Найти тему
Максим Федосеев

В поисках правильного варианта

Александр Ширвиндт со студентами Щукинского училища  (курс Л.В. Ставской) во время репетиции, примерно 1990 год. На фото также: в центре - засл. арт. РФ Наталья Масич, слева от нее - Кумахов Мухадин - министр культуры Кабардино-Балкарской Республики и одновременно актер театра столицы республики, крайний справа - Анатолий Фролов, уже нет в живых, актер и режиссер, поставил замечательный спектакль Ступинского театра "Сказ о попе и его работнике Балде" (есть на youtube), на заднем плане на фоне стены справа - Татьяна Фесенко - актриса, работала в "Ленкоме".
Александр Ширвиндт со студентами Щукинского училища (курс Л.В. Ставской) во время репетиции, примерно 1990 год. На фото также: в центре - засл. арт. РФ Наталья Масич, слева от нее - Кумахов Мухадин - министр культуры Кабардино-Балкарской Республики и одновременно актер театра столицы республики, крайний справа - Анатолий Фролов, уже нет в живых, актер и режиссер, поставил замечательный спектакль Ступинского театра "Сказ о попе и его работнике Балде" (есть на youtube), на заднем плане на фоне стены справа - Татьяна Фесенко - актриса, работала в "Ленкоме".

Два дня назад ушел из жизни Александр Анатольевич Ширвиндт. В нашем чате однокурсников по Щуке (уменьшительно-ласкательное название московского Щукинского училища) это, конечно же, вызвало отклик - А.А. был там одним из преподавателей и ставил с ребятами спектакли в студенческом театре.

И вот, глядя на одну из фотографий, которую выложили в чате (смеющийся А.А., смеющиеся ребята вокруг), меня вдруг догоняет много лет спустя чувство: блин! А я ведь ПРОШЕЛ МИМО!... Причем - сам, по собственному желанию! (Ушел после первого курса, точнее, после армии не вернулся назад, как и почему – это уже отдельная история).

Думать об этом мне, конечно, случалось и раньше. Но именно эмоциональный… обвал почему-то произошел именно сейчас.

Пишу ребятам: «Эх, какие вы счастливые, что у вас это БЫЛО!..» И потом, не выдержав, добавляю еще про пару слов про себя - что, мол, глупо поступил, что ушел.

Получаю отклик: «Порой мы делаем вообще неоправданные шаги, но это тоже для чего-то ❤️❤️❤️» и уже готовлюсь было написать в ответ: «да, все верно, спасибо, я с тобой согласен…», как вдруг внутри возникает неожиданный возглас: стоп, стоп, стоп!...

Нет, слова были очень хорошие и искренние, это безусловно были слова поддержки и, может быть, даже сочувствия и притом от совершенно замечательного человека и замечательной актрисы одного из ведущих театров Москвы, которую я очень люблю, но … моя мысль невольно зацепилось за нечто другое.

Внутри вдруг возник вопрос, и касался он теперь уже исключительно предмета как такового: это все в самом деле было нужно ЗАЧЕМ-ТО? То есть, когда мы совершаем ошибки, ну или что-то, что хочется назвать ошибкой, то – да, мы возможно не могли их не совершить, но… было ли это совершено именно ЗАЧЕМ-ТО?? То есть не ПРОСТО ТАК?!

И в этот момент мне открылся интересный трюк мышления: когда нет готовности увидеть (и принять!) себя в какой-то ситуации, просто как в данном случае, скажем так, грубо говоря, лоха, то начинаются всякие танцы: да, лох, но не просто так лох, а лох – почему-то, зачем-то, для чего-то, для какой-то цели, возможно даже великой и тайной и… может быть уже даже и не лох вовсе. И то, что было, это не косяк, а… уже чуть ли не некий бриллиант, который мы еще потом в корону вставим…

Это вроде как такая психотерапия. В ямку набросать фиалок, и ямки вроде как уже и нет, вроде как уже и не ямка это вовсе. В общем, стратегия по избеганию эмоциональной боли.

Ведь по сути «зачем-то» — это просто лишнее движение. Не нужное. Не обязательно искать смысл. Можно просто все оставить ТАК КАК ЕСТЬ. По поводу смыслов можно, конечно, пофантазировать на досуге, но можно и не делать этого!

Ситуация с уходом А.А. в этой моей личной истории стала, наверное, просто тригером. Я учился в Щуке, как уже написал, всего один год, и именно с А.А. мне как раз и не довелось встретиться в своей студенческой биографии. Но там, без сомнения, как я это сейчас вижу, был ЦЕЛЫЙ ПЛАСТ такого уровня. Пласт, который сошел.