Найти тему
Кусь

Идеальная зеленая полоса из мира авангардистов

Черновик этой записи провисел в Дзене со словом «Иногда» три месяца. Возможно, настало время таки опубликовать запись. Хочется вам рассказать и показать идеальную зеленую полосу из мира авангардистов.

Несколько месяцев в просторных помещениях ГЭС-2 работала выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой». Вход был свободный (моя любимая цена), поэтому 8 марта (идеальное время для выставок) я побежала смотреть на прекрасное.

Ольга Розанова, 1900 год, автор неизвестен. Источник: https://ru.wikipedia.org/
Ольга Розанова, 1900 год, автор неизвестен. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Главная работа всего пространства – картина «Зеленая полоса», написана Ольгой Розановой в 1917 году. Покажу работу сразу, не умею держать интригу. Это как «Черный квадрат Малевича», только шедевр ушел в забвение, но он ничуть не уступает квадрату Малевича. Я бы даже сказала, наоборот.

-2

Это первая картина абстрактного искусства, вышедшая за пределы рамы. Посмотрите, как оформили на выставке работу – она висит в центре зала, как икона, вокруг ничего лишнего, очень торжественно.

-3

«Зеленая полоса» написана в самом расцвете творческого пути молодой художницы, но, к сожалению, ее внезапная смерть, прервала растущую известность и популярность.
На выставке представлены совершенно разные по изображению работы Розановой, чтобы каждый смог проследить, как художница находилась в поисках себя и чего-то необычного, выходила на новые уровни передачи цвета, фигуры.

Ольга Розанова, Голубая ваза с цветами, 1912 – 1913
Ольга Розанова, Голубая ваза с цветами, 1912 – 1913

Эти картины написаны, когда Ольга состояла в петербургском художественном объединении и первом зарегистрированном обществе художников авангардистов «Союз молодежи». Голубая ваза – абсолютно восьмимартовская, как мне показалось, поэтому вызвала у меня восторг. После серых улиц с растаявшим снегом, такие яркие картины – отпуск для глаз.

Ольга Розанова, Красный дом, 1910
Ольга Розанова, Красный дом, 1910

Городские пейзажи и натюрморты этих лет насыщены цветами, яркие, притягивающие.

-6

В брошюре к выставке говорится:

«...с одной стороны, присутствуют фольклорные и лубочные мотивы, с другой – намечается футуристический сдвиг форм, в статуарную неподвижность элементов пейзажа постепенно вторгаются изгибы, изломы, возникает намек на динамизм».

Я такое никогда не расскажу, поэтому и привела цитату.

Ольга Розанова, Городской пейзаж с извозчиком, 1910
Ольга Розанова, Городской пейзаж с извозчиком, 1910

«Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой» (1912) и цитата художницы (ими подписаны стены): «Хрустящий в волосах колышется бант».
Да, Ольга Владимировна была не только живописцем, графиком, художницей книг, но и поэтессой, автором статей по искусству. В интернете можно найти
ее стихи, а также стихи Маяковского (в 1915 году он посвятил Ольге цикл из трёх стихотворений с надписью «Светлой О. В. Р. — эти стихи»).

-8

Яркие детали, цвет, свет – насыщенна выразительность.

А туфли, туфли-то! Строгие, но с бантиком.
А туфли, туфли-то! Строгие, но с бантиком.

Вообще собрание работ очень хорошее получилось, они привезены ото всюду: здесь и Нижегородский художественный музей, и Русский музей, Третьяковка, Нижнетагильский и Екатеринбургский музеи изобразительных искусств, Костромской музей-заповедник. И все на одной выставке.

Натюрморт (Розовые цветы), 1913
Натюрморт (Розовые цветы), 1913
В кафе, 1912 – 1913
В кафе, 1912 – 1913

А вот уже иное представление картин — кубофутуристическое. Я честно списала это слово. Чтобы и вы и я запомнили :)

Кубистическая композиция с фруктом, 1914 – 1915
Кубистическая композиция с фруктом, 1914 – 1915

«Пивная», (1914) — действительно передана атмосфера пивной, когда пьяные головы в тесном и шумном заведении случайно роняют рюмки, бутылки и все это смешивается в пьяный праздник, гул, смех.

-13

Поближе. В носу уже засвербел аромат пивных дрожжей, запульсировало в ушах, словно и сам немного хмелеешь от увиденного.

-14

«Сон игрока (Часы и картина)» (1916), «Письменный стол» (1915) — статичные работы, в которых по ощущениям время замерло, повисло в воздухе.

-15

То, что оставлено на столе и не тронуто.

-16

В 1916 году Ольга Розанова стала секретарем общества «Супремус», которое возглавлял Казимир Малевич. Здесь же ее стиль написания картин выходит к чистому абстракционизму, думаю, заметно очень хорошо.

Ольга Розанова, Беспредметная композиция, 1917
Ольга Розанова, Беспредметная композиция, 1917

Не знаю, как это делают художники — отдельные фигуры, цвет, и все эти, казалось бы, отдельно существующие предметы, сливаются в какую-то идеальную композицию. Вот как? Ниже картина Ольги Потаповой. В экспозиции работы Розановой сопровождаются современниками или последователями. Что тоже довольно любопытно рассматривать. Такие тихие и спокойные фигуры, лично мне напоминают стаю птиц, которые вот-вот взлетели и в суматохе только разбираются кто куда полетит.

Ольга Потапова, Композиция, 1959
Ольга Потапова, Композиция, 1959

Одна из картин серии «Карты» — Ольга Розанова изобразила в виде игральных карт свое окружение, там были и бубновая дама, и валет червей, и пиковая дама. Можно посмотреть в интернете.

Ольга Розанова, Четыре туза. Одновременное изображение, 1913 - 1914
Ольга Розанова, Четыре туза. Одновременное изображение, 1913 - 1914

Картина, которая украла мое сердечко.

Ольга Розанова, Беспредметная композиция, 1916
Ольга Розанова, Беспредметная композиция, 1916

Невозможно передать цвет работы и тот визуальный объем, что создают фигуры.

-21

А здесь на витрине были выставлены книга и страницы из книг — результат творческого тандема художницы и поэта Алексеем Крученых. Она оформила многие его футуристические книги, работали они вместе вплоть до ее смерти (1918й год).

-22

Пространство выставки также украшают инсталляции, скульптуры, конструкции других художников. Все это поддерживает и дополняет «рассказ» об удивительной авангардистке, которая переросла саму себя и вышла за пределы существующих художественных движений на тот момент.

-23

Так удивительно, что, посещая всевозможные выставки, я ни разу не столкнулась с фамилией этой художницы. Даже в Новой Третьяковке есть представители супрематизма, авангардисты, но про Розанову ничего не помню. От новой информации и знакомства с неизвестной художницей стало приятно, поэтому выставка запала в душу.

-24

Широкие окна выставочного пространства ГЭС-2 напоминают, что пора идти дальше, «в наружу».

-25

Говорят (из серии «ходят слухи»), что Малевич никогда не хвалил чужие работы, но «Зеленую полосу» Розановой похвалил. Это передано несколько раз от якобы искусствоведа, и рассказано мне, поэтому верить в это или нет —решайте сами. Но я почему-то согласна с Казимиром.

-26

На обратном пути сфотографировала гуляющих корги по Большому Каменному мосту с видом на Большую глину № 4 Урса Фишера.

-27

Проходили мимо Третьяковской галереи — там достраивали новое здание.

-28

Совсем недавно, буквально пару недель назад это пространство открыли для посещения. Очень рада! Схожу обязательно и вам напишу об этом, надеюсь, так долго мариновать запись уже не буду.

-29

Творческий путь Ольги Розановой длился всего восемь лет. Но сколько гениального она создала за это время! Умерла она от дифтерита. Мне было странно это узнать, так как в то время вакцина уже была изобретена.

Художница была похоронена в Новодевичьем монастыре рядом с Чеховым, а когда его могилу перенесли, ее захоронение было утеряно. Почему-то этот факт меня больше всего потряс.

Только что на сайте Третьяковской галереи нашла ее картину — «Буфет с посудой», 1917. Красиво! Эту я еще не видела.

Искусствовед, специалист по творчеству Ольги Розановой Нина Гурьянова так комментирует знаменитую «Зеленую полосу»:

«Зелёная полоса» «кажется неизбывным, бесконечным, льющимся на холст и источающим свет сиянием, иконно-трепетным и неуловимым».

Но это надо видеть. Я лишь передала то, на что способен объектив айфона.

Надеюсь, вам было интересно. Впереди рассказ про командировку на ПМЭФ!