Назад в будущее считается по праву культовым фильмом. Научная фантастика и путешествие во времени, в 1983-м году произвели фурор. В частности, благодаря легендарному DeLorian DMC-12. Но мало кто знает, что этот легендарный автомобиль принесёт сплошную неудачу своему создателю, вплоть до банкротства и уголовного дела за контрабанду наркотиков.
Полное имя создателя легендарного автомобиля – Джон Захария Делореан. Он родился в 1925-м году, в семье Румынских эмигрантов, которые, как и итальянцы, в начале 20-го века бежали в США, в поисках счастливой жизни и американской мечты.
Его отец, как раз из-за того, что он был эмигрантом без должного образования, был вынужден работать инженером на заводе Ford. Не смотря на малооплачиваемую работу, родители смогли скопить достаточное количество денег, чтобы Джон получил достойное образование. Родители мечтали, чтобы их сын стал каким-либо творческим человеком. Но поскольку Джон родился в эпоху зарождения автомобилестроения, в семье человека, который работал на заводе Ford-а, в Детройте, городе который напрямую ассоциируется с автомобилями, единственное творчество, которым мечтал заниматься Делореан – создание автомобилей. Он был фанатом машин до мозга костей. Ещё с детства, он понял важность хорошего образования и поступил в Лоуренский технологический институт.
В 1943-м году, он отправляется в армию, а по завершению войны, его пригласили работать в компанию Chrysler, чтобы закончить образование и получить практику. И пока он работал в этой компании, он успел получить степень магистра по конструированию автомобилей, и степень магистра по автомобильному менеджменту, и всё это в 1952-м году. После такого достижения, его приглашает к себе на работу компания Packard. Они предложили ему более высокооплачиваемую должность в конструкторском бюро, на что Делореан с радостью согласился. Под руководством инженера Фореста Макфарланда, в этой самой компании он разработал автоматическую коробку передач Twin Ultramatic, а также автомобиль Caribbean. Стоит отметить, что на тот момент, компания Packard потихоньку распадалась. В частности, из-за того, что банально не могла выдержать конкуренцию с рынком, который предлагал всё более новые и технологичные автомобили. Эта модель также значима тем, что версия 1955-го года стала прототипом для легендарного Газ-13 Чайка.
Эта машина выделялась от модельного ряда Packard. Автомобиль был словно глотком свежего воздуха для умирающей компании, которая производила такие автомобили, словно она застряла в 1930-ых годах. Его творение замечает компания GM, и предложила ему предложение, от которого было невозможно отказаться. Ему предложили руководящую должность отдела разработки в абсолютно любом бренде, который ему понравится, а их было огромное количество: Cadillac, Chevrolet, Buick и многие другие. Свой выбор Джон остановил на компании Pontiac, который производил маленькие и незаметные автомобили, изначально предназначавшихся для девушек. Эти автомобили терялись на фоне конкурентов, и продажи соответственно падали.
На должность главы отдела разработки его назначают в 1956-м году, и его первой разработкой стал Pontiac Star Chief, образца 1959-го года. Огромный седан с низкой подвеской стал одним из самых любимых автомобилей так называемых лоурайдеров – водителей, которые устанавливали гидравлическую подвеску на свои автомобили, и «скакали по дорогам», обычно в такт какой-нибудь песне. Кроме версии купе, также был создан вариант с открытым верхом.
Когда Делореан принёс эскизы компании на совет директоров компании, его остановили и развернули, заявив, что такому не бывать никогда. Но ему удалось протолкнуть идею. В момент, когда Pontiac Star Chief вышел в продажу, за ним тут же выстроилась очередь, и продажи стремительно поползли вверх. Это стало первым в истории моментом, когда автопроизводитель наконец услышал потребности рынка.
После своего успеха с Pontiac Star Chief, Делореан вновь берётся за чертежи. Его главная идея заключалась в том, что новая машина должна быть быстрой, стильной, дерзкой, а главное – не дорогой. С этой идеей его аналогично остановили, потому что в тот момент Pontiac действовал по следующей логике: Чем автомобиль дороже – тем он быстрее. Но Делореан стоял на своём, и уверял, что народу нужен быстрый и дешёвый автомобиль.
Видя эту нерешительность, Делореан предложил выход из этой ситуации: Выпустить две комплектации, с дешёвым мотором, и заряженную, со специальным мотором. И ему дали зелёный свет. Делореан набросал следующий концепт: Низкое спортивное купе, с 6.6 V8 на 350 лошадиных сил, который сможет разгонять машину на уровне итальянских спорткаров. Компания, при виде такого концепта удивилась, потому что машина должна была стоить бешеных денег. Но по прогнозам, автомобиль должен был стоить порядка 3.5 тысяч долларов, что на наш манер равняется 31 тысяче долларов. И в 1964-м году, в продажи поступает Pontiac GTO, который просто взрывает автосалоны. В первый год, было куплено 32 тысячи автомобилей, а в следующем году – в 80 тысяч. Свыше 45% продаж приходились именно на GTO.
Изначально, компания не понимала, как его рекламировать. Но это было и не нужно. Автомобиль стал культовым. Во второй половине 60-ых наступила эпоха ревущих маслкаров – огромных купе с V8 под капотом и стоимостью до 30 тысяч, которые развивали высокую скорость на прямых участках дороги. После выхода GTO, Делореан хотел сделать конкурента Chevrolet Corvette, но GM не одобрили эту идею, и дали ему другое задание – сделать более дорогую версию Chevrolet Camaro под эмблемой Pontiac. И Джон справился. В 1967-м году, свет увидел Pontiac Firebird.
Машина вновь провала продажи, и в 1972-м году, General Motors, увидев подобный успех, забрали его к себе в топ-менеджмент компании. Параллельно с этим, в США происходило два важных процесса: Нефтяной кризис, из-за которого цена на топливо взлетела до небес и содержать маслкары стало не выгодно. И второй процесс – гибель Детройта. В 1967-м году, в городе случился бунт, который пришлось подавлять военнослужащим на танках. Также в этот период ввели эко-нормы, из-за которых также пришлось урезать мощность моторов.
Делореан, который пробился в верха компании был не рад на новом месте. Спустя год, в 1973-м году он уходит в отставку, потому что ему были не интересны политические игры и корпорационные разборки внутри компании. Но спокойно уйти он не смог из-за своего характера. На своих интервью, он критиковал компанию, и даже написал книгу «Дженерал Моторс в истинном свете», что в последствии станет фатальной ошибкой, поскольку General Motors очень чувствительная до критики компания.
В 1974-м году, Делореан создаёт легендарную DMC. Построив завод в пригороде Белфаста, в северной Ирландии, он сразу решил вопрос с рабочими местами, поскольку в этом регионе была высокая безработица. На постройку завода с нуля ушло всего полтора года.
Делореан мечтал построить спорткар, о котором всегда мечтал. Быстрый, дешёвый и долговечный. Дизайн был заказан Джорджетто Джударо. Кузов был выполнен из нержавеющей стали, благодаря чему он получил уникальный цвет и не требовал краски, а также легендарные двери типа “Крыло Чайки”.
Изначально, на автомобиль планировали ставить V8, на 300 лошадиных сил. Однако, из-за его громкого ухода из General Motors, ни одна компания не продала ему права на использование данного двигателя. А поскольку процесс сборки уже начался, пришлось срочно искать подходящий двигатель. Им стал более слабый V6, на 130 лошадиных сил. Первый прототип был готов в 1976-м году, а серийное производство было начато к 1981-му году. Машина получила название DMC-12. В тот момент, Делореан рассчитывал на то, что машина будет стоить 12 тысяч. Но из-за нехватки запчастей, проблем с логистикой и неэффективных поставщиков, стоимость возросла в два раза – на 25 тысяч.
Первая партия была создана и поступила в продажи. Тут же последовали возвраты. В машинах ломалось всё, что только могло – от электроники до двигателя. Запчастей нет, инструкции по ремонту нет. Продажи рухнули в момент, компания понесла большие убытки. Компания была близка к краху.
В 1982-м году, на Джона Делореана заводят дело по контрабанде кокаина. Его сосед по дачному посёлку предложил ему идею с переправкой наркотиков за приличную сумму. Он согласился, и как только он принёс необходимую сумму и получил груз, к нему нагрянули ФБР. Вся операция была заранее спланирована. Но посадить Делореана не вышло, поскольку ему удалось доказать, что вся история была подстроена. Однако, почему именно его выбрали жертвой, чтобы закрыть его на огромный срок? Существует множество теорий, от конкурентов до мести.
Деловой репутации Делореана нанесён фатальный удар. Компания развалилась в 1983-м году, за несколько месяцев до выхода легендарного “Назад в будущее”. С того момента, начали ходить слухи о легендарном возвращении, да только слухи так и остались слухами.
19 марта 2005-го года, Джон Делореан скончался из-за осложнений от инсульта, с мыслью о том, что у него не получилось создать мечту. Но уже сейчас, мы смело можем сказать, что у него всё вышло, и ему удалось создать автомобиль, которые знают и любят по всему свету. Тот самый DMC-12 в компоновке машины времени.
Теперь вы знаете подлинную историю, стоящую за легендарной машиной времени. Буду рад вашей подписке на мой канал - https://m.dzen.ru/studentadevnture, лайку и комментарию. Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить ещё больше интересных историй.