Черновик этой записи провисел в Дзене со словом «Иногда» три месяца. Возможно, настало время таки опубликовать запись. Хочется вам рассказать и показать идеальную зеленую полосу из мира авангардистов.
Несколько месяцев в просторных помещениях ГЭС-2 работала выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой». Вход был свободный (моя любимая цена), поэтому 8 марта (идеальное время для выставок) я побежала смотреть на прекрасное.
Главная работа всего пространства – картина «Зеленая полоса», написана Ольгой Розановой в 1917 году. Покажу работу сразу, не умею держать интригу. Это как «Черный квадрат Малевича», только шедевр ушел в забвение, но он ничуть не уступает квадрату Малевича. Я бы даже сказала, наоборот.
Это первая картина абстрактного искусства, вышедшая за пределы рамы. Посмотрите, как оформили на выставке работу – она висит в центре зала, как икона, вокруг ничего лишнего, очень торжественно.
«Зеленая полоса» написана в самом расцвете творческого пути молодой художницы, но, к сожалению, ее внезапная смерть, прервала растущую известность и популярность.
На выставке представлены совершенно разные по изображению работы Розановой, чтобы каждый смог проследить, как художница находилась в поисках себя и чего-то необычного, выходила на новые уровни передачи цвета, фигуры.
Эти картины написаны, когда Ольга состояла в петербургском художественном объединении и первом зарегистрированном обществе художников авангардистов «Союз молодежи». Голубая ваза – абсолютно восьмимартовская, как мне показалось, поэтому вызвала у меня восторг. После серых улиц с растаявшим снегом, такие яркие картины – отпуск для глаз.
Городские пейзажи и натюрморты этих лет насыщены цветами, яркие, притягивающие.
В брошюре к выставке говорится:
«...с одной стороны, присутствуют фольклорные и лубочные мотивы, с другой – намечается футуристический сдвиг форм, в статуарную неподвижность элементов пейзажа постепенно вторгаются изгибы, изломы, возникает намек на динамизм».
Я такое никогда не расскажу, поэтому и привела цитату.
«Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой» (1912) и цитата художницы (ими подписаны стены): «Хрустящий в волосах колышется бант».
Да, Ольга Владимировна была не только живописцем, графиком, художницей книг, но и поэтессой, автором статей по искусству. В интернете можно найти ее стихи, а также стихи Маяковского (в 1915 году он посвятил Ольге цикл из трёх стихотворений с надписью «Светлой О. В. Р. — эти стихи»).
Яркие детали, цвет, свет – насыщенна выразительность.
Вообще собрание работ очень хорошее получилось, они привезены ото всюду: здесь и Нижегородский художественный музей, и Русский музей, Третьяковка, Нижнетагильский и Екатеринбургский музеи изобразительных искусств, Костромской музей-заповедник. И все на одной выставке.
А вот уже иное представление картин — кубофутуристическое. Я честно списала это слово. Чтобы и вы и я запомнили :)
«Пивная», (1914) — действительно передана атмосфера пивной, когда пьяные головы в тесном и шумном заведении случайно роняют рюмки, бутылки и все это смешивается в пьяный праздник, гул, смех.
Поближе. В носу уже засвербел аромат пивных дрожжей, запульсировало в ушах, словно и сам немного хмелеешь от увиденного.
«Сон игрока (Часы и картина)» (1916), «Письменный стол» (1915) — статичные работы, в которых по ощущениям время замерло, повисло в воздухе.
То, что оставлено на столе и не тронуто.
В 1916 году Ольга Розанова стала секретарем общества «Супремус», которое возглавлял Казимир Малевич. Здесь же ее стиль написания картин выходит к чистому абстракционизму, думаю, заметно очень хорошо.
Не знаю, как это делают художники — отдельные фигуры, цвет, и все эти, казалось бы, отдельно существующие предметы, сливаются в какую-то идеальную композицию. Вот как? Ниже картина Ольги Потаповой. В экспозиции работы Розановой сопровождаются современниками или последователями. Что тоже довольно любопытно рассматривать. Такие тихие и спокойные фигуры, лично мне напоминают стаю птиц, которые вот-вот взлетели и в суматохе только разбираются кто куда полетит.
Одна из картин серии «Карты» — Ольга Розанова изобразила в виде игральных карт свое окружение, там были и бубновая дама, и валет червей, и пиковая дама. Можно посмотреть в интернете.
Картина, которая украла мое сердечко.
Невозможно передать цвет работы и тот визуальный объем, что создают фигуры.
А здесь на витрине были выставлены книга и страницы из книг — результат творческого тандема художницы и поэта Алексеем Крученых. Она оформила многие его футуристические книги, работали они вместе вплоть до ее смерти (1918й год).
Пространство выставки также украшают инсталляции, скульптуры, конструкции других художников. Все это поддерживает и дополняет «рассказ» об удивительной авангардистке, которая переросла саму себя и вышла за пределы существующих художественных движений на тот момент.
Так удивительно, что, посещая всевозможные выставки, я ни разу не столкнулась с фамилией этой художницы. Даже в Новой Третьяковке есть представители супрематизма, авангардисты, но про Розанову ничего не помню. От новой информации и знакомства с неизвестной художницей стало приятно, поэтому выставка запала в душу.
Широкие окна выставочного пространства ГЭС-2 напоминают, что пора идти дальше, «в наружу».
Говорят (из серии «ходят слухи»), что Малевич никогда не хвалил чужие работы, но «Зеленую полосу» Розановой похвалил. Это передано несколько раз от якобы искусствоведа, и рассказано мне, поэтому верить в это или нет —решайте сами. Но я почему-то согласна с Казимиром.
На обратном пути сфотографировала гуляющих корги по Большому Каменному мосту с видом на Большую глину № 4 Урса Фишера.
Проходили мимо Третьяковской галереи — там достраивали новое здание.
Совсем недавно, буквально пару недель назад это пространство открыли для посещения. Очень рада! Схожу обязательно и вам напишу об этом, надеюсь, так долго мариновать запись уже не буду.
Творческий путь Ольги Розановой длился всего восемь лет. Но сколько гениального она создала за это время! Умерла она от дифтерита. Мне было странно это узнать, так как в то время вакцина уже была изобретена.
Художница была похоронена в Новодевичьем монастыре рядом с Чеховым, а когда его могилу перенесли, ее захоронение было утеряно. Почему-то этот факт меня больше всего потряс.
Только что на сайте Третьяковской галереи нашла ее картину — «Буфет с посудой», 1917. Красиво! Эту я еще не видела.
Искусствовед, специалист по творчеству Ольги Розановой Нина Гурьянова так комментирует знаменитую «Зеленую полосу»:
«Зелёная полоса» «кажется неизбывным, бесконечным, льющимся на холст и источающим свет сиянием, иконно-трепетным и неуловимым».
Но это надо видеть. Я лишь передала то, на что способен объектив айфона.
Надеюсь, вам было интересно. Впереди рассказ про командировку на ПМЭФ!