Найти тему

Активная безопасность в семейных автомобилях

Оглавление

Безопасность – это один из важнейших факторов, который клиенты учитывают при покупке семейного автомобиля. Современные семейные автомобили, даже десятилетней давности, массово оснащаются системами активной безопасности. И в этой статье рассмотрим их.

Содержание статьи:

  1. Безопасность прежде всего
  2. Типовая комплектация современных семейных автомобилей
  3. Системы активной безопасности в семейных автомобилях
Активная безопасность в семейных автомобилях
Активная безопасность в семейных автомобилях

В 2023 году на дорогах России произошло 145073 ДТП (данные полиции), а также бесчисленное количество столкновений. Почему бесчисленное множество? Потому что о большинстве событий не сообщается, так как водители договариваются самостоятельно. Без малого 145 тысяч ДТП – много или мало? В конце 2023 года в России было зарегистрировано около 45 миллионов легковых автомобилей, более 3,7 миллионов грузовиков и около 2,3 миллиона мотоциклов. Риск аварии кажется низким. Так ли это на самом деле? В 2023 году в дорожно-транспортных происшествиях погибли 16152 человека, 183 тысячи человек получили травмы.

Безопасность прежде всего

Именно поэтому так важно соблюдать правила дорожного движения, а также передвигаться на безопасной машине. Также нужны рефлексы и умение предвидеть опасные ситуации. Потому что угроза может быть создана кем-то другим.

На российских дорогах количество аварий с каждым годом уменьшается
На российских дорогах количество аварий с каждым годом уменьшается

К счастью, несмотря на рост количества автомобилей на российских дорогах, количество аварий с каждым годом уменьшается. В основном это связано с большей осведомленностью водителей, большим соблюдением правил безопасности, улучшенными дорогами (в том числе с рядом объездных дорог), а также с лучшим техническим состоянием автомобилей. Несмотря на то, что россияне в основном покупают подержанные автомобили, парк автомобилей постоянно обновляется.

В современных автомобилях становится все больше и больше систем активной безопасности, которые поддерживают, а в некоторых случаях и помогают водителю в опасных ситуациях.

Однако следует помнить, что у них много ограничений. Человек всегда важнее всего – он и принимаемые им решения важнее всего для безопасности. Даже самые продвинутые системы не смогут спасти того, кто относится к дорогам как к месту гонок или пренебрегает вопросами безопасности.

Во-вторых, системы вообще не будут работать или не будут работать должным образом, если автомобиль не в надлежащем техническом состоянии.

Для большинства систем первостепенное значение имеет эффективность основного оборудования автомобиля, например:

  • Подходящая высота протектора шин и использование колес с размерами, рекомендованными производителем автомобиля;
  • Подходящая толщина тормозных дисков и тормозных колодок;
  • Свежая, надежная тормозная жидкость;
  • Эффективная система рулевого управления;
  • Правильно отрегулированная геометрия подвески;
  • Эффективная подвеска, включая в частности амортизаторы.

Большая часть систем работает на основе других датчиков. Примером может служить датчик скорости вращения колеса, установленный на каждом колесе автомобилей с системами ABS. Если хотя бы один датчик поврежден (или, что часто бывает, загрязнен), ABS, ESP, TPMS не будут работать, а в более оснащенных автомобилях и другие системы не будут работать.

Поэтому следует помнить: если хотите, чтобы машина была безопасной, и чтобы все системы активной безопасности работали, в машине должны быть:
  • Правильно подобранные автомобильные шины с высоким протектором;
  • Надлежащий уровень тормозной жидкости, которая не должна быть переувлажнённой (менять не реже одного раза в 2 года);
  • Тормозные колодки, накладки которых должны быть достаточной толщины;
  • Тормозные диски правильной толщины;
  • Эксплуатационные амортизаторы и пружина подвески;
  • Функциональные рычаги управления;
  • Неослабленные рулевые тяги;
  • Заданная геометрия подвески.

Типовая комплектация современных семейных автомобилей

В российских условиях определение семейного автомобиля довольно плавное. Для одних семей такой машиной является «Мерседес» 20-летней давности, для других – 4-летняя Гранта из сегмента B, а для третьих – современный седан для представителей среднего класса за минимум 3 млн.

Типовая комплектация современных семейных автомобилей
Типовая комплектация современных семейных автомобилей

Семейная машина должна быть просторной и иметь большое багажное отделение. По крайней мере, это теория.

Современные седаны среднего класса, такие как Ford Mondeo, Hyundai Sonata, Kia К5, Mazda 6 и Skoda Oktavia, имеют такие системы, как:

  1. ESP, ассистент движения по полосе,
  2. помощник по слепым зонам,
  3. помощник по знакам и концентрации,
  4. адаптивный круиз-контроль,
  5. система помощи при парковке и системы противоскольжения.

Некоторые автомобили также имеют систему противоскольжения при трогании с горы, а также систему защиты от затопления. В последних автомобилях все чаще появляются телеметрические системы, позволяющие независимо или автоматически вызывать помощь в случае аварии, а также системы предотвращения столкновений.

Оснащение седана десятилетней давности со вторичного рынка беднее по активным системам и обычно включает АБС, антипробуксовочную систему и парктроник. В автомобилях, представляющих верхний средний класс и даже более высокие сегменты, также можно найти ESP.

Теперь давайте рассмотрим самые популярные системы и проверим, для чего они монтируются и как работают.

Системы активной безопасности в семейных автомобилях

ABS – антиблокировочная тормозная система.

Колеса могут заклинивать на скользкой поверхности при торможении. Это может привести к заносу и несчастному случаю. Система ABS предназначена для предотвращения блокировки одного или нескольких колес при торможении.

Колеса могут заклинивать на скользкой поверхности при торможении
Колеса могут заклинивать на скользкой поверхности при торможении

Система ABS работает совместно с датчиками скорости вращения, установленными на каждом колесе. Если они обнаруживают, что одно (или несколько) колес во время торможения вращается с меньшей скоростью, чем другие, то система изменяет работу тормозной системы. Наиболее распространенное снижение – это давление тормозной жидкости, направляемое на тормозной суппорт на колесе, которое начинает блокироваться. Корректировки давления тормозной жидкости работают в реальном времени и меняются даже несколько десятков раз в секунду. Действие АБС ощущает сам водитель, ощущая пульсацию под педалью тормоза. Точно так, как будто сюда поставили электродвигатель.

ASR – система противоскольжения ведущего колеса

Резкое нажатие газа на мокрой или скользкой (например, замерзшей) поверхности может привести к заносу ведущих колес. Такая же ситуация может возникнуть при подъеме на крутой подъем. Система ASR защищает от таких ситуаций. Если она установлена в автомобиле, то у неё общий контроллер с системой АБС. В ней используются те же датчики частоты вращения, что и ABS для определения пробуксовки ведущих колес.

Если обнаруживается занос одного из ведущих колес, система ASR может его затормозить (контролируя работу одного тормозного суппорта). Кроме того, он также может отключать впрыск и зажигание или правильно управлять дроссельной заслонкой, независимо от нажатия водителем на акселератор.

ESP – система защиты от недостаточной и избыточной поворачиваемости

ESP – это самая продвинутая система активной безопасности, предотвращающая занос автомобиля. Если она есть в списке оборудования, то управляет системами ASR и АБС. ESP также использует показания датчиков скорости ABS. Однако, помимо этого, она собирает данные от ряда других, включая гироскопический датчик, датчик угла поворота рулевого колеса, скорость, передаточное число в коробке передач, поперечное ускорение и т. д. Система также имеет обширный контроллер, который выполняет тысячи вычислений каждый момент.

Если автомобиль недостаточно поворачивается (сжимая кривую), ESP контролирует давление тормозной жидкости, чтобы тормозить переднее колесо, когда оно движется по внешнему углу кривой.

Если автомобиль заносит избыточную поворачиваемость (расширение угла), ESP контролирует давление тормозной жидкости, чтобы тормозить заднее колесо, когда оно движется по внутренней части кривой. Затем ESP снижает скорость заднего колеса на внешнем углу поворота.

EBD – система предотвращения продольного скольжения

EBD – это электронный распределитель тормозного усилия. EBD также работает совместно с датчиками скорости вращения ABS. Система предотвращает продольное проскальзывание и специально разработана для уменьшения тормозного усилия. Система сравнивает данные, собранные датчиками скорости вращения ведомых и повернутых колес. В случае торможения она изменяет давление тормозной жидкости, направляемой к суппортам. Большее давление направлено на колеса оси, которая в данный момент имеет лучшее сцепление с дорогой.

Активный круиз-контроль

Активный круиз-контроль – это устройство, которое, с одной стороны, предлагает функции типичного круиз-контроля. Таким образом, водитель устанавливает (например, с помощью кнопок на рулевом колесе) необходимую скорость, а автомобиль поддерживает ее.

Активный круиз-контроль – это устройство, которое, с одной стороны, предлагает функции типичного круиз-контроля
Активный круиз-контроль – это устройство, которое, с одной стороны, предлагает функции типичного круиз-контроля

При обнаружении опасности водитель нажимает на педаль тормоза, и круиз-контроль немедленно отключается. Активный круиз-контроль имеет функцию, которая в случае аварии может замедлить или затормозить себя. Необходимо помнить, что автомобиль с активным круиз-контролем не является автономным автомобилем. Водитель по-прежнему должен всё контролировать, а круиз-контроль только облегчает ему движение по шоссе или даже по городу при движении на очень низкой скорости. Если водитель не отреагирует самостоятельно в аварийной ситуации, круиз-контроль чаще всего только уменьшит последствия аварии, но не предотвратит ее.

В круиз-контроле используются камеры и радарные головки, расположенные за решеткой радиатора. Один контролирует близкие расстояния, а другой контролирует большие расстояния. Активный круиз-контроль можно устанавливать только в автомобили, оснащенные автоматической коробкой передач.

Система помощи при парковке

Маневрировать на стесненных городских парковках очень сложно. Именно поэтому современные семейные автомобили оснащены системами помощи при парковке. В самом простом варианте они имеют парктроник сзади или спереди и сзади на борту. Если бампер автомобиля находится близко к препятствию, датчики издадут звуковой сигнал. Кроме того, на специальном экране будет отображаться информация о том, как далеко до препятствия.

Еще лучшим решением или дополнением к датчикам является камера заднего вида. Её изображение выводится на экран в кабине водителя. Используются и более продвинутые решения – 360° камера или автономная система парковки, при которой компьютер самостоятельно ставит машину в выбранное место, маневрируя рулевой системой и двигателем.

Lane Assist

Lane Assist – это устройство, предупреждающее о непреднамеренной смене полосы движения водителем. Камера, установленная за лобовым стеклом, отслеживает рисунок полосы движения на дороге. Если водитель не поворачивал рулевое колесо, и автомобиль начинает приближаться к полосе или выходить за нее, система предупреждает водителя.

Система, распознающая дорожные знаки

В этом случае система получает информацию из двух источников:

  • Первый – это камера, которая наблюдает за обочиной дороги;
  • Второй – автомобильная навигация, а точнее её карты. У них есть ограничения скорости и другая информация и предупреждения.

Система предупреждает водителя, например, о превышении ограничения скорости.

Помощник слепых зон в зеркалах

Автомобильные зеркала очень важны для безопасности, например, при смене полосы движения.

Автомобильные зеркала очень важны для безопасности, например, при смене полосы движения
Автомобильные зеркала очень важны для безопасности, например, при смене полосы движения

Однако у каждого из них есть так называемое слепое пятно. Даже у сферических зеркал есть определенный сегмент, который они не могут охватить. А это может означать, что в случае внезапного появления автомобиля на соседней полосе движения водитель может этого не заметить. Чаще всего в слепую зону попадают автомобили, движущиеся передним бампером заподлицо с задним бампером нашей машины.

Помощник по слепым зонам в зеркалах использует радары или камеры, контролирующие так называемые слепые зоны. Если система обнаруживает, что водитель хочет сменить полосу движения (в результате получения сигнала об изменении угла поворота рулевого колеса) и одновременно обнаруживает автомобиль в слепой зоне, она предупреждает водителя звуковым и визуальным сигналом.

Система предотвращения столкновений

Система предотвращения столкновений на небольшой скорости (до 35 км/ч) сама останавливает автомобиль при обнаружении угрозы. Это полезно при движении в пробке, чтобы в момент невнимательности не наехать на едущую перед вами машину.

При движении на высокой скорости система предотвращения столкновений обычно снижает серьезность аварии. В некоторых случаях это может предотвратить их. Действия водителя всегда превыше всего.

В системе предотвращения столкновений используются две радиолокационные головки. Одна контролирует более близкое окружение, а другой контролирует более отдаленное окружение автомобиля. Головки установлены за решеткой радиатора. Система также может использовать дополнительные камеры.

Эти же элементы используются и в активном круиз-контроле, поэтому обычно обе системы присутствуют одновременно в одной модели автомобиля.

На первом этапе работы система предупреждает водителя о возможности столкновения – визуально, акустически, а иногда и внезапно, разовым торможением автомобиля. Давление тормозной жидкости также немедленно увеличивается, поэтому торможение может быть более эффективным. Если водитель не отреагирует, компьютер будет тормозить сам.

Система предотвращения отката при трогании с места. Эта система также работает вместе с системой ABS. Когда водитель начинает движение в гору, система поддерживает высокое тормозное давление еще 1 или максимум 3 секунды (в зависимости от уклона). Благодаря этому водителю не нужно задействовать ручной тормоз, и машина не скатывается. Когда водитель нажимает педаль сцепления, давление падает, и тормозные колодки отрываются от дисков.

TPMS – система контроля давления в шинах автомобилей

Езда на шинах с низким давлением воздуха очень опасна. Автомобиль может потерять управляемость, а шина, из которой выходит много воздуха, может порезать обод. Это может привести к аварии.

Даже небольшие потери воздуха приводят к увеличению расхода топлива, ускоренному износу шин и снижению эффективности тормозов и систем безопасности. TPMS может работать на основе данных с датчиков АБС. Это происходит в так называемой косвенной системе. Когда в колесе меньше воздуха, оно вращается медленнее, чем другие. Затем система его обнаруживает.

Вторая, более совершенная (но более дорогая в обслуживании) система – это прямая система. В ней используются датчики с преобразователями, установленными на клапанах. Они постоянно измеряют давление и передают данные по радиоволнам на блок управления.

Современные системы безопасности
Современные системы безопасности
Современные системы безопасности предназначены для поддержки водителя, но не для того, чтобы помочь ему соблюдать правила и предупреждать опасные ситуации.

Другие материалы по теме: