Однажды, лет семь назад, мы со средним сыном путешествовали по Болгарии. Не совсем путешествовали, а знакомились, на предмет, где остановиться для дальнейшего проживания. Возили нас на машине болгарские приятели, которые, конечно, были заинтересованы что-то нам продать. Покупателями мы оказались привередливыми. На море, где покупают квартирки большинство иностранцев, нам не приглянулось. Отдыхать на море конечно хорошо, но жить постоянно...очень на любителя. В общем объехав побережье из конца в конец, посетив столицу и несколько относительно крупных городов, отправились мы в горы. Горы в Болгарии великолепны, Балканы, Родопы, Пирин, очень красиво, завораживающе. Но чтобы остановиться где-то конкретно, так и не решили. В общем поездка получилась ознакомительной, но очень интересной, насыщенной встречами и впечатлениями. Об одной из таких встреч и расскажу.
На одном из перевалов Родоп, наш болгарский сопровождающий сказал, что здесь в горах живёт русский полковник. Живёт один, отшельником, держит овец, практически ни с кем не общается. Меня это очень заинтересовало, и мы попросили заехать к полковнику. Болгарин согласился и буквально через час, проехав по какой-то сельской дороге болгарин остановился со словами:
-Всё, дальше сами, через шесть часов заберу вас здесь. Идти не далеко, около часа, а я съезжу в село, в кафе посижу.
Посетить с нами полковника болгарин отказался на отрез.
-Не, я его сам не видел, но люди говорят-сумасшедший, к себе не пускает, ни к кому не ходит, на вид страшный, не пойду.
Мы засомневались, правильно-ли поступаем, но решение принято, надо выполнять. Расставшись с болгарином, мы отправились в путь, по указанной дороге. Дорога оказалась лесная, чуть заметная колея уходила всё время вверх, но не круто, идти было не трудно. Время было не жаркое, ранняя весна, воздух чистейший, дышится легко. Час в пути прошёл незаметно, и мы вышли на большую поляну, или в долину. Колея подходила к изгороди из жердей и заканчивалась. За изгородью-загоном виднелись строения, старая ферма-кошара, и мы направились туда, открыв не запертую калитку. Обойдя строение и никого, не встретив мы покричали, посвистели-безрезультатно. Ещё раз обойдя вокруг, решили-наверное не судьба и надо возвращаться, но не тут-то было, у калитки, через которую мы проникли, сидели два огромных, лохматых пса, породы неизвестной, вида весьма недружелюбного. Пока мы, остолбенев решали, что делать дальше, как покинуть столь гостеприимное место, я почувствовал на себе взгляд, оглянувшись чуть не кинулся в сторону зверей не известной породы. Сзади, в метре от нас стоял седой, даже белый, дед, ростом метра два, как минимум, на вид лет семидесяти, с палкой в руках. Дед смотрел на нас из-под белых, мохнатых бровей, взглядом ни грамма не добрее, чем взгляд зверей у калитки. Ситуация, однако. Пробормотав что-то наподобии "здрасте"и не получив ответа, начинаю лихорадочно соображать, что дальше. Пауза затянулась, и обретя дар речи я начал:
-Мы русские, хотим вот поселиться в Болгарии, ездим, смотрим. Услышали про Вас, решили познакомиться.
Дед молчал, как рыба об лёд, ни один мускул на лице не дрогнул, ни одного движения. Начинаю что-то нести про хороший климат, чистый воздух, красоты природы. Ноль эмоций. Снова длинная паузами вдруг дед изрекает:
-И чего вы хотите от меня?
-Да ничего, так познакомиться, поговорить.
-Зачем?
Вопрос на засыпку. Действительно зачем. Понесло-же нас, предупреждали-же.Но делать нечего, звери-то у калитки сидят, как-бы выбраться.
-Да вот пенсия, -говорю, -хочется в тёплые края, в спокойствие.
-Молод что-то, для пенсии.
-Выслуга, льготы, боевые год за три. В сорок ушёл, скоро десять лет, как пенсионер.
В лице деда что-то дрогнуло, но взгляд как копьё-насквозь, стало зябко.
-Где служил, войска, номер части, командир кто?
Ничего себе допрос. Но вроде военной тайны нет, рассказываю.
-Восемьдесят второй, Кабул? Совещание политработников? Помню. Проходите.
Развернувшись по-военному кругом, дед направился к строению. Походочка, тут не промахнешься, точно полковник. Сложившись пополам, хозяин вошёл внутрь, открыв низенькую дверь, мы за ним. Оказавшись в помещении, огляделись. Комнатка небольшая, но уютная, очень чистая. Стол, кровать, тумбочка, две табуретки. В углу ещё стол, кухонный, посуда, газовый балон. Спартански.Дед поставил чайник.
-Садись, чего встали, чаем напою, травяным. Сам собирал.
Мы присели на табуретки. Ни лампочки, ни каких следов электричества не видно, наверное нет-де в принципе и зачем здесь.
-Вас как звать-величать,-спрашиваю.
-Полковник, все так зовут, и ты зови.
-Хорошо, товарищ Полковник, раз Вам так удобно.
-Удобно.
-Не скучно одному, товарищ Полковник?
-А я не один, у меня собаки, овцы, птицы, звери.Не скучно.
-А люди?
-Что люди, зачем?Устал я от людей.
Мало-по малу мы с Полковником разговорились. Я рассказал ему о себе, о своей службе, о Чечне, о России. Он немного о себе. Полковник оказался дедом совершенно нормальным, ни грамма не сумасшедшим. Просто внешний вид, какие-то особенности характера, жизнь практически в одиночестве на протяжении пятнадцати лет, наложили свои отпечатки. А так совершенно обычная судьба.
Полковник двадцать восьмого года рождения. На момент нашей встречи ему было восемьдесят. Родители погибли в Великую Отечественную. Он после Суворовского училища поступил в военное. И служил всю жизнь. Женился поздно, детей не было. С восьмидесятого в Афгане, командовал полком. В восемьдесят пятом уволился на пенсию, в звании полковник. Получил однушку в Рязани, и попытался быть пенсионером. Но через пару лет, совершенно неожиданно для себя, получил письмо с Болгарии. Оказывается, мать имела болгарские корни, и нашлись какие-то родственники. Полковник решил родственников навестить и поехал в Болгарию. В итоге купил домик в горном селе, перевёз жену и стал жить в Болгарии. Завёл небольшое хозяйство, огород. Ходил в горы, в лестна рыбалку. Вскоре жена умерла. Похоронив жену, Полковник купил старую кошару и перебрался жить в горы. В село ходит редко, купить необходимое. Овец имеет больше сотни, время от времени приезжают покупатели-продаёт. Вот так всё просто.
Побыв в гостях у Полковника часа три, мы с сыном собрались в обратный путь. Полковник проводил нас до калитки, его звери тоже. Они, как и Полковник, также оказались совершенно не страшными, а очень даже миролюбивыми, махали нам хвостом и не проявляли ни малейшей агрессии. На прощание я всё-таки ещё раз спросил:
-Товарищ Полковник, так неужели совершенно не скучной сколько Вы ещё здесь проживёте, неужели не хочется к людям.
-Не хочется, -сказал Полковник, -А проживу, сколько Бог даст.
13