За последние годы мы убедились, насколько важны такие морские пути, как Суэцкий канал с Красным морем. Достаточно вспомнить аварию контейнеровоза «Эвер Гивен» в 2021 году, которая привела к многодневному коллапсу в грузовых перевозках. Эксперты подсчитали, что мировой экономике застрявший контейнеровоз в Суэцком канале «Эвер Гивен» обходился в 400 млн долларов в час.
Сейчас в Красном море снова неспокойно. Хуситы атакуют британские, американские и израильские суда. Все понимают, насколько важна безопасность в этом регионе, но никто ничего не может с ними сделать.
В конце февраля кто-то оборвал подводную кабельную систему в Аденском заливе, в результате чего произошёл сбой интернета в 15 странах Африки. Конечно, точной информации о том, кто это сделал, нет, но большинство сходится во мнении, что это были хуситы. Именно они являются главными нарушителями спокойствия в этом регионе.
Про то, как оказался без интернета в Буркина-Фасо, написал военкор Харченко в телеграм-канале «Свидетели Байрактара» как очевидец событий.
Starlink
И знаете, куда все побежали в Буркина-Фасо? Оставлять заявку на интернет, который не зависит от подводной кабельной инфраструктуры. На Starlink Илона Маска, который появится в Буркина-Фасо только в конце этого года.
Это говорит нам о том, что везде, где будут проблемы с интернетом из-за повреждения кабелей, будет спрос на американский Starlink. А время сейчас неспокойное, инциденты с повреждением подводной инфраструктуры будут происходить чаще. Война уже сейчас перешла на инфраструктурные объекты. Яркий тому пример — взрыв на газопроводе «Северный поток».
Как появился проект Starlink и почему это важно понимать?
На первый взгляд кажется, что это чисто коммерческий проект. Но Starlink — это подразделение SpaceX, которое Илон Маск создал при очень странных обстоятельствах.
Во-первых, по какой-то неведомой причине правительство США выдало Маску все космические технологии NASA и в придачу к этому выделило огромный кредит. Во-вторых, зачем миллиардеру, который считает прибыль, компания SpaceX, которая до сих пор ничего не зарабатывает? Финансовую отчётность SpaceX не публикует, но по имеющейся в доступе информации компания убыточна. А существует она с 2002 года.
Схема, в общем-то, понятна. Государственная структура долго принимает решения, неповоротлива и вязнет в бюрократии. Поэтому амбициозные проекты, требующие скорости, лучше делегировать частным структурам. Например, в России так поступили со строительством Олимпийского парка в Сочи и Крымского моста. В США так поступили с космической программой.
SpaceX работает на правительство США, и Starlink является одним из проектов, который в конечном итоге используется американцами в своих целях. Это в первую очередь военная инфраструктура, а потом уже бизнес.
«Когда я не уверен, что могу сказать что-то публично, я стараюсь промолчать. Но я могу сказать, что между разведывательным сообществом и SpaceX существует очень хорошее сотрудничество», — заявил президент SpaceX Гвинн Шотвелл.
Выводы для России
А выводы из всего этого простые. России нужен свой «Старлинк». И нужно это не только для того, чтобы избежать проблем с интернетом, если очередной раз повредят какой-либо кабель. Военные эксперты не раз подчёркивали, насколько такая система важна для нашей армии.
Глобальная спутниковая система с высокоскоростным интернетом важна и для геополитики. Вытеснить из Африки западное влияние будет сложно, если вся Африка пользуется жёстко зацензурированным американским интернетом. Миру нужна альтернатива.
Всё, что не попадает в Дзен, попадает в Телеграм-канал.