В церкви есть товары и сервисы, которые она предлагает за деньги.
К товарам относится: литература, иконы, свечи, ладан, масла, четки и т.д.
К сервисам относятся: требы (записки за здравие и упокоение), стоимость таинств – венчание, соборование, крещение, отпевание и т.д.
Церковь, в соответствии с конституцией РФ, отделена от государства. То есть священники и монашествующие не являются госслужащими. Им не положены ни зарплаты, ни премии, ни пенсии.
Не имеют они права заниматься и коммерческой деятельностью. Церковь же, как хозяйственный субъект, обязана платить коммунальные платежи и другие виды платежей.
При этом в народном бессознательном почему - то церковь ассоциируется с нищетой и нестяжательством. Представляется, что она и должна быть такой, и только такой.
Отсюда возникает вопрос заглавия статьи.
На него есть 3 варианта ответа.
Давайте ознакомимся. Захотите добавить, уточнить, опровергнуть – пишите в комментариях
Вариант 1: Должна предлагать и предлагает.
Такой позиции придерживаются большинство священников, особенно настоятели храмов и святых обителей. Они знают, как непросто вести церковное хозяйство и используют все возможности для этого.
Какие?
- Поиск благодетелей и меценатов.
- Ведение прицерковных хозяйств, ферм, кафешек с особой церковной едой и выпечкой.
- Продажа церковной утвари за деньги.
- Предложение церковных сервисов (треб и Таинств) за деньги.
От того, насколько хозяйственным и предпринимательским духом обладает настоятель храма или святой обители зависит насколько хозяйственно беспроблемной будет церковно-хозяйственная жизнь. Сотрудники довольны, по счетам оплачено, прихожане довольны, все нормально.
Здесь, настоятелю храма или обители нужны компетенции дипломатии, предприимчивости, маркетинга и финансов и так далее.
Церковь – это хозяйствующий субъект. Надо уметь им управлять.
В западной церкви на такие позиции назначают после прохождения оценки, обучают церковному менеджменту, а прихожане платят обязательный церковный налог. Там системно и закономерно. У нас, в России – ближе к сектантству. По прихоти и милости.
Вариант 2: Не должна церковь этого делать.
Такой вариант, как ни странно, предлагает известный профессор богословия МДА А.И.Осипов.
Он не только говорит об этом варианте своим мирским слушателям, но и постоянно напоминает об этом священникам. Напоминает священству, что Христос изгнал торговцев из храма. Церковь – дом молитвы Богу, а не супермаркет духовных услуг.
Священники принимают такие советы в штыки, считая про себя: легко говорить преподавателю, не имея ответственность за хозяйственную деятельность. А ты оплати в конце месяца работу певчик, уборщиц, всю коммуналку, да еще и здание отремонтируй. Откуда деньги возьмешь, Ильич?
Алексей Ильич Осипов, надо отдать ему должное, умеет работать с возражениями. И замечает так: вам ведь не бабушки немощные обеспечивают все это, а богатые спонсоры и меценаты. Если вы будете даром давать народу сервисы и товары церковные – то быстрее и лучше найдете и меценатов. Бог поможет.
Могу сказать следующее: в Подмосковье я знаю несколько церквей и их настоятелей, которые так и поступают. У них бабушка может бесплатно помянуть всех своих почивших родственников, соседок и подруг, бесплатно взять и поставить свечи. Принцип такой: нет стоимости на требы – кто сколько даст.
Я не видел этих настоятелей стоящих с протянутой рукой и просящих милостыню. Они дают от души, даром – им и приходит хорошо. Ибо не оскудеет рука дающего. Бог, Который втайне – помогает явно.
Напротив, как только настоятеля начинает «душить жаба» и грызть бес стяжательства – так и хозяйство в упадок приходит. Высокие цены на требы, во время богослужения по нескольку раз обходят с подносами для пожертвований (уже не молитвой увлечен прихожанин, а постоянно в кошелек лазит, чтобы положить деньги на поднос). Как следствие: конфликты, проблемы, смена персонала. Жадность ведь грех. Для священника или монаха втройне – они ведь священнослужители, образцы добродетели, а не примеры от противного. Так в норме.
Третий вариант: Нужно установить единые финансовые стандарты в церкви.
Церковь именуют большой сектой в народе не просто так. Чем секта отличается от организации? Стандартизацией процессов, ответственностью, компетентностью.
Западная церковь пошла путем стандартизации. Это организация. Русская церковь осталась в древности и больше похожа на секту в феодальном строе.
Представьте, если бы работодатель вам платил не жалование, в соответствии с трудовым договором, за результаты и исполнение процессов, а подавал «по милости». Один месяц он не мил. Другой мил. А вам семью кормить надо и жить перманентно, а не от случая к случаю.
Второй вариант «осиповский» он как раз про милостыню.
Третий вариант, этот – он про четкость процессов, оплаты и стандартов.
Чем работа священника отличается от работы другого служащего? Например, учителя, воспитателя, коуча, тренера? Ничем. Есть компетентность, есть процессы, есть исполнение работы и удовлетворение клиентов и партнеров, есть результаты. Но служащий получает гарантированную оплату и премии, пенсии и надбавки. А священник не получает. Как Бог даст, что называется.
А ведь можно сделать систему, а не секту.
Как это сделали наши западные коллеги. Установить единые тарифы на требы, системы скидок льготным категориям граждан, зарплаты и премии священникам.
Один священник, например, учится, защищает диссертации по богословию, а другой – нет. Тот, кто учится и старается – пусть больше зарабатывает. Все как в науке- имеешь степень в ВУЗе или НИИ – и тебе больше причитается. Не по милости, а заслуженно, за твои труды.
Всякий труд должен быть оплачен? Чем лучше труд – тем выше оплата?
Если так сделать в церкви, то мы увидим в храмах опрятных, компетентных священников, качественно оказывающих духовные услуги и предлагающих качественные товары. При этом не стоящих с протянутой рукой и не занимающихся стяжательством и вымогательством.
Почему должно бытовать народное российское представление: нищие, неопрятные, несчастные прихожане и такой же батюшка. Вот они собрались в грязном храме. Все у них плохо. Но они и не замечают. Ведь они устремлены в молитву, утешены ей.
Что это за образ такой? Церковь же не бомжатник и не секта несчастных. Церковь – не отстой, а Высшее. Так и должна соответствовать этому в своих процессах, убранстве и системе хозяйственной деятельности, в том числе.
Надежда на меценатов.
Я бы на нее сильно не ставил. Да, в России (и это издревле повелось) заведено богатым щедро жертвовать на храм. И путинские чиновники жертвуют щедро, и из казны деньги дают. Потому и храмов много строится.
Но ведь главный вопрос – почему чиновники жертвуют? Бога любят? Нет, знают, что грешат, боятся Высших сил и через такие пожертвования вымаливают себе индульгенции. Это разве чистые деньги?
Пусть лучше такой чиновник придет в храм, помолится Богу на коленях, как мытарь, как грешник, а потом своих сотрудников поблагодарит, премии им выпишет, работу улучшит. А не то, что своровал у государства, унижал своих работников, как рабов, а потом часть отдал в храм на индульгенцию. И все нормально. Это не боголюбие, а лукавство и обман себя и Бога.
Послесловие.
Итак, вот 3 варианта. Доводы за и против них.
Какой вам ближе? Какой вы хотели бы видеть церковь, священников и все сервисы с этим связанные.