Найти в Дзене
Дива Флеппер

Рефлексия по безмолвию

Оглавление

Работа Ман Рея «Морская звезда»
Работа Ман Рея «Морская звезда»

Почему лично мне нравится немое кино и почему я люблю именно это очаровательное безмолвие. Небольшая рефлексия в виде эссе.

Как я влюбилась в немое

Кадр из фильма Метрополис
Кадр из фильма Метрополис

Чтож, стоит признаться в самом эпичном. Как так вышло, что я влюбилась в немое.

Произошло это на самом деле случайно. Дело в том, что я большой поклонник группы Kraftwerk. И очень люблю их трек Metropolis, который был посвящен известному фильму. И однажды, от скуки скролинга в интернете, набрела на статью, где писалось о самых первых фильмах в истории. И там был Метрополис, про который было сказано, что это первая в истории демонстрация робота в кинофильме. А роботов я тогда очень любила. Вот и решила глянуть ленту, которая к тому же была любима моими кумирами. И так получилось, что я нашла в интернете самую знаменитую версию в аранжировке Берлинского оркестра. И посмотрела ее. Стоит уточнить , что до этого я не смотрела немые киноленты. Метрополис был для меня первым фильмом. И он меня впечатлил. Впечатлил тем, что эта лента отличалась от всего, что я смотрела ранее. Хотя я уже тогда была фанаткой французских комедий и мюзиклов. Мне нравилось смотреть разные фильмы, но более массовые. А Метрополис стал для меня открытием. Меня так впечатлила эта лента, что я тут же стала искать подобные фильмы и загорелась уже Фрицом Лангом. Помню, как посмотрела Нибелунгов, Женщину на Луне, Доктор Мабузе, М и другие ленты. А после стала искать информацию о многих других фильмах того периода. И как говорится, утонула в болоте кинематографа. Поэтому я очень тепло люблю этого кинорежиссёра, фильмы которого открыли для меня целый мир великого немого кинематографа и работы которого загорели во мне огонечек человека, который стал увлекаться киноискусством более основательно.

Чем по моему мнению отличаются немые фильмы от современных

-3

Тут будет чистая субъективщина. Потому как в этом подпункте я бы хотела показать чем именно для меня выделяются немые киноленты. А потом уже разберу все по сухим фактам.

Итак, главное отличное в том, что в немом кино идёт упор на визуальное повествование: ничего нельзя проговорить. Только показать в кадре. Поэтому немое кино и такое выразительное. Там нет условностей речи и долгих диалогов. Есть последовательность кадров, планов и действий, которые и рассказывают историю. Именно это чисто визуальное строение истории и более прямолинейный подход к драматургии меня и привлекает в немом кино.

В современном кино звук и визуал работают либо симбиотично, либо через доминацию одного из элементов. Хорошо это или плохо, судить можно только по конкретным случаям. Хотя и я посмею высказать некоторое мнение: доминация одного из элементов в части повествования истории мало когда ведет к эстетическому воплощению фильмы. И пример этому знают все. Вспомните фильмы, а чаще и сериалы с полностью пустыми диалогами ради удлинения хронометража. Либо другую ситуацию: ленты, где только через диалоги обьясняется все история . Да, именно рассказывается, а не показывается. Так, если бы перед камерой просто сел человек и стал пересказывать историю. Со всеми скучными подробностями. И без эмоций. Ну примерно так подобные фильмы и выглядят.

Поэтому современное кино и относят к аудиовизуальным искусствам. Ибо в нем симбиотично работают звук и визуал. Ну это в идеале.

В немом кино, как уже повторилась, нет этой функции, за редким исключением. И это мне нравится в нем. Иногда, знаете ли, хочется отдохнуть от звука и просто насладиться визуалистикой.

Технические особенности немых картин

Михаил Кауфман с плакатом фильма Дзиги Вертова «Киноглаз»
Михаил Кауфман с плакатом фильма Дзиги Вертова «Киноглаз»

Тут я сразу перейду к сути:

  • Отсутствие синхронно записанной фонограммы на тот же носитель, что и визуальный ряд
  • Наличие музыки, выполняющей функцию звукового сопровождения и/или заменяющего его
  • Вариативность музыкального сопровождения в некоторых случаях
  • Монтаж, как способ создания линейности повествования
  • Монтаж, как элемент повествования
  • Отсутствие длинных диалогов и монологов
  • Визуальное повествование
  • Интертитры, как способ передать вербальную информацию

А безмолвно ли немое?

Бастер Китон
Бастер Китон

Ох, это мой любимый вопрос. Безусловно, немое кино, не имеет привычной нам озвученной речи. Но это не значит , что оно безмолвное. А точнее, что оно тихое. Так наверное было бы правильно сказать для рядового зрителя.

Итак... Немое кино не немое.

Вау! Вот это заявление! Сильно, не правда ли?! И в той же степени, насколько оно сильно, настолько же оно и правдиво.

Итак, вспомним историю. ( Ну как вспомним, я напомню) Киносеансы раньше сопровождали таперы. Это такие люди, которые играли либо заготовленные под фильм музыкальные произведения , либо что-то из своего обычного репетруара (заготовленных трагичнских, драмматических, комических и эпических партитур) это если смотреть на массовое кино или на кино примерно до 1910-х годов... Только вот в тех же 20-х, а на самом деле еще в 10-е ситуация изменилась в пользу оригинальной музыки и определенных конкретных звуков вл время демонстрации фильмы. Например: во время кинопоказа ленты «Рождение нации» Д. Гриффита специальные люди имитировали топот копыт лошадей и выстрелы, стреляя из настоящих ружей.

Афиша фильма «Рождение нации»
Афиша фильма «Рождение нации»

И это ещё самый яркийи известный пример. Я лишь упомяну, что так же киноавангард 20-х стремился к симбиозу между визуалом, формов и музыкой - работы Ганса Рихтера, Вальтера Руттмана. Либо вовсе пытался заменить звучащую музыку на визуальную - Оскар Фишингер. И в то же время, в Японии, кинематограф, как приемный сын театра Кабуки, вобрал в себя особенности местных постановок вместе с их характерным шумовым сопровождением и озвучкой от Бенси - людей, что обясняли и комментировали происходящее на экране.

Поэтому немое кино - это не полное отсутствие звука. Это лишь отсутствие этого самого звука, в качестве синхронно записанной дорожки на том же носителе,чьо и визуальный ряд.

Мои любимые фильмы

Из работ Ганса Рихтера
Из работ Ганса Рихтера

А сейчас бы хотела немного рассказать о своих любимых фильмах

  • Метрополис 1927 год. режиссер Фриц Ланг. - фильм, о котором я говорила уже не раз. Ну обожаю я его. (Хихи) Так вот, это антиутопия о городе, который поделен на две части: верхний город богачей и нижний - город рабочих и бедняков, которых к тому же приносят в жертву Молоху - божеству, которое пожирает людей, подобно механизмам и рутинной жизни. Вообще это очень сильный на смыслы фильм. Тут много цитирований Библии, Ветхого Завета, философских мыслей эпохи Возрождения.
  • Броненосец Потемкин 1925 год режиссер С.М. Эйзенштейн - фильм, который однажды меня восхитил своим чисто визуальным повествованием. Вообще эта картина в свое время
  • Берлин, симфония большого города 1927 год. Режиссер Вальтер Руттман. - Это самый яркий образец жанра городской симфонии. А его я чертовски обожаю. Это фильмы о
  • Антракт 1924 год. Режиссер Рене Клер. Авангард в чистом виде. Яркое высказывание за просрочку новых форм в искусстве. И против устоявшиеся норм прошлого, которые бездушно усторели.

Почему люди смотрят немое кино в 21 веке?

Кадр из фильма «Анемеческий синдром» Марселя Дюшана
Кадр из фильма «Анемеческий синдром» Марселя Дюшана

Ответ на этот вопрос у каждого фаната немого будет свой. Кто-то просто любит историю, кого-то , как меня, впечатляет визуальная форма. А кто-то отдыхает от звуков, тоже как я... Поэтому одного конкретного ответа дать нельзя.

Но можно сделать предположение. Кино - это искусство . А искусство живет всегда и во всех своих формах. Как та же архитектура или живопись. Согласитесь, у нас нет вопросов к любителям древнего Рима или Древнего Египта и пирамид. Там почему жолжны возникать вопросы к любителям немого кино?