Кого и зачем сжигали у нас на Руси?
На самом деле, в силу своей простоты сожжение - одна из самых ранних казней себе подобных, что придумало человечество. Первый известный факт сожжения относится еще к 710-му году до н.э, когда кушитский царь Шабака сжег побежденного древнеегипетского фараона Бакенренефа.
Европейцы об искусстве публичного сожжения впервые узнали от арабских правителей Испании в 700-е годы н.э - те крайне полюбили отправлять на костер неверных повстанцев.
В Старом свете публичное сожжение развили до совершенства - ведь та же католическая церковь считала эту казнь крайне гуманной, обходившуюся "без пролития крови". И чаще всего применяла по отношению к еретикам, не желавшим слушаться воли Папы Римского.
В XIII-XIV вв на публичные костры пачками уехали катары южной Франции, рыцари ордена Тамплиеров, обвиненные в распространении чумы евреи. В XV-XVII вв к ним в списки добавились жертвы охоты на ведьм в Германии, мученики испанской инквизиции.
Любили в старой Европе сжигать и женщин муже- или дето-убийц, лидеров народных восстаний. Ну или просто мужчин, обвиненных в мужеложстве.
Креативные европейцы подошли к делу творчески, с огоньком, что называется. И превратили костры с еретиками в настоящие массовые зрелища - аутодафе. Ухитрялись сжигать на центральных площадях своих городов сразу по 400-500 невинных душ в день.
В Европе издавались даже особые пособия по правильному проведению такой казни - как лучше дрова просушить, как надлежащим образом силу огня регулировать, чтоб жертва подольше мучилась или напротив быстро Богу душу отдала. Как тебе такое Илон Маск, а?
Пепел испытавших на себе сожжение принято было не хоронить. Но сбрасывать в ближайшую крупную реку - например, в Рейн.
Любопытно, что далеко на всегда на костер по приговору шли именно реальные люди. Инквизиторы, например, могли показательно сжечь куклу или портрет осужденного. Если решали дать виновному последний шанс. Или же тому удавалось заблаговременно скрыться.
А что же на Руси?
У нас на Руси сжигание, "казнь огненную", тоже практиковали, друзья мои. Да-да! Если вдруг от кого услышите, что мол русичи такой казни не знали, что у нас колдунов на костер не слали, знайте - перед вами человек в истории крайне несведущий.
Но есть ряд отличий. Так, у нас сжигали чаще всего в срубе - особой закрытой конструкции из ковна и палок, маленьком своего рода домике из палки, бревен и смолы. То есть не как европейцы, что просто привязывали жертву к столбу и обкладывали хворостом на потеху зевакам.
Почему же у нас сжигали именно в закрытом срубе?
Да просто не считали русичи достойным делом непосредственно смотреть на страдания жертвы. Да и опасались у нас, что могут сжигаемого счесть люди мучеником. Но и показать казнь народу тоже нужно было. Иначе опять подумают, где-то прячется до поры до времени.
Плюс наши непростые русские погодные условия не особо способствовали сжиганию на открытом воздухе - то снег, то дождь.
Само русское сжигание в срубе, скажу вам, будет погуманнее, нежели европейское на открытом воздухе. Ибо в закрытом пространстве человек быстро отключается, пару раз хорошо хлебнув угарного газку.
Чаще всего на Руси приговор на сожжение, выносила православная церковь. Потому сакрально сжигали в срубах старообрядцев, "колдунов", отравителей и умышленных поджигателей, богохульников, оскорбивших прилюдно Христа или Богоматерь. Например, сжигали тех, кто плевался хлебом на Причастии, рубил иконы топорами.
Сжигались и те, кто демонстративно переходил из православия в другие религии - например, в иудаизм или ислам. Особенно если прежде крещен был в православную веру из этих религий. Шли в сруб и те священнослужители иных религий, кто православных в свою веру перевел - например, совершившие над ними обрезание.
Так, в 1738-м году на Адмиралтейском острове в Петербурге сожжен был поручик Александр Возницын, перешедший в иудаизм. Рядом был таким же методом отправлен на цокольный этаж бытия и уговоривший его принять иудейскую веру еврей Борох Лейбов.
Впервые команда "сжечь" по отношению к людям у нас фиксируется XIII-м столетием. Летописи пишут: тогда в Великом Новгороде сожгли четверых местных жителей, якобы служивших в каком-то угро-финском племени языческими "черными волхвами".
Самый известный наш сожжённый - конечно же легендарный протопоп-раскольник Аввакум Петров. Отправленный в сруб в 1682-м году за яростную критику царя и патриарха. И на века ставший за то истинным великомучеником для всех старообрядцев
Интересно, что при Петре I в России одно время практиковалось и "открытое" европейское сожжение. Великий царь-реформатор с Запада не только ведь хорошее к нам тащил... Петр же велел сжигать и фальшивомонетчиков, виновных в воинских преступлениях.
Но в любом случае, повторюсь, так массово как в "цивилизованной" Европе у нас на Руси никогда никого ни за что не сжигали. И по крайней мере, хоть какая-то вина у наших жертв имелась... А не просто рыжий цвет волос или родинка не в том месте, как у иных европеек, отправившихся на костер в те мрачные века.
Последняя жертва сожжения в России относится к 1739-му году - тогда в Екатеринбурге у нас сожгли пожилую башкирку Кисякбику Байрасову, ранее насильно обращенную в христианство. Но затем оставившую православие ради своего исконного ислама.
В Европе же последняя жертва сожжения по приговору состоялась 13 сентября 1782 года, когда по обвинению в колдовстве публично казнили швейцарскую горничную Анну Гельди.
Но вот еще что скажу.
В отличие от многих других видов казней, публичное сжигание в каком-то виде, увы, практикуется и сегодня. Особенно в военных конфликтах - с применением легковоспламеняющихся жидкостей, сжигания домов, где прячутся "враги".