Найти тему
Домик у Оки

Поленовские тропы

Приглашаю Вас на экскурсию в усадьбу Поленово не в самую красивую пору. Как я её называю, в "пору чёрных снегов". Но это удивительное место не возможно ни чем испортить. Надеюсь, вам будет интересно.

Мы решили обновить впечатления от посещения Большого дома в усадьбе Василия Дмитриевича Поленова. Первая встреча с музеем стала для нас судьбоносной. После поездки в усадьбу и закралась в душу сокровенная мечта, поселиться в этих местах.

С тех пор прошло чуть меньше девяти лет. И я счастлива, что нам было позволено осуществить свою мечту.

Сейчас мы посещаем усадьбу достаточно часто. Гуляем по её прекрасному парку, любуемся ландшафтами. Находится она неподалеку, километров в девяти-десяти от нас. А вот в дом я не попадала с того самого дня в июне 2015 года, с нашей первой экскурсии. Ну что, идём в дом?

В 1890 году после продажи своего большого труда, картины "Христос и грешница", Василий Поленов получает очень немалые деньги. Картину покупает сам император. На эти средства и была куплена земля, около 80 га, позже ставшая усадьбой Борок ( так тогда называлась усадьба из-за молодой сосняка, растущего на склоне). Художник не раз проезжал по железной дороге по пути в Крым через эти места и был очарован ими. Он пообещал себе поближе познакомиться с ними, посетить, как только выдастся возможность.

Приехал сюда Поленов со своим учеником Константином Коровиным. "Замечательные места есть за Серпуховым вниз по Оке, вот где бы поселиться", - писал он жене. Прогуливаясь по Окскому берегу, художники заметили подвыпившего крестьянина, который шел по берегу, что-то напевая себе под нос. "Посмотри, Костенька, это идет счастливый человек, он живет в этих местах!" - произнес Поленов.

Художнику нужна была именно пустая земля, что бы воплотить свои видения семейного гнезда. В давние времена на месте усадьбы был просто высокий берег с видом на Оку, без растительности и построек. На другом берегу виднелся городок Таруса. Живописные места всегда привлекали талантливых людей. И в нашем случае урождённый петербуржец не устоял перед красотой этих мест. Ну да заболтала я вас. А мы тем временем уже зашли на территория гостиничного комплекса.

Здесь можно посетить кафе, отведать судака по-окски. А так же снять номер. Ну не будем задерживаться, идём в усадьбу. На подходе нас встречает аллея из деревьев, посаженных самим художником.

По пути к дому - подсобные и хозяйственные постройки. Обратите внимание на крыши. Да, да, они соломенные. И простояли так уже 130 лет.

Конюшня. Из личного архива
Конюшня. Из личного архива

Впереди, объект нашего интереса, большой дом.

Ворота во двор усадьбы. Из личного архива
Ворота во двор усадьбы. Из личного архива
Большой дом. Вдали Аббатство - мастерская художника. Из личного архива
Большой дом. Вдали Аббатство - мастерская художника. Из личного архива

Дом, как и все остальные строения, спроектировал сам Поленов. Он продумывал его до мелочей. Архитектура - его давняя страсть. И он не плохо преуспел в этом деле. В каком стиле построены здания усадьбы? Узнаются нормандские черты, скандинавские. Но скорее всего это собирательный стиль, в котором нашли отражение воспоминания о путешествиях по миру. Стиль архитектурного творчества Поленова правильнее было бы назвать «стилем различных эпох», а ещё точнее – «поленовским стилем».

А ведь это дом, построенный на основе соснового сруба. Через пару лет, когда дом прошел усадку, его оштукатурили. И лишь фундамент дома каменный.

А так дом выглядел сразу после постройки

До экскурсии оставалось примерно полчаса, погуляем пока по территории парка. Тем более, что здесь так много интересного.

Флигель Большого дома. Из личного архива
Флигель Большого дома. Из личного архива

Очаровательный домик с красной черепичной крышей - Аббатство. Это мастерская художника. Сегодня там всё, как при жизни художника.

Недалеко от входа фахверковый сарай.

Фахверковый сарай. Из личного архива
Фахверковый сарай. Из личного архива

Тем временем, подошло время нашей экскурсии. На небольшом крылечке у входа дома нас встречает хранитель музейных тапок. Кажется, он здесь чуть ли не главная достопримечательность.

Вот такой музейный работник.
Вот такой музейный работник.

На входе в дом - портрет Василия Дмитриевича, а под ним его цитата:

Не все комнаты дома доступны для просмотра. Но всё же. Идем по дому. Первая комната, куда нас пригласили - портретная. Здесь можно изучать родословную семьи. Фотографировать комнаты оказалось не так то просто. Группа, порядка двадцати пяти человек едва помещалась в не очень больших помещениях. Приходилось ждать, когда народ потянется за экскурсоводом в следующую комнату и ловить момент. Так что, особо времени брать нужный ракурс небыло. Прошу прощенья!

Портретная. Из личного архива
Портретная. Из личного архива

Далее нас пригласили в самую большую и самую красивую комнату дома - БиблиОтику. Да, да, ударение на "О". Здесь настоящая кладовая искусства. Десятки бесценных произведений, старинная мебель, книги и, конечно, камин. По словам экскурсовода, действующий и не знавший ремонта с момента его постройки.

Еще одна комната вызвала большой интерес. Столовая. Правда, я не поняла, трапезничали ли здесь. Столовая была представлена как музей народно-прикладного творчества. Хотя, окошко для раздачи пищи здесь есть. Наверное, всё таки когда то, она служила по назначению.

Столовая. Из личного архива
Столовая. Из личного архива

Ну и как же без кабинета хозяина дома. Он весьма скромен. Здесь всё на своих местах. А главное - вид из окна, такой завораживающий и такой вдохновляющий!

Кабинет художника
Кабинет художника

Кстати, об окнах. Побывать в доме и не полюбоваться видами из окон было бы большим упущением. Окна, большие, двухрамные, с проложенным между рамами мхом, невероятно притягивали взгляды. Наверное, каждый мечтал бы жить в доме с подобными видами.

Мастерская в доме - по сути музей одной картины - той самой, которая позволила появиться на тульской земле жемчужине под названием Поленово. Здесь художник работал, пока строилось Аббатство. Позже она стала "рабочей" комнатой для детей. Вот так вот! Рабочая, и для детей!

Здесь и расположена нецветная копия картины "Христос и грешница". Цветная же версия принадлежит Русскому музею в Санкт-Петербурге. Фото с сайта музея. Моя фотография не удалась при большом скоплении народа.
Здесь и расположена нецветная копия картины "Христос и грешница". Цветная же версия принадлежит Русскому музею в Санкт-Петербурге. Фото с сайта музея. Моя фотография не удалась при большом скоплении народа.

Ну и, конечно, лестница. Дом-то трёхэтажный! Это своеобразный шедевр!

На этом мы, пожалуй, поблагодарим этот дом, за его радушный прием и пожелаем ему здравствовать и принимать гостей ещё многие, многие годы. А я очень рекомендую Вам самим побывать в этом доме, парке, Аббатстве, в Храме на берегу Оки и прочувствовать атмосферу этого удивительного места, некогда так поразившего меня! Спасибо, что прогулялись со мной!

-21