Последнее время так участился уход друзей и близких, что я перестал посещать прощания. А так как меня постоянно с укором спрашивают: «Почему вас вчера не было на проводах такого-то?» – то я придумал оправдание: «Что-то я охладел к кладбищам и вообще берегу силы для собственной панихиды».
Александр Анатольевич был очень остроумным человеком. Я вообще считаю, что остроумие следует выделить в отдельный предмет и изучать как науку в школах, так и в университетах. Такие люди, как Александр Ширвиндт, должны служить примером, поскольку истинное остроумие — качество крайне редкое. Как сказал Аристотель, "остроумен лишь тот, кто шутит со вкусом".
Александр Анатольевич Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве, умер 15 марта 2024 года в Москве, был выдающимся советским и российским актёром театра и кино, театральным режиссёром, сценаристом, педагогом, телеведущим и писателем-мемуаристом. Он был удостоен звания народного артиста РСФСР в 1989 году и полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством". Александр Ширвиндт происходил из музыкальной и актерской семьи. Его отец, Анатолий Ширвиндт, был скрипачом в Большом театре, а мать, Раиса Ширвиндт, была актрисой и редактором в Московской филармонии.
Хотя, чего это я сухим текстом, а давайте как сам говорил о своей биографии Александр Ширвиндт…
«На 89-м году жизни после тяжелого и продолжительного раздумья принял решение уйти с поста художественного руководителя Московского академического театра сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт. Он родился в Москве 19 июля 1934 года. Проведя 10 лет в борьбе со средним образованием, он, несмотря на сопротивление родителей, проник в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1956 году, как ни странно, с красным дипломом. После этого, вы будете смеяться, 11 лет Ширвиндт проработал в Театре имени Ленинского комсомола, где сыграл три десятка ролей, в том числе, по мнению спохватившихся критиков, несколько удачных. Были даже случаи счастливой творческой жизни с 1963 по 1967 год под руководством Анатолия Эфроса. Этого не могли пережить начальники из ЦК комсомола, потому что это счастье не совпадало с представлениями о комсомольском счастье. И тогда бывшие счастливцы недлинной вереницей пошли за Cиней птицей в Театр на Малой Бронной. Вереница была действительно недлинной, а птица в лице Анатолия Эфроса была на самом деле посиневшей от переживаний. Потом возник Театр сатиры. Транзит «Театр имени Ленинского комсомола – Театр сатиры» был недолгим, и в 1970 году Ширвиндт обосновался на площади Маяковского. Он работал актером, режиссером, автором и 20 лет назад заступил на пост художественного руководителя театра. Единственное, от чего он, пожалуй, в эти 50 лет увернулся, – от руководства пожарной охраной.
Трудно переоценить тот вклад, который Ширвиндт внес в историю…»
Цитата из книги «Опережая некролог»
Во время Великой Отечественной войны Александр Ширвиндт находился в эвакуации в Пермской области, в то время как его родители выступали в составе фронтовой концертной бригады.
После войны, в 1956 году, Александр Ширвиндт окончил Московское Театральное училище им. Б. В. Щукина с отличием, где он изучал под руководством педагога Веры Львовой.
Его театральная карьера началась в Московском театре им. Ленинского комсомола (ныне Московский государственный театр "Ленком Марка Захарова") в период с 1957 по 1968 годы. Затем он работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной в 1968-1970 годах. С 1970 года Ширвиндт присоединился к Московскому академическому театру сатиры, где играл и режиссировал спектакли.
В театре сатиры он исполнил роли в различных спектаклях, таких как "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Горе от ума", "Ревизор" и многие другие. Он также режиссировал более двадцати спектаклей, включая "Проснись и пой!", "Недоросль", "Страсти Черноморья" и другие.
С 2000 по 2021 год Ширвиндт занимал должность художественного руководителя Театра сатиры, а с ноября 2021 года стал его президентом.
Александр Ширвиндт говорил:
«Очень завидую людям, у которых биография соткана из того, что помнишь. Тогда получается внятная картина: зачем и как жил. А если нет, то либо документально сдобренная фантазия, либо никому не нужная якобы правда. Спросить не у кого, поскольку оставшиеся старожиды ничего не помнят. Приходится врать самому. Соврал – ощущение, что вспомнил. Другой врун «вспомнил» противоположное – возникает диспут. Этакий круглый стол с острыми углами. «Ваш покорный слуга» – как я люблю это выражение – отдает рыцарством и дуэлями. Или «пишущий эти строки» – тоже красиво, правда, попахивает анонимкой».
Ширвиндту не хватало, казалось бы, темперамента и амбиций для того, чтобы стать суперзвездой, однако он оставался всенародным любимцем. Ему в этом помогали не только его необыкновенные внешние данные, которые делали его идеальным кандидатом для ролей аристократов, в том числе и комических, но и его уникальное чувство юмора, которое проявлялось особенно ярко в его дуэте с Михаилом Державиным.
Однако помимо этого, Ширвиндт обладал и писательским талантом, и режиссерским мастерством, а также редкими человеческими качествами, которые стали особенно заметны в последние годы его жизни. Чувство собственного достоинства, способность объединять людей и ироничный, но сострадательный взгляд на жизнь — все это делало Ширвиндта незаменимым артистом, без которого мир казался бы неполным.
Его театральная биография была удивительно долгой — он дебютировал еще в начале 1950-х годов, в эпоху Сталина. Одним из важных этапов стало его сотрудничество с Анатолием Эфросом в Театре имени Ленинского комсомола, где он играл в пьесах Эдварда Радзинского, а также в спектаклях, поставленных Эфросом. Здесь он сыграл такие роли, как Тригорин в пьесе Чехова и король Людовик в булгаковском "Мольере". Позже он нашел свое идеальное амплуа в Театре на Малой Бронной в роли Жака-меланхолика в "Как вам это понравится" в интерпретации Петра Фоменко, что по сути предопределило его сценическую и эстрадную "маску" на долгие годы.
Евгений Евтушенко, писал Александру Ширвиндту:
Шура, милый! Какое счастье, что столько лет прошло, а мы еще не «окосорожили», что еще что-то можем чувствовать, во что-то верить и работать во имя нашего проклятого и любимого дела. Дай бог не потерять это и сохранить среди цинизма и общего, и нашего собственного что-то святое.
19 июля 1971 года
Но несмотря на такие встречи, для актеров дом актера - это своего рода бункер, место, где они могут сосредоточиться на своей работе. Однако важно помнить, что существование театра в значительной степени зависит от зрителей. Несмотря на то, что термин "зритель" включает в себя разные категории людей, истинные ценители театра - это редкость. Обычный зритель идет в театр с надеждой и ожиданием, возлагая надежду на авторов, режиссеров и любимых актеров.
Согласно старинному театральному правилу, если в зале 15 зрителей, спектакль должен состояться, а если 14 - то нет. Александр Ширвиндт вспоминал гастроли в Кисловодске, когда в зале оказалось всего 13 человек. Они уже думали отменить спектакль, но тут вошла семья из трех человек, и им пришлось начать выступление.
Для артистов эмоции играют огромную роль. И когда эти эмоции умножаются на 90 человек в театре, задача руководителя становится непростой. У одного из руководителей в кабинете висит даже секира, чтобы держать в страхе актеров. Однако он признается, что она маленькая и может отсечь только самую крайнюю плоть.
В Театре сатиры трудились такие именитые актеры, как Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Валентин Плучек, Мамед Агаев, Вера Васильева, Ольга Аросева и Спартак Мишулин.
Один из запоминающихся моментов был связан с выездным спектаклем в МХАТе. Перед поездкой им обещали насладиться великолепным служебным буфетом, о котором говорили, что его не сравнить ни с одним другим. Анечка, преданная костюмерша, не упустила шанса узнать больше об этом. Алекс андр Ширвиндт заверил ее, что слухи правдивы, и она с нетерпением ждала посещения буфета.
После успешного выступления в МХАТе вернулись в театр, но Анечки не было на месте. Спросив о ней, сообщили, что она заболела. Некоторое время спустя она явилась, выглядя бледной и наигранно-спокойной. Подойдя в гримерную и закрыв за собой дверь, она начала рассказывать о своем приключении.
Она действительно заглянула в МХАТовский буфет, где обнаружила винегрет и селедку. Однако, вместо ожидаемого восторга, она была потрясена состоянием предложенных блюд. Реакция буфетчицы на ее замечание о несвежести поразила ее еще больше. Такой непринужденный подход к качеству продуктов оставил Анечку в шоке.
Вот такой был опыт в МХАТовском буфете, который не оправдал ожиданий и вызвал лишь разочарование.
В 5778 году Александра Ширвиндта признали "Человеком-легендой". Это не ошибка и не случайность, а следствие еврейского летоисчисления, согласно которому 2018 год соответствовал 5778-му, ибо евреи отсчитывают годы от Сотворения мира. Церемония прошла в Государственном Кремлевском дворце, где Федерация еврейских общин России вручала премию "Скрипач на крыше".
Я никогда не считал себя чужаком. Национальные особенности не должны служить мишенью для дискриминации – это корни антисемитизма. Великие имена русской культуры – Ильф и Петров, Володин и Черный, Гердт и Райкин, Бабель и Жванецкий, Утесов и Дунаевский – несут на себе отпечаток еврейской культуры. Русские евреи – это не просто национальность, а, скорее, отдельная культурная "порода" с ее уникальным юмором и иронией, без которых немыслимы ни русская литература, ни эстрада, ни театр, ни даже русская революция.
Эльдар Рязанов, «TV Эльдар, или Моя портретная галерея», дорогой Шура!
В день твоего рождения я дарю тебе мою книгу – «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» – безо всякой уверенности, что ты ее когда-нибудь прочтешь. Профессия художественного руководителя вырабатывает глубокую ненависть к печатному слову и процессу чтения как таковому. Может быть, ты полистаешь этот томик и полюбуешься картинками… К счастью, в твоей семье есть подлинно интеллигентный человек – Тата. Она прочтет! Я же желаю тебе всего самого превосходного в этот радостный для нашей Родины день.
Всегда твой Элик
19 июля 2003
В кино Ширвиндт исполнил десятки ролей, из которых мало кто был главным, но многие стали любимыми всей страной. Одной из таких ролей, вероятно, была роль Юзефа в шпионском военном боевике "Майор Вихрь" (1967) Евгения Ташкова. Однако более ярко запомнился публике шутник Павлик из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975) режиссера Эльдара Рязанова. Также он был замечен в ролях майора в фильме "Небесные ласточки" (1976) Леонида Квинихидзе, Харриса в "Трое в лодке, не считая собаки" (1979) Наума Бирмана, Фирелли в оперетте "Принцесса цирка" (1982) Светланы Дружининой. Кроме того, как и публика, так и режиссеры стремились видеть в Ширвиндте идеального европейца.
Однако среди его ролей было и много советских персонажей: Шурик в фильме "Вокзал для двоих" (1982), Мясоедов в "Забытой мелодии для флейты" (1987) того же Рязанова, Аркадий в "Самой обаятельной и привлекательной" (1985) Геральда Бежанова. После перестройки не стоит забывать о его замечательной роли в дебютном фильме Сергея Урсуляка "Русский регтайм" (1993).
Кроме того, были и такие роли, которые могли быть незамеченными для многих: текст от автора в советско-финской комедии "За спичками" (1980), озвучивание Чеширского Кота в анимационном фильме "Алиса в Стране чудес" (1981), а также множество крошечных ролей из киножурнала "Фитиль" разных лет.
Хотя сам Ширвиндт не был поклонником сатиры, он предпочитал мягкий юмор и ненавязчивую иронию.
Ширвиндт - это тот случай, когда говорить можно не только о конкретных ролях или достижениях, но и о феномене в целом: об артисте, режиссере, литераторе, личности. Его множественные роли и амплуа составляют цельную картину - портрет человека, без которого трудно представить себе сцену, экран и даже саму реальность. Его длинная и насыщенная биография может быть прочитана как летопись послесоветского театра и кино, завершенная настоящим временем.
Геннадий Хазанов, надпись на фото
Уважаемому Александру Ширвиндту в знак признательности за добрый совет сыну при выборе театрального училища.
Ирина Михайловна Хазанова
22/I 77 г.
Михаил Державин, надпись на фото
Дорогому Шурику от дорогого Миши.
Михаил Жванецкий
«Год за два»
Шура! Со мной вместе! Счастья нам обоим! Хотя бы… хотя бы… В этой стране хотя бы. Твой автор М. Жванецкий 1991
Зачем черепахи живут 300 лет? О чем они думают? Куда не спешат? Почему бабочка живет сутки-двое? Куда она торопится?
Сегодня я понимаю, как расточительно-безвольно тратил отпущенное мне судьбой время. Как-то Даниил Гранин без всякого пафоса сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе быть несчастным». Я тоже по старости думаю, что надо успевать быть счастливым, добрым и любимым, а не полемизировать по любому поводу, потому что, как яростно ни борись, все равно окажешься на каком-нибудь тихом сельском кладбище.