На протяжении многих лет русские старообрядцы верили в легенду о волшебной стране, где не было преступности, лжи или светских законов - Беловодье. Но существовало ли это место на самом деле?
Далеко на Востоке, на территории "опонского" (что означает "японское") королевства, есть страна, в которой люди живут на семидесяти больших и бесчисленном множестве маленьких островов. Ими правят патриарх и четыре столичных священника. "У них нет светского суда; духовные власти правят народами и всеми людьми". Так писал монах Марк из Топозерского монастыря (в Архангельской губернии) в начале 19 века, который якобы сам бывал в Беловодье ("Стране Белой воды") – так назывался этот дивный край. Его текст, о котором идет речь, назывался "Путешественник".
Монах описал это место как настоящий рай на земле. "В этом месте нет преступности и других вещей, противоречащих закону". И хотя "зимой бывают необычайные морозы с землетрясениями и грозами", страна Беловодье была богатой и плодородной: "Там произрастают все виды земных плодов; виноград и рис; здесь есть бесчисленные залежи золота и серебра, в то время как драгоценных камней и дорогих бусин в изобилии". Беловодье описывали как закрытую страну, которая ни с кем не воевала: "Они никого не пускают на свою землю и ни с кем не воюют".
Беловодье было населено изгнанниками веры – по словам монаха Марка, оно было основано ассирийскими христианами, бежавшими туда "от преследований римских еретиков". "Многие люди были отправлены на кораблях по Арктическому морскому и сухопутному маршруту", а затем "основали 170 церквей ассирийского языка" в Беловодье. Чтобы остаться в Беловодье, тем, кто туда попал, нужно было креститься во второй раз – но после этого уезжать было запрещено. По словам Марка, он этого не сделал, но "два монаха, которые были со мной, согласились остаться навсегда: они приняли святое крещение".
За легендой стоит реальное место
Легенда о Беловодье появилась, скорее всего, во второй половине 18 века среди русских старообрядцев и передавалась устно. В "Путешественнике" был записан только один из вариантов легенды. И у Беловодья есть географическая привязка.
Во второй половине 17 века, после раскола Русской Церкви ("Раскола"), старообрядцы, которые не хотели иметь дела с "никонианами", бежали в разные части России. Самые отчаявшиеся бежали за пределы сибирской укрепленной линии, построенной для защиты России от кочевников - далеко за пределы нынешних Новокузнецка и Семипалатинска и дальше, в горы Алтая.
Русские, поселившиеся в труднодоступных местах вдоль реки Бухтарма и в Уймонской степи на Алтае, стали известны как "каменные люди", то есть горцы, потому что "камень" на языке тех времен означал "гора". Нижегородские старообрядцы составили основу "каменных людей", но к их общине присоединились выходцы из разных регионов, которые достигли долины реки Бухтарма.
Заселение региона началось в 1720-х годах. На самом деле там не было государственной власти – территория лежала между границами России и Китая. Население охотилось, занималось сельским хозяйством, ловило рыбу, добывало мед, вело меновую торговлю с соседями – казахами, алтайцами, китайцами. В 1790-х годах, когда Бухтарминский район начали присоединять к России и облагать налогами, там насчитывалось около 17 поселений.
К началу 19 века вольной жизни обитателей Бухтарминских берегов пришел конец. С 1796 года все жители Бухтармы стали платить денежный налог. Многие из них двинулись дальше на восток и север, к рекам Аргут и Катунь.
Почему легенда о Беловодье продолжала жить?
Итак, Беловодье действительно существовало – легенда оказалась правдой! В конце концов, добраться до реки Бухтарма было возможно – и некоторым людям, действительно, удалось это сделать в 18 веке.
Когда в конце 18 века царские власти пришли на земли "каменных людей’, самые набожные из них двинулись дальше на восток и снова заблудились в горах. По-видимому, этот "исход" дал новую жизнь легенде. Кроме того, если кто-то попадал на берега реки Бухтарма, эти места обычно не принимались за "настоящее" Беловодье – в конце концов, там уже были налоги и светская власть. Итак, было вполне естественно продолжать поиски.
Таким образом, в 19 веке с помощью книги "Путешественник", которая распространялась среди старообрядцев в рукописных копиях, легенда о Беловодье стала еще более популярной.
В 1807 году в Томске крестьянин по имени Дементий Бобылев обратился в полицию и сказал, что ему известна великая тайна, которую он раскроет только в Москве. Когда его привезли в Москву, Бобылев сказал, что был в Беловодье и может показать, где оно находится, что там живет несколько сотен тысяч человек и они должны стать гражданами империи. Бобылев получил от властей 150 рублей золотом за информацию и пообещал участвовать в экспедиции в Беловодье, но вместо этого исчез с деньгами.
Это только одна история. В течение 19 века в поисках Беловодья группы крестьян из Пермской, Оренбургской, Нижегородской губерний бежали в Сибирь и дальше. Они часто искали Беловодье в лесах к северу от Томска – совсем не там, где оно было на самом деле, к югу от Томска. В 1840-х годах несколько алтайских масонов отправились в Китай в поисках Беловодья. Они также искали ее в современной Республике Тыва.
В 1870-1890–х годах мошенник по имени Антон Пикульский, но называвший себя архиепископом Аркадием Беловодским, обманул дальневосточных старообрядцев, убедив их, что он настоящий древлеправославный священник, рукоположенный в самом Беловодье.
Легенда остается известной и по сей день. Однако современные исследователи были вдвойне удивлены, когда опросили старообрядцев Приморья, потомков бухтарминских "каменных людей". Сначала они были удивлены, что легенда все еще жива. Но еще больше исследователей удивил тот факт, что потомки "каменных людей" отзывались о Беловодье как о "праведной, благочестивой земле”, но говорили о ней с явным скептицизмом.