Найти в Дзене
Игорь Орлов

Должна ли церковь предлагать свои товары и услуги за деньги? 3 варианта ответа.

Оглавление

В церкви есть товары и сервисы, которые она предлагает за деньги.

К товарам относится: литература, иконы, свечи, ладан, масла, четки и т.д.

К сервисам относятся: требы (записки за здравие и упокоение), стоимость таинств – венчание, соборование, крещение, отпевание и т.д.

Церковь, в соответствии с конституцией РФ, отделена от государства. То есть священники и монашествующие не являются госслужащими. Им не положены ни зарплаты, ни премии, ни пенсии.

Не имеют они права заниматься и коммерческой деятельностью. Церковь же, как хозяйственный субъект, обязана платить коммунальные платежи и другие виды платежей.

При этом в народном бессознательном почему - то церковь ассоциируется с нищетой и нестяжательством. Представляется, что она и должна быть такой, и только такой.

Отсюда возникает вопрос заглавия статьи.

На него есть 3 варианта ответа.

Давайте ознакомимся. Захотите добавить, уточнить, опровергнуть – пишите в комментариях

Вариант 1: Должна предлагать и предлагает.

Такой позиции придерживаются большинство священников, особенно настоятели храмов и святых обителей. Они знают, как непросто вести церковное хозяйство и используют все возможности для этого.

-2

Какие?

  • Поиск благодетелей и меценатов.
  • Ведение прицерковных хозяйств, ферм, кафешек с особой церковной едой и выпечкой.
  • Продажа церковной утвари за деньги.
  • Предложение церковных сервисов (треб и Таинств) за деньги.

От того, насколько хозяйственным и предпринимательским духом обладает настоятель храма или святой обители зависит насколько хозяйственно беспроблемной будет церковно-хозяйственная жизнь. Сотрудники довольны, по счетам оплачено, прихожане довольны, все нормально.

Церковная скотоводческая мясомолочная ферма.
Церковная скотоводческая мясомолочная ферма.

Здесь, настоятелю храма или обители нужны компетенции дипломатии, предприимчивости, маркетинга и финансов и так далее.

Церковь – это хозяйствующий субъект. Надо уметь им управлять.

В западной церкви на такие позиции назначают после прохождения оценки, обучают церковному менеджменту, а прихожане платят обязательный церковный налог. Там системно и закономерно. У нас, в России – ближе к сектантству. По прихоти и милости.

Вариант 2: Не должна церковь этого делать.

Такой вариант, как ни странно, предлагает известный профессор богословия МДА А.И.Осипов.

Заслуженный профессор богословия МДА Алексей Ильич Осипов
Заслуженный профессор богословия МДА Алексей Ильич Осипов

Он не только говорит об этом варианте своим мирским слушателям, но и постоянно напоминает об этом священникам. Напоминает священству, что Христос изгнал торговцев из храма. Церковь – дом молитвы Богу, а не супермаркет духовных услуг.

Священники принимают такие советы в штыки, считая про себя: легко говорить преподавателю, не имея ответственность за хозяйственную деятельность. А ты оплати в конце месяца работу певчик, уборщиц, всю коммуналку, да еще и здание отремонтируй. Откуда деньги возьмешь, Ильич?

Алексей Ильич Осипов, надо отдать ему должное, умеет работать с возражениями. И замечает так: вам ведь не бабушки немощные обеспечивают все это, а богатые спонсоры и меценаты. Если вы будете даром давать народу сервисы и товары церковные – то быстрее и лучше найдете и меценатов. Бог поможет.

Могу сказать следующее: в Подмосковье я знаю несколько церквей и их настоятелей, которые так и поступают. У них бабушка может бесплатно помянуть всех своих почивших родственников, соседок и подруг, бесплатно взять и поставить свечи. Принцип такой: нет стоимости на требы – кто сколько даст.

Я не видел этих настоятелей стоящих с протянутой рукой и просящих милостыню. Они дают от души, даром – им и приходит хорошо. Ибо не оскудеет рука дающего. Бог, Который втайне – помогает явно.

Напротив, как только настоятеля начинает «душить жаба» и грызть бес стяжательства – так и хозяйство в упадок приходит. Высокие цены на требы, во время богослужения по нескольку раз обходят с подносами для пожертвований (уже не молитвой увлечен прихожанин, а постоянно в кошелек лазит, чтобы положить деньги на поднос). Как следствие: конфликты, проблемы, смена персонала. Жадность ведь грех. Для священника или монаха втройне – они ведь священнослужители, образцы добродетели, а не примеры от противного. Так в норме.

Третий вариант: Нужно установить единые финансовые стандарты в церкви.

Церковь именуют большой сектой в народе не просто так. Чем секта отличается от организации? Стандартизацией процессов, ответственностью, компетентностью.

Западная церковь пошла путем стандартизации. Это организация. Русская церковь осталась в древности и больше похожа на секту в феодальном строе.

Церковный налог в Германии. Заплатил (как членские взносы в партию) и числишься законным прихожанином. Система? Педантичные немцы платят, потому что не хотят иметь нищих священников и храмы. Каждый должен иметь доходы за свой труд. Священник тоже.
Церковный налог в Германии. Заплатил (как членские взносы в партию) и числишься законным прихожанином. Система? Педантичные немцы платят, потому что не хотят иметь нищих священников и храмы. Каждый должен иметь доходы за свой труд. Священник тоже.

Представьте, если бы работодатель вам платил не жалование, в соответствии с трудовым договором, за результаты и исполнение процессов, а подавал «по милости». Один месяц он не мил. Другой мил. А вам семью кормить надо и жить перманентно, а не от случая к случаю.

Второй вариант «осиповский» он как раз про милостыню.

Третий вариант, этот – он про четкость процессов, оплаты и стандартов.

Чем работа священника отличается от работы другого служащего? Например, учителя, воспитателя, коуча, тренера? Ничем. Есть компетентность, есть процессы, есть исполнение работы и удовлетворение клиентов и партнеров, есть результаты. Но служащий получает гарантированную оплату и премии, пенсии и надбавки. А священник не получает. Как Бог даст, что называется.

А ведь можно сделать систему, а не секту.

Как это сделали наши западные коллеги. Установить единые тарифы на требы, системы скидок льготным категориям граждан, зарплаты и премии священникам.

Один священник, например, учится, защищает диссертации по богословию, а другой – нет. Тот, кто учится и старается – пусть больше зарабатывает. Все как в науке- имеешь степень в ВУЗе или НИИ – и тебе больше причитается. Не по милости, а заслуженно, за твои труды.

Всякий труд должен быть оплачен? Чем лучше труд – тем выше оплата?

Если так сделать в церкви, то мы увидим в храмах опрятных, компетентных священников, качественно оказывающих духовные услуги и предлагающих качественные товары. При этом не стоящих с протянутой рукой и не занимающихся стяжательством и вымогательством.

Хорошо ли так? Не унижает ли это Великое Священство?
Хорошо ли так? Не унижает ли это Великое Священство?

Почему должно бытовать народное российское представление: нищие, неопрятные, несчастные прихожане и такой же батюшка. Вот они собрались в грязном храме. Все у них плохо. Но они и не замечают. Ведь они устремлены в молитву, утешены ей.

Что это за образ такой? Церковь же не бомжатник и не секта несчастных. Церковь – не отстой, а Высшее. Так и должна соответствовать этому в своих процессах, убранстве и системе хозяйственной деятельности, в том числе.

Надежда на меценатов.

Я бы на нее сильно не ставил. Да, в России (и это издревле повелось) заведено богатым щедро жертвовать на храм. И путинские чиновники жертвуют щедро, и из казны деньги дают. Потому и храмов много строится.

Но ведь главный вопрос – почему чиновники жертвуют? Бога любят? Нет, знают, что грешат, боятся Высших сил и через такие пожертвования вымаливают себе индульгенции. Это разве чистые деньги?

Свои жадно стяжать
Свои жадно стяжать
Часть жертвовать, чтобы отмолить жадность стяжательства
Часть жертвовать, чтобы отмолить жадность стяжательства

Пусть лучше такой чиновник придет в храм, помолится Богу на коленях, как мытарь, как грешник, а потом своих сотрудников поблагодарит, премии им выпишет, работу улучшит. А не то, что своровал у государства, унижал своих работников, как рабов, а потом часть отдал в храм на индульгенцию. И все нормально. Это не боголюбие, а лукавство и обман себя и Бога.

Послесловие.

Итак, вот 3 варианта. Доводы за и против них.

Какой вам ближе? Какой вы хотели бы видеть церковь, священников и все сервисы с этим связанные.

Пишите в комментариях.

Добра всем.

Ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями и приглашайте на канал.