Найти тему
Around us!

Мартин Иден- боль одного персонажа, который стремился к идеалам современного общественного созанания.

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые читатели данного ресурса!

Сегодня хотелось бы затронуть драматичную историю одного колоритного персонажа романа Джека Лондона : "Мартин Иден".

После прочтения данного произведения я увидел в нем отголоски современных общественных устоев, которые окружают нас в 21 веки - в веке прогресса и стремительно проходящей жизни.

Затронем подноготную романа и введем вас в суть сюжета:

Автор романа- Джек Лондон
Автор романа- Джек Лондон

"Все люди и все слои общества или, вернее, почти все люди и слои общества подражают тем, кто стоит выше. Ну, а кто в обществе стоит выше всех? Бездельники, богатые бездельники. Как правило, они не знают того, что знают люди, занятые каким-либо делом.

«Это — книга, которую не поняло большинство критиков. Написанная как обвинение индивидуализма, она была истолкована, как обвинение социализма…
Да будь Мартин Иден социалистом, он бы не погиб»
Автограф Джека Лондона на одном из экземпляров книги, апрель 1910 года

Главным героем одноименного романа является Мартин Иден- моряк крепкого телосложения , который защитил от шайки хулиганов одного человека из знатного рода. Этим человеком был Артур Морз. В качестве благодарности Артур пригласил своего спасителя на ужин в свои апартаменты на что Мистер Иден дал согласие. Атмосфера дома зачаровала Мартина : красивые картины, приятный антураж, состоящий из книг и рояля. Особое впечатление производит на него Руфь, сестра Артура. Она кажется ему воплощением чистоты, духовности, возможно, даже божественности. Мартин решает стать достойным этой девушки. Он отправляется в библиотеку, дабы приобщиться к премудрости, доступной Руфи, Артуру и им подобным

В рамках светского общества Мартин чувствует не на своем месте, т.к. он понимает , что не обладает должными манерами и уровнем развития в отличии от Артура и Руфь, которые получают образование в университете.

Мартин является весьма любознательным человеком и сразу погружается в мир литературы дабы освоить навыки письма и написания текста. В этом деле ему любезно помогает Руфь.

Мартин и Руфь
Мартин и Руфь

Руфь, девушка с консервативными и достаточно узкими взглядами, пытается перекроить Мартина по образцу людей своего круга, но это не сильно ей удаётся. Истратив все заработанные в последнем плавании деньги, Мартин вновь уходит в море, нанявшись матросом. За долгие восемь месяцев плавания Мартин «обогатил свой словарь и свой умственный багаж и лучше узнал самого себя». Он чувствует в себе огромные силы и вдруг осознает, что хочет стать писателем, — прежде всего, чтобы Руфь могла любоваться вместе с ним красотой мира. Вернувшись в Окленд, он пишет очерк об искателях сокровищ и отправляет рукопись в «Обозреватель Сан-Франциско». Затем садится за повесть для юношества о китобоях. Встретившись с Руфью, он делится с ней своими планами, но, к сожалению, девушка не разделяет его пылких надежд, хотя её радуют происходящие с ним перемены — Мартин стал гораздо правильнее выражать свои мысли, лучше одеваться и т. п. Руфь влюблена в Мартина, но собственные её понятия о жизни не дают ей возможности осознать это. Руфь считает, что Мартину необходимо учиться, и он сдаёт экзамены в среднюю школу, но с треском проваливается по всем предметам, кроме грамматики. Мартина неудача не сильно обескураживает, но Руфь огорчена. Ни одно из разосланных в журналы и газеты произведений Мартина не опубликовано, все возвращаются по почте без всяких объяснений. Мартин решает: дело в том, что они написаны от руки. Он берет напрокат пишущую машинку и учится печатать. Мартин работает все время, даже не считая это за труд. «Просто он обрёл дар речи, и все мечты, все мысли о прекрасном, которые долгие годы жили в нем, хлынули наружу неудержимым, мощным, звенящим потоком».

Мартин открывает для себя книги Герберта Спенсера, и это даёт ему возможность по-новому увидеть мир. Руфь не разделяет его увлечения Спенсером. Мартин читает ей свои рассказы, и она легко замечает их формальные недостатки, но не в состоянии увидеть мощь и талант, с которыми они написаны. Мартин никак не укладывается в рамки буржуазной культуры, привычной и родной для Руфи. Заработанные в плавании деньги кончаются, и Мартин нанимается в прачечную гладить белье. Напряжённая, адская работа выматывает его. Он перестаёт читать и однажды в выходной напивается, как в прежние времена. Поняв, что такой труд не только изнуряет, но и оглупляет его, Мартин уходит из прачечной.

До очередного плавания остаются считанные недели, и Мартин посвящает эти каникулы любви. Он часто видится с Руфью, они вместе читают, ездят на прогулки на велосипедах, и в один прекрасный день Руфь оказывается в объятиях Мартина. Они объясняются. Руфь не знает ничего о физической стороне любви, но ощущает притягательность Мартина. Мартин боится оскорбить ee чистоту. У родителей Руфи известие о ee помолвке с Иденом не вызывает восторга.

Мартин решает писать для заработка. Он снимает крохотную комнатку у португалки Марии Сильвы. Могучее здоровье позволяет ему спать по пять часов в сутки. Все остальное время он работает: пишет, учит незнакомые слова, анализирует литературные приёмы различных писателей, ищет «принципы, лежащие в основе явления». Его не слишком смущает, что до сих пор не напечатана ни одна его строчка. «Писание было для него заключительным звеном сложного умственного процесса, последним узлом, которым связывались отдельные разрозненные мысли, подытоживанием накопившихся фактов и положений».

Но полоса невезения все продолжается, деньги Мартина иссякают, он закладывает пальто, затем часы, затем велосипед. Он голодает, питаясь одной картошкой да изредка обедая у сестры или у Руфи. Вдруг — почти неожиданно — Мартину приходит письмо из одного толстого журнала. Журнал хочет опубликовать его рукопись, но собирается заплатить пять долларов, хотя, по самым скромным подсчётам, должен был бы заплатить сто. От огорчения ослабевший Мартин заболевает тяжёлым гриппом. И тут колесо фортуны поворачивается — один за другим начинают приходить чеки из журналов.

Спустя какое-то время везение прекращается. Редакции наперебой стараются обжулить Мартина. Добыть у них деньги за публикации оказывается нелёгким делом. Руфь настаивает на том, чтобы Мартин устроился на работу к её отцу, она не верит в то, что он станет писателем. Случайно у Морзов Мартин знакомится с Рэссом Бриссенденом и близко сходится с ним. Бриссенден болен чахоткой, он не боится смерти, но страстно любит жизнь во всех её проявлениях. Бриссенден знакомит Мартина с «настоящими людьми», одержимыми литературой и философией. Со своим новым товарищем Мартин посещает митинг социалистов, где спорит с оратором, но благодаря расторопному и нещепетильному репортёру попадает на страницы газет в качестве социалиста и ниспровергателя существующего строя. Газетная публикация приводит к печальным последствиям — Руфь присылает Мартину письмо, извещающее о разрыве помолвки. Мартин продолжает жить по инерции, и его даже не радуют поступающие от журналов чеки — почти все, написанное Мартином, теперь публикуется. Бриссенден кончает жизнь самоубийством, а его поэма «Эфемерида», которую опубликовал Мартин, вызывает бурю пошлейшей критики и заставляет Мартина радоваться, что его друг не видит этого.

Мартин Иден становится наконец знаменитым, но все это глубоко ему безразлично. Он получает приглашения от тех людей, которые раньше высмеивали его и считали бездельником, и иногда даже принимает их.

Его утешает мысль поехать на Маркизские острова и жить там в тростниковой хижине. Он щедро раздаёт деньги своим родным и людям, с которыми связала его судьба, но уже ничто не может тронуть его. Ни искренняя горячая любовь молоденькой работницы Лиззи Конолли, ни неожиданный приход к нему Руфи, теперь готовой пренебречь гласом молвы и остаться у Мартина. Мартин отплывает на острова на «Марипозе», и ко времени отъезда Тихий океан кажется ему ничуть не лучше всего остального. Он понимает, что для него нет выхода. И после нескольких дней плавания он выскальзывает в море через иллюминатор. Чтобы обмануть волю к жизни, он набирает в лёгкие воздух и ныряет на большую глубину. Когда кончается весь воздух, он уже не в состоянии подняться на поверхность. Он видит яркий, белый свет и ощущает, что летит в тёмную бездну, и тут сознание навсегда покидает его.

Для Джека Лондона это очень важный роман, который отражает его историю любви.

Достигнув успеха Мартин разочаровался в этом образе жизни, устоях и принципах , которые сопутствуют обществу такого уровня.

Изначально образованность и недоступность Руфи манит Мартина и мотивирует его к изменению себя в корне. В конечном итоге эта любовная история и результат ее трудов привел его к осознанию: Ему омерзительно это общество, эти устои и он не видит для себя никакого смысла жизни. Богатство и слава не принесли ему на постоянной основе никакого счастья, он лишил себя живых эмоций, лишил себя части человеческого. В конечном итоге такая жизнь стала тяжким грузом с которым он ушел на дно, набрав в легкие воды.

Мораль здесь лишь одна- не всегда деньги , слава и признание могут подарить вам истинное человеческое счастье. Для нашего персонажа это оказалось точкой невозврата.

-3

Роман повторяет биографию Джека Лондона и его любви к Мейбл Эпплгарт. Тяжелая работа, с самого детства, путешествия, работа моряком, путь к писательской деятельности, не взаимная любовь и столкновение с мещанскими стереотипами. Однако, в отрыве от автора - взгляды Идена вполне логичны. Он правый. Он верит в элитаризм. И видит, что общество устроено не верно. А к самоубийству его толкает неразделенная любовь, лживое общество, декадентство. В этом плане мы видим Ницшеанское произведение, о сложной судьбе правого, в обществе угрожающего социализма, мещанства, плебисцита.

Сам автор, по популярной версии, как и герой своего произведения, сводит счеты с жизнью. Джек Лондон умер 22 ноября 1916 года, на 41-м году жизни, в Глен-Эллене от передозировки морфия.