Найти в Дзене

Как поддержать близкого человека

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Как помочь близкому и подобрать верные слова, когда ему нужна поддержка? Сегодня мы говорим об острой ситуации, о состоянии стресса и правилах помощи в этот момент.

Приходилось когда-нибудь слышать в ответ на свой рассказ "Да ладно, а у меня вот что было...», "Давай, что раскис-то!" или аналогичное? К сожалению, именно такими фразами люди часто отвечают тем, кто обращается к ним за поддержкой. Кто-то подобное даже из благих побуждений говорит, мол "хочу ему показать, что нужно действовать и всё получится, а не плакать тут".
При этом говорят это из лучших побуждений, а восприятие адресата понимает такие слова как обесценивание его переживаний, низкую значимость себя и своих эмоций для собеседника, что угнетает ещё больше. Как же быть, как правильно поддерживать?

Есть несколько важных базовых моментов, которые особенно подчеркивают психологи, работающие на месте ЧП, специалисты кризисных центров.

1. Решите, насколько Вы готовы оказывать психологическую поддержку человеку. Помните, Вы имеете право не помогать, если не готовы - тут действует принцип "не навреди": когда человек сам в тяжелом положении или по иным причинам не готов слушать о проблемах другого. Так бывает...

Если помогать готовы, то:
2. сохраняйте самообладание. В стрессе человек часто выражает негативные эмоции, повышает голос, может быть в ярости или, наоборот, плакать и будет очень расстроенным. Таким образом он показывает нормальную реакцию на ненормальную ситуацию, в которой оказался.

3. Уважайте границы человека, с которым разговариваете. Не каждый будет рад объятиям, например. Потому если хотите взять за руку или обнять - сначала спросите, можете ли это сделать. Такой вопрос дополнительно даст понять человеку, что Вы с уважением к нему относитесь, что Вам важен его комфорт. Это может им даже не до конца осознаваться, однако действует хорошо.

4. Защита тела: в тяжелых ситуациях и стрессе люди часто забывают о базовых потребностях: поесть, надеть теплые вещи. Такова реакция организма. Потому хорошей помощью станет предложение горячего чая (если холодно) или воды, пледа или предложение переместиться в тень.

5. Дайте возможность выговориться и поддержите в этом. Вот здесь остановлюсь подробнее.
Например, Вы слышите "мне страшно" - поддержите человека в том, что признаёте и слышите его переживания: "Я вижу, что ты чувствуешь страх. Я рядом". Человек говорит "я не знаю, как жить дальше" - Ваша поддержка будет во фразе "Я вижу, что тебя беспокоит будущее, что есть неопределенность. Я с тобой"
Важно! Это - острая фаза, самый пик болезненных эмоций и здесь Ваше общение будет максимально простым и направленным на принятие и поддержку человека здесь и сейчас. Нет смысла рассказывать, как замечательно станет через полгода, "время лечит" и подобное - человек Вас сейчас либо просто не услышит или посчитает такие слова обесцениванием его боли.

6. Обесценивающие фразы должны быть под запретом при оказании помощи. Такие как:
- я же говорил тебе! (человек по прошествии времени может сам понять и признать, что Вы когда-то были правы, но не сейчас - только гнев и боль получите в ответ)
- Возьми себя в руки!
- У соседа гораздо хуже было и ничего, справился!

7. Исключите навязывание своего мнения. Вместо "Пойдем, тебе надо пройтись" задайте вопрос "Хочешь пройтись немного?" Если не знаете, что предложить в плане поддержки, спросите прямо "Скажи, чем я могу тебе сейчас помочь?"

Слушайте, будьте рядом, помогите выговориться, сохраняйте самообладание и всё получится.

Если необходима помощь специалиста, на сайте Кокпит все психологи с подтверждённым высшим образованием и очень трепетно относятся к вопросу соблюдения профессиональной этики. Это - наш принципиальный подход к работе.