Найти тему
Парадная гостья

Печь раздора и проклятье из прошлого: невыдуманные истории жителей дома Ламздорф-Ветошкиной

Оглавление

Сегодня мы посетим парадную, пожалуй, с одной из самых редких печей в Петербурге. А также поговорим о культурных спорах, о неравнодушии петербуржцев к истории, а также о равнодушии к ней же местных чиновников. В общем, будет интересно – устраивайтесь поудобнее.

С чего все началось?

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Наш дом-герой стоит на участке, который в 1730-х годах был частью обширной усадьбы генерала Андрея Ушакова. Не спорю – личность он любопытная, тут можно было бы целый раздел посвятить, но все же история начнется с графини Александры Ламздорф. Ведь именно по ее приказу был построен этот самый дом.

Графиня была женой старшего сына графа Матвея Ламздорфа. А он (отец), между прочим, был воспитателем великий князей Николая (будущего императора Николая I) и Михаила Павловичей. Его же старший сын был директором Лесного департамента – что тоже неслабо.

В 1843 году супруги приобрели этот участок, расчистили его и заказали архитектору Александру Гемилиану трехэтажный дом. Зодчий выполнил фасад в стиле классицизма – вероятно, так захотела консервативная хозяйка. Однако где-то побаловался элементами эклектики.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

До конца века (если быть точной - до 1897 года) семья Ламздорфов владела этим домом. Потом, как часто бывает, здание не раз сменило хозяина. Отмечается, что среди таковых были оперный певец Павел Бронников, затем — архитектор Юлий Бенуа.

Юлий Бенуа
Юлий Бенуа

В глубине двора тот построил флигель. В 1900-х годах в доме находилось правление «Лесной фирмы Ю.Ю.Бенуа», а также молочная лавка. Во дворе спрятались конюшня и сарай «Лесной фирмы».

Дом отличный, но надо переделать

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

И вот в 1908 году дом приобрела вдова почетного гражданина Петербурга Анна Ветошкина – вторая яркая хозяйка дома. По ее заказу инженер-строитель Иосиф Носалевич перестроил дом.

Так, поверх чердака появился четвертый этаж с мезонином. К сожалению, в будущем это сыграет злую шутку с домом, но об этом позже. Гражданский инженер также изменил парадную. Сделал лестницу на металлическом каркасе – это было свойственно для домов начала ХХ века. При этом он сохранил старинные перила в виде толстых чугунных прутьев, украшенных растительным декором.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

В вестибюле и на площадках по его приказу рабочие положили «керамические паркеты» строгого серо-белого рисунка. Специалисты считают, что они были закуплены у фирмы «Дзевульский и Лянге».

Печь раздора

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Но самое главное украшение этого дома по сей день – это печь. Любопытно, что стоит она не на первом этаже (как мы часто встречаем), а на втором. Историки объясняют это тем, что на этом этаже находились самые дорогие квартиры (вероятно, все хозяева использовали этот дом как доходный).

Это печь позднего классицизма. Либо отсылка к нему. По оценкам экспертов, она была сделана по рисунку неизвестного мастера 1820-1830-х годов.

На ней по сей день можно разглядеть композицию на античный сюжет. Там, вероятно, изображен религиозный культ. Жрица (дева в хитоне) держит в одной руке венок, а другой рукой посыпает благовониями огонь, разведенный на жертвеннике. Ей помогает мальчик – при помощи горна он раздувает огонь. Около жертвенника стоит амфора с большой ручкой, наполненная ароматическим маслом.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Среди любителей истории эта печь вызвала немало споров. Некоторые считают, что печь появилась при постройке дома, ее облицовка была заказана у рижской фабрики «Цельм и Бем». Однако другие отмечают, что завод этот появился позже дома...

Поэтому есть и другая версия. Что это точная копия печи из камерюнгферская Екатерининского дворца - комнаты для дежурной придворной дамы.

Камерюнгферская Екатерининского дворца. Фото Павла Переломова.
Камерюнгферская Екатерининского дворца. Фото Павла Переломова.

Оригинал, как пишут эксперты, создал архитектор Стасов. Печь из Пушкина можно увидеть на снимке 30-х годов сотрудника музея-дворца Павла Переломова. И, кажется, печи действительно похожи как две капли воды.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Кто в доме живет?

Теперь немного пройдемся по квартирам и узнаем о жильцах этого дома.

Известно, что в квартире №3 жил адмирал Логин Гейден. С 19 июля 1823 года по 25 июля 1826 годах он совершил кругосветное плавание на шлюпе «Предприятие». За это Гейдена наградили орденом Святой Анны III степени. Во время коронаций императоров Александра III (15 мая 1883 года) и Николая II (14 мая 1896 года) адмирал Гейден был удостоен чести нести императорскую корону.

Логин Гейден
Логин Гейден

Его соседом (в квартире №2) был еще один «поклонник моря». Речь о вице-адмирале, капитане над Петербургским портом Иване Поскочине. Он жил здесь до 1873 года.

В 1910-х годах тут жила графиня Ольга Мусина-Пушкина (урожденная Пашкова) - вдова генерала от кавалерии графа Александра Мусина-Пушкина.

Еще один любопытный жилец был во флигеле, который построил Бенуа. Речь о... его внуке. Профессор Федор Бенуа был специалистом в области кораблестроения, историком. Он прожил много лет во флигеле этого дома.

А одному из жильцов даже посвящена памятная доска на стене дома.

Сергей Колбасьев
Сергей Колбасьев

В 6-й квартире жил морской офицер, писатель-маринист, дипломат Сергей Колбасьев. Талантливый человек – талантлив во всем: уже при Советах, в 1930-х, Колбасьев стал вести джазовую программу на Ленинградском радио.

Это радио стало первым в стране, начавшим регулярные беседы о джазе. Колбасьев по тем временам собрал замечательную коллекцию джазовых пластинок (более 500). Три-четыре раза в месяц он рассказывал о таких музыкантах, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Ред Николз...

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

В своей квартире на квартире на Моховой он создал своеобразный джаз-клуб, где собирались исполнители и любители джаза. Здеь Генрих Терпиловский вместе с другими музыкантами впервые исполнил посвященный Колбасьеву «Блюз Моховой улицы».

Но в те времена слушать джаз было почти преступлением... В 1937 году Колбасьев и Терпиловский были репрессированы. Колбасьева расстреляли в том же году. Терпиловский остался в живых.

Мемориальная доска была открыта 30 мая 2007 года.

«В этом доме с 1928 по 1937 год жил Сергей Адамович Колбасьев, писатель, моряк, энтузиаст джаза», – сообщает она.

Новая беда дом постигла в 1941 году. В ноябре сюда попала фугасная бомба. Здание обвалилось. Удивительным образом пострадавших в этой трагедии не было.

Герой нашего времени

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

В 2001 году КГИОП включил дом Ламздорф-Ветошкиной в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. И вот тут, пожалуй, стоит рассказать о еще одном ярком жителе этого дома. Точнее жительнице. О ней я узнала из статьи «Фонтанки» за 2022 год.

Искусствовед, преподаватель истории искусств в Художественно-промышленной академии имени Штиглица Любовь Васькова купила здесь 40-метровую комнату в коммуналке в 2004 году. Много лет спокойно жить ей не давал пьющий сосед. И все равно даже для него Любовь Викторовна находила доброе слово:

«При этом он был неагрессивный. Более того, он постоянно разговаривал со мной о музыке».

И вот примерно в 2019 этот сосед Женя съехал. Васькова приобрела его комнату. И ахнула: после него осталось две машины вещей и клопы. Насекомых травили в три захода. Для этого пришлось содрать все обои до основания и разобрать загаженный паркет.

Фото: Центральный район ща комфортную среду обитая
Фото: Центральный район ща комфортную среду обитая

Следующим шагом стала замена старых рам - они сгнили и не закрывались, в комнате было жутко холодно. Так называемые итальянские арочные окна сделали на заказ. Когда их установили, выяснилось, что одно ниже, другое - выше. Рабочие объяснили это «пузырем» на потолке.

Васькова обратилась в управляющую компанию ЖКС № 1 Центрального района. «Пузырь» обследовали – для этого сняли часть штукатурки, дошли до чернового потолка. Тут выяснилось, что одна деревянная балка сгнила, а другая, поперечная, - прогнулась.

Началась долгая переписка Любови Викторовны с различными комитетами. Все запросы и ответы за четыре года сформировали две толстых папки на ее журнальном столике.

В 2021 году по обращению Васьковой дом-памятник пришел осматривать КГИОП. Он зафиксировал два нарушения.

«Ненадлежащее состояние деревянной балки подтверждено, вместе с тем установлено, что в комнате выполнен самовольный демонтаж отделки помещения и замена двух оконных заполнений на металлопластиковые белого цвета», — сообщили журналистам в комитете.

КГИОП потребовал от Жилкомсервиса провести скорый противоаварийный ремонт. Но все сроки были проигнорированы – не помог даже суд, ответчик предпочел просто заплатить штраф.

«Мне тут же сказали: «Любовь Викторовна, надо ставить хотя бы металлические стойки. Я говорю: «Флаг вам в руки, пожалуйста», – рассказала женщина.

Но вот незадача - оказалось, что материалов для установки стоек нет. Вокруг неравнодушной жительницы уже образовалось экспертное сообщество из архитекторов и инженеров. Дошло до того, что один из них психанул от равнодушия чиновников и вызвался сам привезти необходимые балки.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Перед этим Жилкомсервис заказал повторную экспертизу. И вот тут от результатов стало просто уже страшно. По расчетам инженера ООО «Проектно-сметное бюро и технический инжиниринг» Михаила Потеева, нагрузка, которую испытывает прогнувшаяся балка, превышает норму на 334%. Это сопоставимо с весом 15 легковых автомобилей. Возможные причины отыскались в далеком прошлом – это как раз та самая история с надстройкой четвертого этажа над чердаком...

Фото: Центральный район ща комфортную среду обитая
Фото: Центральный район ща комфортную среду обитая

В 2022 году все дошло, как по мне так, до абсурда. Любовь Викторовна получила повестку в суд. У него на рассмотрении находится иск КГИОП, в котором ведомство просит обязать собственников квартиры №5 в течение года провести ремонт помещения.

«В течение года я должна сделать ремонт этой комнаты. Я не против. Вы даже не представляете насколько. Только зачем через суд это? Я знаю [что нужно отремонтировать], только в начале надо балки и перекрытия сделать. Мне говорят: «Что вы с этими балками? Мы вас и не просим, чтобы вы балки сделали, потому что это общедомовая собственность. Мы говорим, чтобы вы оконные откосы сделали и стены поклеили». А потолок? Когда я говорила с юристом [КГИОП], она мне сказала: «Я не архитектор, не строитель, я — юрист, поэтому я не могу вам говорить, в какой очередности надо делать ремонт. Суд разберется». И я поняла, что если вот такие чиновники работают в КГИОПе, да ничего мы своим внукам не оставим», – рассказала «Фонтанке» женщина.

К сожалению, чем закончилась эта история, не знаю. В статье было написано, что любовь Викторовна разработала две экскурсии об истории дома и его владельцах. Чтобы привлечь внимание к проблеме сначала соседей, а потом просто неравнодушных петербуржцев.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

Про эти экскурсии ничего в Сети не нашла. Однако, если верить интернету, сейчас в этом доме работает галерея современного искусства «Моховая 18». Буду проходить мимо – попробую заглянуть туда и расскажу что увидела.

📍Адрес: Моховая, 18

Графине Ламздорф принадлежал и соседних дом по Моховой. Он еще знаменит тем, что там находится редакция журнала «Звезда». Если интересно – в парадную можно заглянуть здесь.