Найти в Дзене
Блог нарцисса

Как превращаются в монстров или история брака психопатов. Психологический разбор сериала "Цветы на чердаке. Начало"

Оглавление

Сериал "Цветы на чердаке. Начало" вышел в свет в 2022 году, снят по одноименному сюжету книги Вирджинии Эндрюс, являющийся предысторией к событиям фильма 1988 года. Талантливая постановка, прекрасная игра актеров, остросюжетные повороты и дорогие декорации делают этот сериал одним из лучших, что сняли за прошедшие 5 лет. Данная работа интересна не только в плане сценария, но и в рамках психопатологии. Каждый персонаж сериала имеет свои особенности, яркий характер, нестандартный типаж, в связи с чем, предполагаю, что психологический разбор будет весьма интересен. По ходу обзора кинокартины постараюсь ответить на вопрос: как безобидная женщина смогла стать безжалостным монстром и почему я считаю, что такой она была изначально, а не из-за мужа.

Оливия Фоксворт: жертва или волк в овечьей шкуре?

-2

Оливия является главной героиней, вокруг жизни которой завязывается весь сюжет, по сути весь сериал является биографией, повествующей о том, как же дошло до того, что она стала монстром. В начале Оливия предстает перед нами образованной, деловой женщиной, ведущей дела вместе со своим отцом, она успешна, умна и мила, но что-то тут нет так... Начнем с момента как героиня знакомится с Малькольмом Фоксвортом, в диалогах она робкая и неуверенная, вечно опущенные глаза, на комплименты реагирует непривычно, вся зажата. О чем это свидетельствует? Что будучи уже не молодой по меркам того времени, у нее никогда не было отношений с противоположным полом, с мужчинами ей некомфортно, спрашивается почему? Дело в том, что по сюжету у Оливии нет матери, только отец, по сути, он воспитал в ней эти деловые черты, любовь к книгам, дал образование, но те вещи, которые должна каждая мать объяснить девочке, папа дать не мог. В связи с чем, героиня вообще не умеет контактировать с мужчинами, потому и влюбляется в первого встречного, который оказал знаки внимания. Имея заурядную внешность и несвойственный женщинам того времени ум, она не была привлекательной в глазах мужчин. Однако, понимая это, Малькольм Фоксворт начал действовать. Заманить её было не сложно, из-за дефицита внимания Оливия попалась на удочку нарцисса-психопата, но была ли она так проста? Давайте разбираться...

-3

Задумывались ли Вы почему Оливия одинока? Здесь примечательны не только трудности в общении, но и сам факт полного отсутствия друзей, кроме кузена священника. Затем следующие странности, а именно то, как после аномальных поступков мужа она всегда остается. Да, можно вспомнить момент, когда героиня уходила, но узнав, что её отец умер, вернулась обратно, неужели нельзя было жить самостоятельно? Оливия быстро включилась в жестокие игры Малькольма, с каждой серией лицо становилось амимичным, глаза злее, а поступки жестче и жестче. Все перечисленные свидетельства говорят о том, что изначально у Оливии был патологический фон, а брак с психопатом стал триггером для раскрытия этих черт. На ровном месте человек не превращается в монстра, всегда есть какая-то предрасположенность. Отсутствие матери, отцовское воспитание (причем чуть позже мы узнаем, что у него были долги, видимо не столь благополучный он оказался), нет близких друзей, полное отсутствие навыков коммуникации - ничто иное как предпосылки к психопатологии.

-4

Малькольм не просто так её выбрал, он психопат и умел чувствовать жертв, которыми можно не только управлять, но и быть уверенным, что та никуда не уйдет. Психолог Сэм Вакнин указывает на характерное для нарциссов желание мелкими провокациями проверять на податливость насилию. Так и в данной ситуации, Малькольм заманил, показал себя белым и пушистым, а потом каждый раз подвергал издевательствам всё изощреннее и изощреннее, понимая, что никуда она не денется, ведь Оливия как и он больна. Вместе они друг друга стоили, как бы ненавистно не смотрела жена, были сцены, когда прикрывая следы своих злодеяний, она смотрела на него с любовью. Была в ней двойственность, с одной стороны злость за сломанную жизнь, а с другой желание быть нужной. Корни этого желания идут из детства, отсутствие матери сыграло в этом роль, Оливия подсознательно тянулась к близости, несуществующей холодной заботе мужа, ведь для нее быть нужной, значит быть любимой.

-5

Спустя много лет она стала смиренной, выполняла его приказы, боялась, ненавидела и любила, именно эта противоречивость чувств и позволила им сохранить брак, не дети были ключевым фактором, а именно её расстройство. Когда дети разъехались Оливия их не вспоминала, они стали грехом, злодеянием, помощь им была бы услугой дьяволу. Еще один факт, что потеряв жестокое отношение Малькольма, она заполнила эту пустоту религией, причем в фанатичной форме. Очень уж легко из одной крайности перешла в другую, что свидетельствует нам об отсутствии понимания базовых понятий о любви и заботе. Склонность к мазохизму, самоуничтожению - это замаскированная ненависть к себе, аутоагрессивное поведение. Религиозное помешательство ожесточило её, Оливия потеряла остатки человечности, это привело к событиям, происходящим в киноадаптации 1988 года, спойлерить не буду, советую посмотреть отдельно.

Киноадаптация 1988 года
Киноадаптация 1988 года

Малькольм Фоксворт: недолюбленный изверг- сломленный психопат

-7

Малькольм Фоксворт в начале сериала предстает перед нами галантным джентльменом, умеющим ухаживать за дамой. Он красив, богат, воспитан, но за этой обложкой скрывается чудовище. Будучи психически сломленным, герой применял жестокость и бесчеловечность по отношению ко всем, кто был близок, включая жену, детей, мачеху, отца. У него имелась одна мечта, родить дочь, которая будет похожа на его мать. Конкретно отсутствие материнского тепла, а как мы помним она сбежала из этого дома, когда Малькольм был маленький, привело к психопатологии. С одной стороны, герой хотел возместить материнскую любовь путем тотального фетишизма вещами, которые ей принадлежали, а с другой, воплотить непережитый Эпидов комплекс. В представлении Фрейда, Эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, он обозначает бессознательное или сознательное платоническое влечение к родителю противоположного пола. Однако, если его не прожить, то данное влечение может сохраняться во взрослом возрасте, сочетаясь со стыдом и тревогой. В случае Малькольма стыда и тревоги не наблюдалось, он сознательно искал способы удовлетворить сексуальные потребности, представляя мать. Дочь нужна была ему также по этой причине, имея сходство с его мамой, тот мечтал, что в будущем сможет воплотить и этот гнусный замысел.

-8

Совершенно правильно будет отметить, что Малькольм имеет тяжелое психическое расстройство, такое влечение совершенно ненормально, у него напрочь отсутствует эмпатия, не заложены базовые понятия "хорошо-плохо", он настолько болен, что индуцирует это на окружающих, превращая в подобных себе. Также у героя ярко выраженные черты нарциссизма, очень трепетно уж он относится к себе и своему образу, не ценит чувства других, считая свои потребности выше и главнее, мужчина циничен, холоден, высокомерен. Ему совершенно безразлично, что чувствуют окружающие, отсутствиет мораль и сожаление, главное удовлетворить эго, но при этом нарциссизм не является ведущим расстройством, он лишь накладывается на его стойкую психопатию .

Малькольм словно хищник умеет чувствовать свою жертву, распознавая в ней слабости и нужные качества. В Оливии он увидел подобие себя, но более скомпенсированное и человечное, у них обоих не было матери, базовое чувство безопасности неудовлетворенно. Методики героя жестокие и изощренные, его психическое расстройство более стойкое, нежели чем у жены, однако со временем и у нее проявляются подобные черты. Выбор именно Оливии был не случайным, любви там, конечно, не было, но схожесть характеров имеется. Такие человеческие чувства как любовь и привязанность для него не существуют, он просто не способен испытывать их из-за особенностей своего расстройства, его патологическое желание обладать мини-версией матери не относится к любви, это проявление бредовой идеи.

-9

Его жестокости и хладнокровию нет предела, убив своего отца, Малькольм запустил каскад трагических событий, это была точка не возврата для него как для человека. Антисоциальное расстройство личности привело к полному распаду героя, не случись с ним несчастье, неизвестно, чтобы еще мог он натворить. Даже будучи обездвиженным инвалидом у него хватало сил сопротивляться и пакостить Оливии, хотя та уже торжествовала над его униженным положением. Возможно, герой получил по заслугам за все свои злодеяния. Но в тоже время был ли у него шанс на выздоровление? Конечно, нет, увы, такое стойкое и выраженное психическое расстройство как у него не подлежит излечению, коррекции иногда, но если проводить её с детства. Малькольм был уже устоявшейся личностью, стабилизировать эти нарушения без медикаментов и психотерапии невозможно, а в то время психиатрия имела слабый арсенал, в частности лоботомию, гидротерапию, электро-судорожную терапию и тому подобное. Мать героя нанесла непоправимый урон психике своего сына, сбежав от него, она создала жестокого монстра, уничтожившего всё живое в поместье Фоксворт.

-10