Найти в Дзене
Великий Брат

Почему зэкам-армянам и азербайджанцам жилось в ГУЛАГе лучше всех

Оглавление

Условия в исправительно-трудовых лагерях раннего Советского Союза были крайне тяжёлыми. Но не для всех. Некоторым заключённым удавалось добиться привилегированных условий, и нередко это было обусловлено национальным происхождением.

фото: Dmitry Chasovitin/Globallookpress
фото: Dmitry Chasovitin/Globallookpress

Говоря о Главном управлении исправительно-трудовых лагерей, также известном как ГУЛАГ, часто упоминают, что все зэки там были равны между собой, и что это — единственное «равенство», которое Россия получила благодаря режиму большевиков. Однако даже это «равенство» было лишь иллюзорным: заключённые вовсе не находились в одинаковых условиях. Среди них существовали те, кто имел больше привилегий, а зачастую и паразитировал на непосильном труде остальных.

Кто и как получал привилегии в ГУЛАГе

Именно в исправительно-трудовых лагерях с 1930-х годов формировалась идеология «воров в законе». Тогда и появился главный принцип нового «воровского закона»: тот, кто его хранит, не должен работать на государство. Хранителями выступали «паханы» — привилегированные заключённые. Нормы за них выполняли другие, а лагерная администрация не только закрывала на это глаза, но и поощряла такое явление. Наличие «воров в законе» стало для новой советской власти очень удобным: такие заключённые сумели подчинить себе остальное сообщество зэков, чтобы удерживать их в своей власти и управлять ими, частично принимая на себя администрирующие функции. Сами «паханы» даже не работали, а вместо этого играли в карты, слушали рассказчиц и вступали в связь с женщинами — остальные заключённые не могли и мечтать о подобном.

фото: Zamir Usmanov//Globallookpress
фото: Zamir Usmanov//Globallookpress

Другой категорией привилегированных зэков были так называемые «стукачи» — агенты-осведомители. Лагерная администрация вербовала их, предоставляя взамен послабления и давая право досрочно выйти на свободу. Иногда «стукачи» получали продукты, табак и прочие дефицитные товары в обход общей системы снабжения. Привилегии, которые этим заключённым доставались взамен на осведомительство, были закреплены в приказе «Об агентурной работе», который вышел в 1935 году. Возможность иметь дополнительные блага в сочетании с шансом на досрочное освобождение — вот что было для «стукачей» главной мотивацией.

Как происхождение влияло на привилегии

В ГУЛАГе были и другие работы, помимо изнурительного труда, из-за которого многие быстро умирали. В лагерях требовались сапожники, кузнецы, повара, плотники, а в некоторых случаях — музыканты, художники и другие представители искусства. Заключённые, которые обладали соответствующими навыками, получали улучшенные условия труда, питались лучше остальных, нередко имели право свободно перемещаться по лагерной территории.

фото: Dmitry Chasovitin//Globallookpress
фото: Dmitry Chasovitin//Globallookpress

Во многом способность занять привилегированную должность была обусловлена знаниями, которые заключённый имел до того, как попал в лагерь. Однако свою роль играла и солидарность между этническими группами. Зэки одной национальности находили общий язык не только друг с другом, но и с начальством. Как позднее писал Александр Солженицын в своей книге «Двести лет вместе», происхождение было едва ли не главным признаком, который давал шанс получить лучшие условия по сравнению с остальными заключёнными.

Как указывал Солженицын, русских среди представителей такой привилегированной «касты» было довольно мало. Среди них отмечали и евреев, и грузин, и людей других национальностей. Особенное внимание обращали на армян и азербайджанцев: их этническая солидарность нередко становилась для них спасением от условий, в которых другие заключённые держались очень недолго. В то время как власовцы, «лесные братья» и жители Западной Украины, осуждённые за сотрудничество с нацистами, рушили сложившуюся лагерную систему, этнические группы армянского и азербайджанского происхождения, так же как некоторые другие, даже в нечеловеческих условиях находили, приходили к взаимной поддержке и помощи.