Найти в Дзене

Блуждающие огоньки

О спектакле «Нирвана» Московского драматического театра «Модерн»

Нирвана в моем понимании означает свободу от боли, страдания, внешнего мира. Это погружение в сказку путем игры на гитаре.

Курт Кобейн

Должна сразу предупредить своих читателей, что перед нами — очень тяжелый спектакль, в котором точно передан дух «Нирваны», гранжа, альтернативного рока: дух пессимизма, подросткового самоедства, тяжелой депрессии и разочарования в людях, жизни, в самом себе. Перед нами — честный рассказ о жизненном пути Курта Кобейна, культового музыканта целого поколения 90-х, сменившего блеск и сладковатую патоку рока 80-х.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

На сцене разворачивается история человека очень одинокого, страшно неуверенного в себе, болезненного, стремившегося в сказочную страну, в искусство, укрывающее от мирового зла. Но даже в этой придуманной стране, сотканной из музыки и слов, гитары и настроения, невозможно укрыться от боли, непонимания и вездесущего социума, который ни за что не даст жить по-своему.

Единственной большой радостью в жизни Курта стала его семья — жена Кортни Лав, далекая от идеала хозяйки и матери, но близкая по духу, понимающая, любящая и дочка Френсис, которая стала для него всем, что могло бы удержать — и удерживало довольно долго — на этом свете. Но вездесущее государство в виде журналистки, врачей, органов опеки (прекрасная сцена с актером Евгением Казаком, создавшим блестящий образ, исполненный горькой иронии и издевательского артистизма) не дает музыкантам жить так, как хочется им. Заставляя жить так, как полагается большинству.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Перед нами — изнанка успеха, миллионного состояния, настоящая жизнь рок-легенды, наполненная бесконечной борьбой со своими страхами, ужасом наркотических опьянений, схваткой с вездесущим государством, отравленным ханжеским пониманием общественного и личностного блага. Хрупкая душа Курта, так и не сумела противостоять этому миру, спрятаться от него, сберечь свой уязвимый, хрупкий мир — свою нирвану, свою свободу. Грязь как защита от грязи, боль как средство от боли — вот формула эстетической независимости целого поколения, олицетворенного в Курте.

Сильная игра актеров Богдана Щукина (Курт Кобейн) и Анастасии Сычевой (Кортни Лав) делает спектакль большим искренним чудом, где нет места фальши и сглаживанию острых углов. Проживая на сцене целую жизнь, исполненную горечи, боли и бессилия перед темными силами зла, олицетворенными в некоем «друге», то ли реальном персонаже, то ли плоде воспаленного воображения Курта — самой Смерти (Юрий Анпилогов), всю дорогу стоящей за плечами музыканта, Щукин на наших глазах превращается в очень больного, раздавленного жизнью человека, с угасающей психикой и оголенными нервами.

Фотоколлаж предоставлен пресс-службой театра
Фотоколлаж предоставлен пресс-службой театра

Анастасия Сычева, знакомая читателям беседки по рассказу о премьере «Вероника решает...", играет с самоотдачей, позволяющей говорить о ней как о сильной актрисе необыкновенного темперамента и глубины. Кортни — абсолютно ее роль, выполненная с искренностью и трагическим погружением в образ постоянного противостояния этому миру. Один огненный взгляд непримиримых глаз дает зрителю понимание того, чем была Кортни в жизни Кобейна. Чем держала его, в чем была ему особенно близка, почему внушила такую страсть, которая перевернула всю его жизнь. Успех спектакля — в первую очередь актерская удача Щукина и Сычевой, превращающих сцену в искрящееся пространство необычайного темперамента и горького несоответствия мира искусства миру сему.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Режиссер Юрий Грымов наполняет сценическое пространство интересными эффектами, требующими как сложных инженерных решений (гигантская банка некоего лимонада, выезжающая на сцену на колесиках, управляемая торжествующей Кортни), так и простых, но визуально ярких (пена, подсвеченная разноцветными огнями). В сочетании с сильной актерской игрой, эстетическими обобщениями, живой музыкой создается энергетически насыщенной пространство большой трагической силы.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Зритель остается наедине со своими страхами, предрассудками и скрытым протестом, находящим отклик на сцене. Душа публики обнажается, с нее, пленочка за пленочкой, снимают спуд социальных предрассудков, правил поведения, приличий и пристойности и оставляют обнаженной, наедине со собой настоящим. Одиноким и беззащитным. Сдирают равнодушие, спокойствие, самодовольство, погружая в пучину страстей и человеческой боли, откуда так безнадежно пытается вырваться наш герой. Спектакль «Нирвана» - путь к себе, своему внутреннему ребенку, слабому и беззащитному, тонкому и ранимому. Попытка достучаться до далекого и недоступного, но важного и настоящего. Попытка понять — прежде всего себя и простить — прежде всего других.

В спектакле много маленьких огоньков, все время находящихся в движении. Фонарики, праздничные гирлянды, мотоциклетные фары, крошечные искры, блуждающие во тьме окружающей жизни. Огоньки, нарушающие сумрачный холод смерти тревожным, веселым светом жизни. Светом любви и надежды, которым есть место в жизни каждого из нас. Блуждающими огоньками счастья, то и дело вспыхивающими в жизни и вносящими в нее смысл.