Передо мной два судебных кейса, двух журналистов, Наири Охикяна и Нарека Маляна и оба касаются их заявлений против действующей власти. В первом случае речь идет об Охикяне - пророссийском журналисте работающем в путинском издании "Спутник Армения" где директор небезызвестная Маргарита Симоньян, во втором случае это Нарек Малян - независимый журналист и общественный деятель.
В первом случае журналист Охикян с целью пропиариться и попытаться зайти в армянскую политику солгал, что на нашей встрече с Николом Пашиняном в 2019 году (где присутствовал и сам Охикян) якобы премьер-министр и его пресс-секретарь Владимир Карапетян якобы сообщили мне, что если "убить несколько тысяч армян, то легче будет отделаться от Арцаха". Разумеется, что такого разговора никогда не было и не могло быть. Мне конечно приятно слышать, что я такая важная фигура, что сам глава Армении якобы со мной советуется, кого убить и кого оставить жить, но к сожалению это сказки бабушки Ануш.
Примечательно, что Охикян вспомнил про ту встречу с Николом Пашиняном лишь 2 года спустя, в 2021 году. Почему он ждал 2 года мне сказать сложно, вероятно надеялся устроить шоу поближе к парламентским выборам.
Когда появились слухи, что вроде как Охикяна хотят привлечь за клевету к уголовной ответственности, я многократно писал и говорил во всех интервью - НЕ НАДО. Поскольку именно это и является целью Охикяна, оказаться в тюрьме и стать "святым мучеником", превратившись из мелкого писаки в Фейсбуке в известную фигуру, к освобождению которого будут призывать европейские и американские политики. Вне всяких сомнений, ему не давали покоя лавры Навального и Саакашвили, хотелось самому стать армянским Навальным и чтобы его потом толпы митингующих вынесли из Нубарашенской тюрьмы и занесли в резиденцию премьер-министра Армении.
Власти поступили грамотно и Охикян вместо ареста и тюрьмы получил унизительный гражданский иск о клевете, проиграл в районном Армавирском суде не сумев доказать, что такие слова были когда-либо сказаны Пашияном или Карапетяном и должен выплатить 2 миллиона армянских драм компенсации.
Охикян просил меня его "выручить" и подтвердить его слова, но при всем уважении - я не готов лгать на суде, чтобы выгораживать амбициозного авантюриста, который на пустом месте создал сам себе проблемы. Охикян обжаловал решение суда первой инстанции в Апелляционный суд и там тоже предсказуемо проиграл. Теперь он грозится Европейским судом, где вне всяких сомнений также проиграет. И это я вам говорю как человек, который Европейский суд знает очень хорошо и я выиграл там иск против Азербайджана, где 20.05.2021 данное мусульманское государство было признано виновным в незаконном аресте меня, пытках и покушении на убийство.
Теперь рассмотрим кейс общественного активиста и журналиста Нарека Маляна, на чьем суде я присутствовал три дня назад в Ереванском уголовном суде. Прежде всего сразу скажу, что я просто наблюдатель со стороны и НЕ СОБИРАЮСЬ оценивать степень вины Маляна и обоснованность выдвинутых против него обвинений. Напомню, что его обвинили в том, что он заявил в эфире своего Фейсбука, что "Семьи парней погибших в 44 дневной войне должны пойти выпить кофе с властями Армении". Не ручаюсь за идеальную точность перевода, он написал на армянском и это просто общий смысл его слов. Прокуратура Армении усмотрела в его словах угрозу национальной безопасности и общественному порядку. Его арестовали и вот уже 6 месяцев он находится в тюрьме, пока продолжается судебный процесс.
Я всегда говорил и буду говорить - с журналистами и интеллектуалами нельзя общаться методами угроз, насилия и посадки их в тюрьму. Эти люди не воры, не насильники не убийцы. Даже если эти люди чисто теоретически делают заявления, которые можно оценить как "противоречивые" и "неоднозначные".
Всегда нужно во главе угла ставить рациональный подход, общественный интерес и целесообразность и лишь на втором месте сухие пункты уголовного права и желание "наказать".
Повторю еще раз, что я не имею морального права оценивать степень вины Нарека Маляна, это внутреннее дело Армении, ее судебной системы и ее общества. Но с точки зрения паблисити и узнаваемости, пребывание Маляна в тюрьме "за пост в Фейсбуке" не только не снижает его влияние на массы, а наоборот повышает. Власти Армении реально превращают его в мученика за свободу слова и его кейс в одном шаге от того, чтобы "выплеснуться" за пределы Армении и навредить огромным усилиям армянского руководства по Евроинтеграции. Кейс мученика, сидящего в тюрьме за пост в Фейсбуке это как красная тряпка для европейских правозащитников и они с радостью эту тему раскрутят где только можно.
ИТОГ:
- Наири Охикян, пророссийский активист обречен оставаться мелкой фигурой, абсолютно неинтересной никому, кроме своей узкой аудитории бабушек на лавочках и пророссийских маргиналов. Он никогда не получит поддержки нигде и будет бегать от судебных приставов, не имея денег для выплаты компенсации по решению суда за клевету.
-Нарек Малян и его признание в Армении и за ее пределами благодаря исключительно жестким мерам против него превратят его в серьезную общественную и политическую фигуру, намного более неудобную для власти, чем до того, как его посадили.
Вспомните мой собственный кейс. Хоть один человек в Армении знал про меня до того, как власти Азербайджана решили устроить глупое шоу с моим арестом за посещение Арцаха? Правильно, вы никогда не слышали ни про какого Александра Лапшина до моего ареста в 2017 году. Зато Алиев сделал из меня мученика, довольно известную фигуру, которая теперь исключительно активно вредит имиджу самого же Азербайджана и его руководства. Они проиграли в Европейском суде, в ООН, меня знают сотни политиков в десятках стран мира. Лучшего подарка, чем незаконно посаженный в азербайджанскую тюрьму израильский журналист, армянская сторона даже представить себе не могла.
Надеюсь, что власти Армении понимают эти элементарные вещи и примут правильные решения.