался на левобережье Волги, в XIII веке оказали упорное сопротивление Батыю, но были им покорены и включены в состав монгольского войска. В качестве пространства для кочевания им был выделена бывшая Пургасова волость.
Пургас – это князь мордвы-эрзи, живший в начале XIII века. Под его властью находилась территория, занимавшая
- запад Чувашии,
- юг Нижегородской области,
- восток Рязанщины.
Её лесную часть занимала мордва-эрзя. Степь (очевидно после гибели Пургаса от рук монголов) получили маджары. В Золотой Орде эту местность стали называть Мижер юрт. На Руси слово «мижер» превратилось в «Мещеру», а «маджары» стали «можарами».
О них напоминают названия населенных пунктов Чувашии (Мижары, Мижеры, Мижеркасы, Можарки, Можары), Нижегородской области (Можаров Майдан в Пильнинском районе, Большая Мажарка и Малая Мажарка в Краснооктябрьском районе), Рязанской области (Большие Можары, Меньшие Можары).
Изначально можары говорили по-венгерски. Венгерский монах Юлиан ещё в 1235 году говорил с ними на этом языке. Но постепенно они усвоили много татарских слов. Это произошло потому что можары в качестве свободных конных воинов (казаков) участвовали в походах татарских ханов.
Казаки-можары были объединены в десятки и сотни, которыми командовали ордынские беки или князья (в русских летописях они называются «мещерскими князьями»).
После того как в 1392 г. Мещерский юрт был продан Тохтамышем великому князю Василию I, часть мещерских князей приняла православие и перешла на службу к московским или рязанским князьям. Мещерские казаки, вслед за ними обратившиеся в христианство, дали начало русскому казачеству. Они, естественно, перешли на русский язык. Хотя и сохранили много татарских слов и некоторые венгерские. Ну например ГУЛЯШ
Мещерские казаки, выбравшие ислам, стали предками нижегородских татар-мишарей. Они полностью перешли на татарский язык.