Латеранская базилика в Риме, заложенная Константином Великим и построенная в честь Христа Спасителя в 313 – 324 годах, – первая христианская базилика в полном смысле этого слова. Впоследствии она неоднократно перестраивалась, так что о её первоначальном облике можно судить лишь по сохранившимся описаниям и археологическим изысканиям. Из наиболее важных источников в первую очередь следует указать сборник деяний римских пап Liber Pontificalis, в котором дано подробное описание декоративного убранства Латеранской базилики (Le Liber Pontificalis / Texte, introduction et commentaire par L. Duchesne. 1 vol. – Paris, 1886. P. 172–173). Важным документом являются также рисунки и описания, сделанные немецким историком искусства Ричардом Краутхаймером (R. Krautheimer. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. The Early Christian Basilicas of Rome (IV-IX Cent.). Città del Vaticano: Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana.1977. Vol 5. P. 75–89).
В начале X века Латеранская базилика была посвящена Святому Иоанну Крестителю, в XII веке добавлено посвящение Святому Иоанну Евангелисту. Полное название базилики: Папская Архибазилика Святейшего Спасителя и Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста.
Константиновская базилика на Латеранском холме является «матерью» всех западных церквей, поскольку в ней впервые были отработаны символически значимые формообразующие и пространственные элементы. На фасаде храма надпись на латыни гласит: "Sacros Lateran eccles omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput" – "Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава".
Надо полагать, что в создании первой христианской базилики архитекторы работали в сотрудничестве с представителями клира, поскольку главной задачей была структурная и декоративная организация пространства литургии. Именно литургия определяла образ христианской церкви. Это был абсолютно новаторский проект, хотя и, безусловно, опирающийся на все предыдущие достижения классической архитектуры и прежний опыт строительства.
Латеранская базилика константиновского времени была грандиозной по размерам: ее длина составляла 100 метров, ширина – 56 метров. Огромное 5-нефное сооружение храма могло вмещать до 3500 человек. Центральный, самый высокий и самый широкий неф, освещался окнами, прорезанными в верхней части стен, и завершался огромной апсидой. Все пространство храма было собрано в единое грандиозное целое. Колонны, разделявшие нефы, выполняли не только утилитарную функцию опоры и членения пространства на отдельные зоны. Мотив колонного шествия, направленного к алтарю, – главная смысловая доминанта храма. Колонна становится важнейшей структурной единицей – она формирует идею пути. Прохождение по храму от входа в сторону апсиды становится само по себе образом паломничества к Святая Святых – месту смерти и воскресения Спасителя, поскольку алтарь и престол символически отражают образ Голгофы и Воскресения Господа.
Вектор движения, направленный по осевой линии от входа в сторону апсиды, подчеркивался в центральном нефе мраморным ограждением, которое образовывало своеобразный коридор и организовывало перемещение верующих, и, что вполне вероятно, торжественную процессию служащего духовенства по направлению к алтарю.
Если скромные раннехристианские богослужения в домах собраний были сосредоточены на Евхаристии и лишены всякой помпезности, то в огромном пространстве базилики, с вереницами колонн, величественностью архитектурного объема, акцент делается на идее пути христианской общины к Богу, а литургия приобретает пышный торжественно-процессуальный характер, становится драматически выразительной.
В константиновской модели Латеранской базилики впервые осуществился грандиозный замысел создания монументального церковного сооружения, предназначенного для торжественных процессий и пышных христианских богослужений. Латеранская базилика была столь роскошна, что носила название Золотой базилики (Basilica Aurea). Она была украшена ценными породами мрамора, подвесными серебряными и золотыми светильниками. Скромная обстановка домов собраний domus ecclesiae и залов собраний aula ecclesiae сменяется на царское великолепие богатого убранства дома Бога Domus Dei.
Стены были декорированы гладкими, шлифованными пластинами мрамора в технике римской штучной мозаики opus sectile. Примером использования этой техники в раннехристианском храме может служить сохранившаяся до наших дней штучная мозаика начала V века в базилике Санта Сабина в Риме.
Перед алтарем, согласно одному из важнейших исторических документов – сборнику деяний римских пап Liber Pontificalis, – находилась алтарная преграда fastigium (Le Liber Pontificalis / Texte, introduction et commentaire par L. Duchesne. 1 vol. – Paris, 1886. P. 172–173). Это был дар императора Константина. Алтарная преграда представляла собой своеобразные пропилеи в виде арки и четырех позолоченных колонн. Над фронтоном возвышались в натуральную величину серебряные статуи Христа, четырех архангелов и двенадцати апостолов.
Скульптурная группа алтарной преграды Латеранской базилики, в символической форме изображающая Церковное собрание в Небесном Иерусалиме, призвана была прославлять Христа как Царя Небесного и являлась, по сути, иллюстрацией слов Иисуса:
«Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28).
Латеранский fastigium является прообразом будущего иконостаса. Важно подчеркнуть, что алтарная преграда не призвана была закрывать от молящихся пространство алтаря. Таким образом реализовывалась концепция соборности: в службе непосредственное участие принимает вся Церковь – и священники, и миряне.
Конха апсиды Латеранской базилики первоначально, по всей видимости, не имела никаких фигуративных изображений. Надо полагать, что сам факт наличия перед апсидой статуй Христа, апостолов и ангелов в натуральную величину исключал какие-либо дополнительные изображения. В тексте Liber Pontificalis имеется упоминание о сияющей золотом комнате «cameram ex auro purissimo» (Le Liber Pontificalis / Texte, introduction et commentaire par L. Duchesne. 1 vol. – Paris, 1886. P. 172). По мнению большинства специалистов, автор Liber Pontificalis имел в виду апсиду, которая во времена Константина была украшена или тканью с золотыми нитями или мозаикой из золотых пластинок.
Светящаяся золотом апсида (camera fulgentem) являлась точкой притяжения и смысловым центром всего пространства храма. Она символизировала Небо. Христианская иконография складывалась из представления о том, что земная Церковь есть преддверие рая Небесного. Серебряные статуи Христа, апостолов и архангелов на золотом фоне представляли эффектное зрелище Богоявления.
❤️ Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы нас не потерять и ничего не пропустить. Будем рады вашим вопросам и комментариям!