Найти в Дзене
записки зубного детектива

«Кому на Руси жить хорошо» и кое-что о личной жизни Некрасова

Иногда в размышлениях о том, как тяжело было жить в царской России (на самом деле, не тяжелее, чем в любой другой стране того времени, а во многом даже легче), люди ссылаются на известную поэму Некрасова. Дескать, сколько ни искали люди счастливых людей в России, так и не нашли. Есть мнение, что по задумке автора единственным счастливым человеком в стране в конце оказался бы пьяница, но, к сожалению, болезнь не дала Некрасову закончить произведение. Я уже молчу о том, что изучать историю и делать выводы о государственном строе на основании художественных произведений — так себе идея, но в данном случае хочется вспомнить слова другого классика — «А судьи кто?!» Лесков, Лев Толстой, Аполлон Григорьев, Чайковский и многие другие называли Некрасова «двойным человеком». «В стихах печалится о горе народном, а сам построил винокуренный завод!» — возмущались Левитов, Полонский и Авдеев. А.К. Голубев в своих воспоминаниях о Некрасове изумлялся, что тот клеймит существовавшее в Петербурге «Обжор

Иногда в размышлениях о том, как тяжело было жить в царской России (на самом деле, не тяжелее, чем в любой другой стране того времени, а во многом даже легче), люди ссылаются на известную поэму Некрасова. Дескать, сколько ни искали люди счастливых людей в России, так и не нашли. Есть мнение, что по задумке автора единственным счастливым человеком в стране в конце оказался бы пьяница, но, к сожалению, болезнь не дала Некрасову закончить произведение.

Я уже молчу о том, что изучать историю и делать выводы о государственном строе на основании художественных произведений — так себе идея, но в данном случае хочется вспомнить слова другого классика — «А судьи кто?!»

Лесков, Лев Толстой, Аполлон Григорьев, Чайковский и многие другие называли Некрасова «двойным человеком». «В стихах печалится о горе народном, а сам построил винокуренный завод!» — возмущались Левитов, Полонский и Авдеев.

А.К. Голубев в своих воспоминаниях о Некрасове изумлялся, что тот клеймит существовавшее в Петербурге «Обжорное общество», описывает для контраста голодных, замученных бурлаков, а через несколько лет выясняется, что сам Некрасов состоял в этом обществе и объедался там наравне со всеми.

Афанасий Фет отмечал, что Некрасов, порицая в литературе тех, кто вбивал от мальчишек гвозди острием вверх на запятках экипажа, сам имел ровно такие гвозди на своей коляске. С пафосом обличая в своих стихах медвежью охоту, Некрасов при этом сам любил выезжать на медвежью и лосиную охоту с поварами и лакеями в обществе князей и министров, сгоняя на зверя целые деревни.

В общем, кто-кто, а Некрасов был последним человеком, который мог жаловаться на тяжелую беспросветную жизнь в царские времена, хоть и познал нужду в детском возрасте. А возникла та нужда из-за того, что в возрасте 16 лет, будучи посланным в Петербург для поступления в дворянский полк, экзамены он завалил и без спросу поступил вольным слушателем в университет на факультет филологии.

Ярости отца, который мечтал о сыне — продолжателе его дела, а тот ослушался его повеления, не было предела. Родитель отрекся от непутевого дитяти и лишил его содержания. Некоторое время будущий поэт питался объедками и жил где попало, но потом все наладилось.

-2

Все предки Некрасова, включая ближайшую родню, были очень богатыми помещиками и жили на широкую ногу. Другой вопрос, что были они заядлыми игроками и регулярно проигрывались в пух и прах, но от этого никто из них не стал принадлежать к низшим ущемленным слоям общества.

Отец Некрасова говорил детям в детстве: «Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед — две, дед (мой отец) — одну, я — ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю».

В отличие от своих предков Николай Некрасов в карты не только ничего не проигрывал, а очень много выигрывал, т.к. по странному стечению обстоятельств был очень везучим и единственный из всего семейства в игре был удачлив. Иногда его выигрыши составляли поистине астрономические суммы.

-3

Некрасов в игре был всегда очень собран. Он играл холодно, просчитывая все возможные дальнейшие варианты. И если удача в какой-то день ему не сопутствовала, не начинал в истерике спускать последнее, как тот же Достоевский, а спокойно покидал зал.

Таким образом как-то раз он выиграл в карты не только деньги, а еще и замечательную женщину.

До этого у него тоже была весьма странная личная жизнь, когда с предыдущей своей любовницей Авдотьей Панаевой он целых 16 лет подряд открыто жил в доме ее же мужа, да еще и устраивал законному супругу сцены ревности. Продолжалось все это вплоть до смерти супруга Панаевой, после чего оказалось, что влюбленные не так уж и ладят, а Авдотья практически сразу ушла от Некрасова к новому молоденькому ухажеру.

Авдотья Панаева
Авдотья Панаева

Но это отдельная история, сегодня не про нее.

Так вот, как-то раз Николай Алексеевич, которому было уже 48 лет (немалый для того времени возраст, в связи с чем перспектив на счастливую новую любовь у него практически не было), опять схватил удачу за хвост.

Он выиграл в карты у купца Лыткина 23-летнюю содержанку, деревенскую девку Феклу Анисимовну Викторову. Молоденькая девушка так понравилась 48-летнему писателю, что он поселил ее в отдельной комнате и стал ухаживать, как за куклой. Красивые наряды, дорогие подарки и украшения, учителя грамоты, языков и хороших манер — ловелас не жалел на свою девушку денег.

Чтобы полностью стереть деревенское прошлое, неблагозвучное простонародное имя Фекла было заменено на солидную Зинаиду, а отчество Некрасов дал ей по своему имени — Николаевна. Девушка стала открыто ходить со своим ухажером в театры и другие увеселительные заведения, выходить в свет.

Супруга Некрасова — Зинаида Николаевна
Супруга Некрасова — Зинаида Николаевна

Зинаида Николаевна оказалась очень благодарной и преданной спутницей жизни. Николая Алексеевича она боготворила, считала его произведения гениальными, учила их наизусть и искренне восторгалась своим замечательным мужчиной.

Хоть они и не были женаты, поэт считал Зину супругой и относился к ней со всем уважением. Но эта идиллия, к сожалению, продолжалась не так долго, всего восемь лет.

Когда Некрасов заболел и слег со смертельным онкологическим диагнозом, девушка не бросила его, а ухаживала за больным до последней минуты, дежуря у его постели дни и ночи без сна.

-6

Перед смертью, для того, чтобы обеспечить безбедное существование Зинаиды Николаевны, Николай Алексеевич женился на ней, оставив щедрое денежное довольствие, но новоиспеченная супруга передала всю свою часть наследства родственникам поэта, не оставив себе ничего, кроме светлой памяти.

Она прожила потом еще целых тридцать восемь лет и все это время не снимала траур по любимому мужу.

Вот такая неожиданная со всех сторон история любви.

Записки зубного детектива