Найти тему

«ЛиК». Особенный детектив Грэма Грина «Наемный убийца». Читательский отзыв в двух частях. Часть I.

Мистер Дейвис (или Чамли) прячет Энн в камине.
Мистер Дейвис (или Чамли) прячет Энн в камине.

«Наемный убийца» – это рассказ о том, как простая английская девушка Энн предотвратила мировую войну.

Для этого ей пришлось пожертвовать сценической карьерой и любовью своего жениха, полицейского, рискнуть собственной жизнью и свести дружбу с настоящим наемным убийцей. И в довершение претерпеть голод, ночевку в холодном сарае, осажденном полицейскими, вдвоем с убийцей, которого «пробило» на откровенность, и еще массу мелких житейских неудобств, как то, невозможность своевременно принять ванну и почистить зубы, не говоря уже о длительном пребывании в одном и том же белье и платье. То есть именно тех неудобств, что могут сделать существование молодой и привлекательной девушки не только опасным, но и совершенно невыносимым.

Само действие, или, как сейчас принято выражаться в прогрессивных кругах, экшн, занимает в повествовании не самое главное место.

Конечно, есть здесь преступление, и даже не одно, но оно (или они) выступает просто в качестве детали, которая позволяет идентифицировать жанр, не более того. Есть расследование преступления и, соответственно, наказание. В расследовании принимают участие, соревнуясь друг с другом, полиция и сам преступник, наемный убийца; от его рук и приходит наказание главному преступнику, сэру Маркусу и его помощнику, мистеру Дейвису (он же мистер Чамли). Есть добротно проработанный сюжет (что вообще характерно для Грина) с переодеваниями, случайными встречами, трагическими и комическими событиями, и невероятной развязкой: полиция преследует наемного убийцу, а сам наемный убийца преследует главного преступника, своего анонимного нанимателя; возмездие настигает всех.

То есть, все элементы, что делают чтение не только приятным, но и увлекательным, наличествуют.

Но главное для автора не события, а герои, которыми он населил свой роман.

Причем сам главный герой, наемный убийца Джеймс Рейвен, мне показался довольно схематичным, как ни старался автор его оживить, снабдив тяжелым детством и трудной юностью, отталкивающей и при этом выразительной внешностью (чего стоит одна заячья губа), и даже придумав для него некие психологические искания, очевидно, для внушения нам, читателям, мысли, что наемный убийца тоже человек.

На меня, признаться, эти усилия большого впечатления не произвели. Наверное, надо сказать «спасибо» нашей родной беллетристике, подарившей нам такого изощренного мастера психологического портрета, что на его ярком фоне меркнут закордонные звезды.

Из двух главных героев девушка Энн получилась гораздо живее. Особенно живой она предстает перед нами в момент выбора между спасением мира и спасением своего возлюбленного, полицейского агента Мейтера. При всей кажущейся очевидности выбора, она, надо отдать ей должное, некоторое время колебалась, прежде чем сказать самой себе: «Спасение мира и Джимми обходится мне слишком дорого. Если дело дойдет до выбора, мир придется отодвинуть на второй план».

Что до героев второстепенных, так сказать, подручных, то здесь есть явные творческие удачи. Одним-двумя эпизодами, одной-двумя фразами автор весьма удачно рисует запоминающиеся портреты финансового и промышленного воротилы, сэра Маркуса, его подручного, мистера Дейвиса, начальника городской полиции, Джозефа Колкина, содержателей притона, влюбленных старичков Эки и Тайни, танцовщицы Руби, студенческого вождя Бадди Фергюссона и других. Вот на некоторых из этих действующих лиц мы остановимся подробнее.

На меня, признаться, большое впечатление произвел сэр Маркус. Очень актуальный персонаж, особенно с учетом нынешних реалий. Зловещий полумертвый старичок без биографии, лишенный каких либо жизненных радостей, да, пожалуй, и потребностей (спать он не решается, чтобы не тратить даром оставшееся время; питается кипятком, галетами и теплым молоком ; не пьет, не курит, никого не любит; равнодушен ко всему, кроме своей жизни и своей цели; говорит шепотом для экономии энергии, которая необходима ему для его гадких дел, например, для организации мировой войны с целью получения дополнительной прибыли от военных заказов – одних боеприпасов потребуется по самым скромным подсчетам на миллион фунтов в день), воплощенная мировая закулиса и безликое мировое зло, ни за что не отвечающий вершитель судеб народов, глобальный аноним с внешностью трясущейся, сморщенной мумии, траченной грибком. Словом, вылитый Сорос.

«Сэр Маркус вошел на цыпочках. Это был очень старый больной человек с маленьким пучком белой растительности на подбородке, напоминавшей пушок цыпленка. Он производил впечатление человека, усохшего в своей одежде, как зернышко ореха в скорлупе. Он говорил с едва заметным иностранным акцентом, и было весьма трудно определить, кто он такой.

…Это был человек, почти лишенный удовольствий: самым сильным его чувством была злоба, его главной целью – сохранение основного своего состояния – жизни, которая уже едва теплилась, как ни старался он зарядить себя энергией под каннским солнцем. Он был согласен есть галеты до конца дней своих, если это продлит ему жизнь».

Хороша картинка? А написано, между прочим, около сотни лет назад. Сейчас мумии получили возможность продлевать себе жизнь помимо диеты и иными, более изощренными, способами. Для чего они продлевают свою мучительную жизнь? Чтобы мстительно мучить мир? Ничего другого не приходит в голову. Мир, конечно, виноват.

Когда, обманутый сэром Маркусом, наемный убийца Рейвен добрался до своего обидчика, тот, в отличие от совершенно потерявшего голову мистера Дейвиса, даже не испугался. «Он был слишком стар, чтобы бояться: пистолет представлял для него не большую опасность, чем неверный шаг, когда он садился в свое кресло, или неловкое движение в ванной. …Люди, погибшие по его вине, были для него не более реальны, чем жертвы преступлений, о которых он читал в газетах».

Хорош и мистер Дейвис или мистер Чамли (он представляется так или иначе в зависимости от обстоятельств), трусоватый сластолюбец и сладкоежка, без колебаний сдающий Рейвену своего патрона, а потом, и это главное, девушку Энн, в обмен на воображаемый шанс уцелеть. Вот этого ему не следовало делать: выдав Энн, которая сделала выбор в пользу своего жениха-полицейского, он порвал последнюю нить, связывавшую Рейвена с жизнью и миром. Мистер Дейвис не понял этого и не мог поверить, что это действительно конец: у него же в час свидание с девочкой, невозможно умереть перед свиданием, так не бывает.

«Рейвен выстрелил. С отчаянием и холодностью он уничтожил свой последний шанс на побег, истратив две пули, когда вполне хватило бы одной. Ему казалось, что он убивает не испуганного мистера Дейвиса – нет, он убивал сейчас весь мир. …Не нашлось никого, кому можно было бы довериться: ни врача, ни священника, ни женщины».