По основной занятости я олигофренопедагог - работаю в коррекционной школе с особенными детками разных нозологий. Преподаю математику и информатику в 5-9 классах. В школе, конечно же, встает вопрос о профориентации наших малочисленных выпускников.
Сначала обсудим проблемки этой деятельности.
1. В силу особенностей развития далеко не все профессии доступны детям с ОВЗ.
2. Так же в силу особенностей развития подавляющему большинству детей невозможно провести классическую диагностику. Критическое мышление практически отсутствует, самооценка в большинстве случаев завышенная, поэтому объективных ответов на вопросы ждать не приходится.
3. Ничтожно малое количество специальностей, которое предоставляет местный колледж. В частности, у нас в городе это штукатур-маляр, плиточник-облицовщик, швея и оператор ПК.
4. Еще меньше рабочих мест для наших выпускников.
5. Искреннее непринятие особенностей развития детей некоторыми родителями (как в плюс - то есть, требуют больше, чем может ребенок, так и в минус - ребенок может, но в силу родительской гиперопеки не развивается ни в каком направлении)
Какие профориентационные мероприятия проводят в школе?
Сразу оговорюсь, я к школьной профориентации не имею отношения, у нас этим занимается психолог. Я проявляю исключительно личный профессиональный интерес, усиленный тем, что в этом году выпускается мой 9 класс.
Итак, мероприятия:
- Уроки трудового обучения по профилям: швейное дело, столярное дело, полиграфия, фотодело, обработка цифровой информации, гончарное дело.
- Уроки профильного труда: вышивание, робототехника.
- Внеурочная деятельность по направлениям: кулинария, ткачество, свечное дело.
- Экскурсии на профильные предприятия города.
- Посещение колледжа (единственного в городе) для знакомства с направлениями обучения.
- Участие в чемпионате профильного мастерства для людей с ОВЗ "Абилимпикс" по квалификациям "Художественная вышивка", "Бисероплетение", "Столярное дело", "Гончарное дело", "Обработка текста", "Фотодело", "Адаптивная физическая культура". Я - эксперт в квалификации "Художественная вышивка".
- Классные часы с уклоном в профориентацию (забота классных руководителей).
- Психологические тестирования (знаю, что проводят Климова).
Что со своим классом делала я?
Класс 9а, 1 вариант = легкая умственная отсталость.
1. Тренинг по профориентации, в рамках которого мы обсуждали, какие критерии важно учитывать при выборе профессии; почему работа должна быть интересной; какие есть ограничения у моих учеников к освоению профессий.
2. Адаптировала тест Климова - сделала его проще, чтобы получить максимально правдивые результаты.
3. Подготовила список профессий, которые возможно освоить ВНЕ нашего колледжа - через ЦЗН или курсы.
4. Подготовила список учебных заведений в ближайших городах, где готовы принять наш контингент учеников.
В целом, по хорошему, будущая профессия или варианты обучения совместно обсуждаются классным руководителем и родителями. Учитывается при этом заключение ТПМПК, характеристика учителей и возможности родителей. Как видно, ребенок в выборе профессии практически не принимает участия.
Если у вас есть, чем дополнить мой список мероприятий, буду безмерна благодарна! У меня очень большой интерес к профориентации подростков с ОВЗ.