Когда речь заходит о буддизме, то в голове всплывают образы благочестивых и смиренных монахов с улыбками на лицах. Будда сидит довольный в позе лотоса. Звучит умиротворяющая музыка. Эти образы сподвигли тысячи западных людей стать последователями буддизма. Кто-то решил посвятить себя дзен-буддизму, кого-то привлекла традиция гелуг, кому-то понравилась тхеравада. Направлений в буддизме много, и во многих из них последователи попались в ловушку религиозных авторитетов, которые воспользовались своим положением для осуществления преступных целей.
Японский учитель дзена Кьезан Джошу Сасаки умер в 2014 году в Лос-Анджелесе. Ему было 107 лет. Он приехал в США в 1962 году и за полвека обучил тысячи американцев в своем дзен-центре. Вдобавок создал дочерние дзен-центры по всей стране, и даже в Европе.
Преступная деятельность Сасаки могла закончиться еще в Японии: в 1954 году его приговорили к 8 месяцам тюремного заключения за нецелевое использование храмовых пожертвований. Деньги тратил на увеселения и доступных женщин. Однако тюрьма не исправила Сасаки. После освобождения дзен-мастера отправили его в США для духовного обучения западных студентов.
В 1990-е годы члены его дзен-центра публиковали коллективные письма с обвинением учителя в домогательствах к ученикам. До этого были лишь одиночные обвинения. По заявлениям жертв домогательства начались в 70-х годах.
Поскольку Сасаки основал и спонсировал много дзен-центров, а также пользовался престижем в ряде стран, сторонники пытались закрывать глаза на обвинения в его сторону. Так происходило и с другими дзен-учителями: Эйдо Тай Шимано и Тайзан Маэдзуми.
В 2010 году Шимано попросили уволиться из Общества изучения дзена на Манхэттене из-за обвинений в том, что он спал со студентками. Критики и жертвы объяснили домогательства культурой дзен-буддизма, которая основана на секретности, патриархате и гендерных предрассудках. Дзен-мастер чувствует власть и пользуется своим положением для удовлетворения преступных потребностей.
Дзен-мастеров обвинили в том, что они лапали своих учениц без их согласия, оставляли на чаепитие после занятий, в результате которых насиловали их. Вдобавок дзен-мастера вмешивались в семейную жизнь учениц.
Когда жертв насилия опрашивали о том, почему они так долго не могли рассказать о случившемся, они отвечали, что сначала думали, будто прикосновения учителя являются частью духовной практики дзен. Группа дзен, или сангха, может стать для человека близкой семьей, и этот аспект практики объясняет, почему женщины и мужчины так долго не высказывались.
Многие женщины, к которым прикасался Сасаки, служили монахинями в его центрах. Одна женщина, связавшая свою жизнь с Сасаки в 1980-х годах, впоследствии оказалась изгоем.
Учителя маскировали домогательства идеей, будто так они пытаются обуздать телесность учениц и затушить их эго. Сасаки говорил, что настоящая любовь - это отдать себя полностью. Ситуация может показаться банальной, но ученики находились в воодушевленном состоянии, жили в горах, много времени проводили в тишине. В такие моменты создается ощущение, что границы между всеми полностью стираются.
Учитель дзена из Сиэтла Джо Маринелло, ранее входивший в общину Эйдо Шимано, критиковал наставника за домогательства и просил его покинуть сообщество. Но таких как он было немного. В дзен-буддизме ученики часто не замечают недостатков своих учителей и абсолютизируют их моральные мотивы. Между учителем и учеником выстраиваются особые отношения, в результате которых ученик становится зависимым от этих отношений.
Джессика Крамер из Лос-Анджелеса была личной помощницей Сасаки в 2002 году. Она утверждает, что он залезал к ней под халат. Окруженная почти исключительно мужчинами, ей мало кто сочувствовал и готов был поддержать. Сюзанна Стюарт начала заниматься с мистером Сасаки около 50 лет назад. По ее словам, в течение шести месяцев Сасаки прикасался к ней во время санзен (обращение к мастеру дзена для наставления). Это стало причиной ухода Сюзанны из общины. Она вышла замуж за одного из приближенных Сасаки. В 1992 году ее муж отделил свой дзен-центр в Северной Каролине от попечительства Сасаки. Бывшие соратники стали присылать им письма ненависти.
На данный момент в американской ассоциации дзен-буддистов и других буддийских центрах действуют этические кодексы по выбору учителей, а также специальные ресурсы, куда можно обратиться при нарушении этических норм.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.