216 подписчиков

Иван НЕ дурак или как?

Сейчас мы из слова ДУРАК всю ДУРЬ выбьем! Или нет? Как думаете есть в дураке глупость? Сейчас много пишут о том, что это слово-перевёртыш.

Сейчас мы из слова ДУРАК всю ДУРЬ выбьем! Или нет? Как думаете есть в дураке глупость?

Сейчас много пишут о том, что это слово-перевёртыш. То есть было хорошее, доброе слово, но смысл его перевернули, исказили и получился из умного «дурак». И такое в лингвистике, чего греха таить, очень даже присутствует. Но мы, так уж повелось, разбирать слово будем подробно, честно и нудно (простите), но зато так, чтоб прям понятно было, откуда у «дурака» ноги растут. Поехали.

Основные две новые версии происхождения этого слова с просторов сети:

1. В «дураке» спрятано РА (и даже УРА), а это свет, эфир, творящий звук и всё такое, что мы любим, а значит, слово не может быть плохим, и дурак — это светоч, а не придурок.

Комментарии автора: Да, внутри есть РА-УРА, но оно есть и в других словах (кура, мура, бурак и пр.). Русское слово многослойно-многоуровнево, и я не против рассматривать под разным углом все эти слои и уровни. Однако ж есть РАзница, где у нас это РА живёт. В приставке (предкорне), в суффиксе (послекорне) или в самом корне, и здесь тоже важно в основном корне или в добавочном. Вот в «дураке» РА стоит добавочным корнем, а значит сила в дураке точно есть, но светоча она из него не делает, иначе он был бы не «дурак», а «радук», но на этот случай в языке есть слово «радуга», тут и сила и свет, все на месте.

Вывод: Сила в «дураке» точно есть, остальное не доказано. Не забываем, что русский язык при всей красе математически точен.

2. «Дурак» — это искажённое «другак», то есть «друг».

Комментарии автора: Теоретически линейку «друг — дурак» исключать мы не можем, давайте присмотримся. К сожалению, про «друга» мы знаем не больше, чем про «дурака», поэтому потребуются пояснения и к этому слову. У В.И. Даля: «друг — другой, такой же, равный, другой я (другой ты), ближний, всякий человек другому». То есть человек человеку — друг, не иначе. Именно на этих смыслах держится слово «дружина». В словаре древнерусского языка, кстати, указано, что слово «дурыи» предположительно имело значение «другой». Откуда идёт слово «другой» пока не смотрим, чтобы не запутаться.

Вывод: Тут получается, что мы все друг другу дураки и слово «дурак» вообще теряет какой бы то ни было сакральный блеск. Дурак — просто некий человек, один из. Эту версию я не поддерживаю хотя бы по той причине, что сами слова «друг-другой» уже очень сужены по значению и удалены от первоначальных смыслов.

Боюсь, читатель уже устал, а мы ещё толком не начинали))))). Вообще, очень переживаю, что получается много текста, потом начинаю сокращать и уже расстраиваюсь, что ничего не понятно….(((((. Это лирическое отступление было. Передышка.

Сейчас мы из слова ДУРАК всю ДУРЬ выбьем! Или нет? Как думаете есть в дураке глупость? Сейчас много пишут о том, что это слово-перевёртыш.-2

Теперь. Уберите всё из головы и новыми глазами посмотрите на ДУРАКА. Есть явный суффикс -К, то есть первично ДУРА/ДУРЬ. Теперь ещё «бабу-дуру» и всякую «дурь» из головы тоже выкиньте и подумайте, когда мы говорим: «Вот это ничего себе дура!!!»? Говорим, когда видим что-то большое, можно даже сказать, «колоссальное», но часто «непонятное». Смотрите, какая у мужика дура на фото! А у того, что за дура?

И самое главное, тут мы видим прямое влияние исходных корней ДУ(ТИ)+РА(ТИ), у нас явно что-то ДУ «раздутое» и РА «сильное».

Сейчас мы из слова ДУРАК всю ДУРЬ выбьем! Или нет? Как думаете есть в дураке глупость? Сейчас много пишут о том, что это слово-перевёртыш.-4

Для человека образ такого богатыря с чудинкой получается. Увалень такой, не обижать — так и не тронет, но обхитрить его можно. Значение слова, как всегда, на поверхности лежит, но никто его не замечает.

Кстати, на помощь неожиданно приходит официальная лингвистика. Наш любимый М. Фасмер, который везде искал иностранные корни, увидел у «дурака» связи с греческим θοῦρις ἀλκή «бурная, неистовая сила».

Немного вспомним букву «Д» для полноты картины. ДАТЬ — это «давать безвозмездно и широко», это наша щедрость. ДЕТЬ (деять, девать, делать) — это просто «направлять усилия», это наша деятельность. В этих словах смыслы очень хорошо сохранились. ДУТЬ — это «направлять усилия концентрированно», то есть через воронку «У». И вот тут значение очень сузилось, теперь «дуть» можно только воздух. Вот и раздуваем максимально. Подумайте сами над словами: дуб, дух, дуга, недуг, дюжий.

Дурак — это про силу, про раздутую силищу. А коли сила есть — ума-то вроде и не надо. Вот и пошёл перекос не в ту сторону.

Когда мы «Д» усиливаем при помощи «Р» (ДЕР/ДИР/ДОР/ДР), то дерём, дёргаем, задираем, дерёмся, дразним и т.п. Тоже такая бесконтрольная, дурная раздача направо-налево.

Форма ДРУ более характерна для нашего языка, чем ДУР (тут, пожалуй, родственница к дуть-дура только муть-мура). А вот формы пру/тру/кру/мру и т.п. вполне себе распространены и, как ни крути, а дру = дьру,деру. Простите за очередную арифметическую очевидность, но тогда «друг/другой», это тот, кого можно за руку дергануть и держать (дьру-гати/дерь-гати), потому что он рядом.

И немного докапиталистического юмора. Отменно проиллюстрирована дурная сила у Михаила Евдокимова в его «Иду из бани —морда красная». Приятного просмотра.