...В его фотоработах фантастически насыщенные цвета и четкость изображений. А какие это изображения! Настоящая хроника жизни целой огромной страны. Мы привыкли, что события столетней примерно давности - это всегда немного унылая черно-белая гамма, скверное качество размытых фотографий, нечеткие, словно траченые временем, картины далекого, какого-то чужого прошлого.
Лишь редкие фото, сделанные с особым тщанием в ателье, отличаются четкостью и качеством. Но и они в этой монохромности кажутся декоративными, ненастоящими. Меж тем, кадры снятые русским фотографом Сергеем Прокудиным-Горским в самом начале ХХ века - торжество качества и триумф точности, с которой они воспроизвели жизнь. И они действительно превосходят многие снимки, сделанные на самом современном оборудовании. Невероятна яркость красок, свежесть цвета и точность деталей - вот, что прежде всего поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским.
Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды, — один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.
Это великолепие цвета и света удалось благодаря чудесному сочетанию наук и живописи. Своей задачей изобретатель, педагог, ученый, обучавшийся химии у Дмитрия Менделеева, а живописи — в Императорской Академии художеств, Сергей Прокудин-Горский видел фиксацию жизни России в истинном цвете. И благодаря этим навыкам изобразительного искусства и тяги к химии, физике, оптике, он и создал с 1903 по 1916 год свою уникальную "Коллекцию достопримечательностей Российской империи". Это крупнейшее собрание цветных фотоснимков, отображающих жизнь страны век назад.
Сергей Прокудин-Горский - отец цветной фотографии. Между тем, честно говоря, это вообще-то миф. Потому что первый цветной фотоснимок в мире был сделан еще в 1861 году и за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Сергея Михайловича состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки.
А еще именно Прокудин-Горский считается автором термина "родиноведение". Высокое искусство фотографии в его понимании было призвано не только эстетизировать мир. Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения — установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны. Этот-то новый предмет и должен был получить название "родиноведение". Жаль, уроки так и не были введены в школах царской России, а революция 1917 года помешала замыслу. Сам ученый и изобретатель эмигрировал в 1918 году, узнав о расстреле царской семьи, и последние годы своей жизни провел во Франции.
…Это фото относится к числу самых ценных и известных из фотографий Прокудина-Горского.
Перед вами - единственный цветной фотопортрет Льва Николаевича Толстого. Снимок сделан 23 мая 1908 года, незадолго до 80-летия писателя. В начале месяца Прокудин-Горский — к тому времени авторитетный ученый, широко известный и в России, и за рубежом, — написал Льву Толстому письмо с предложением сделать его цветной фотопортрет. Разрешение на приезд было получено. В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена.
Но, от лирики к физике. Точнее, к оптике. Один из секретов того, что фотографии Прокудина-Горского буквально наполнены жизнью, заключался в том, что он сократил время выдержки процесса фотографирования до 1–3 секунд. До него моделям приходилось сидеть неподвижно около 15 секунд. Отсюда — естественность и реалистичность людей и предметов на снимках Прокудина-Горского.
Чтобы зафиксировать образы русских крестьян, Прокудин-Горский выезжал не только в ближние губернии, но и на далекие окраины империи. Так появился еще один коллекционный снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка". Он сделан в русском поселении Мугань Бакинской губернии (территория современного Азербайджана).
Царское правительство начало активно заселять Южный Кавказ с середины XIX века. Значительную часть переселенцев составляли русские крестьяне, исповедовавшие диссидентские взгляды, — молокане, старообрядцы, духоборы, субботники и др. В Бакинскую губернию их переселяли целыми общинами за вероотступничество. Одним из ареалов заселения русскими стала Мугань. Прокудин-Горский фиксировал исторический процесс этой колонизации. Фиксируя жизнь Российской империи, Прокудин-Горский совершил несколько поездок по Центральной Азии. "В январе 1907 года он со своими помощниками едет в Самарканд, чтобы снять солнечное затмение, — рассказала Светлана Гаранина. — С погодой не повезло, но времени они не теряли и отправились снимать архитектуру города. Это имело огромное значение для культуры. В октябре случилось землетрясение, храмы погибли. Памятники Самарканда в цвете сохранились на снимках Прокудина-Горского. Порой в Средней Азии его имя до сих пор известно лучше, чем в России...
Этот снимок сделан в 1911 году во время поездки в Бухару, которая в те годы была вассальным государством Российской империи. На нем — Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, эмир Бухарский (взошел на престол в 1910 году). Для истории фотографии этот снимок ценен тем, что демонстрирует высочайший уровень технологии Прокудина-Горского в передаче цвета. Метод заключается в том, что цветной предмет снимается на черно-белую стеклянную пластину с одной точки через три светофильтра — синий, зеленый и красный.
...Грустная ирония времени в том, что человек, всю жизнь стремящийся ухватить и зафиксировать его, оказался на долгие годы забыт на родине. Находящиеся в эмиграции родные Сергея Прокудина-Горского в 1948 году были вынуждены продать коллекцию Библиотеке Конгресса США: сказались сложное положение русских эмигрантов в Париже и отсутствие условий, необходимых для сохранения коллекции. Вся коллекция Прокудина-Горского насчитывала около 3,5 тыс. снимков. В Библиотеке Конгресса США хранятся 1902 из них. Судьба других негативов неизвестна. По воспоминаниям родственников Прокудина-Горского, самую ценную часть своих фотографий он спрятал перед эмиграцией в России.
Лишь в начале 2000-х в России имя Прокудина-Горского вновь начало приобретать известность. В 2016 году по инициативе Василия Дрючина, учителя информатики и исследователя творчества фотографа, был открыт Музей Прокудина-Горского в государственной общеобразовательной школе Москвы "Романовская школа".