- Смотри, чего я купил!
- Ух ты! Круто!! А что это?
- Токарный станок.
- По дереву?
- Нет, по металлу.
- А-а-а... А зачем он тебе? У тебя телефон старый. На эти деньги лучше бы Айфон купил! В ДНС сейчас на них скидки...
Примерно так сейчас рассуждает среднестатистический россиянин. Который ну никак не может взять в толк, зачем человек, не состоящий на учете у нарколога и психиатра, не страдающий слабоумием и не впадающий в маразм, приобретает кучу старого железа на русские мотоциклы. А потом докупает еще и токарный станок. Для того, чтобы все это железо восстанавливать.
Однако статья не об этом. А вот о чем.
Мой токарник мужественно преодолел дорогу в тысячу с лишним километров и был выгружен рядом с домом. Я побродил вокруг него немного и понял, что эйфория от покупки постепенно улетучивается. Поскольку приобретение этой красоты - это самая простая задача из всех, которые надо решить...
Вообще, человек, купивший токарный станок по металлу б/у, пусть даже и в хорошем состоянии, оказывается перед выбором: подключать его и пытаться работать как есть, или сначала разобрать и привести в порядок. Однако у меня данный вопрос не стоял. Поскольку целиком затащить более чем полуторатонную махину туда, где на нем планируется работать, не возможно. Надо разбирать...
Решив сделать небольшую паузу, я накрыл станок чехлом и оставил во дворе. А сам полез в недра интернета, чтобы ознакомиться с опытом людей, оказавшихся в моей ситуации.
Кто-то начинает точить сразу. Точнее, делают такие попытки. Поскольку такие новоиспеченные токари как я, не имея ни опыта, ни понимания процесса, не стружку снимают, а ломают резцы. А потом, когда ждут прибытия новых инструментов, бомбардируют тематические сайты вопросами типа: "а что это за крутилка", "а чего в ГК свет гаснет, когда я за ту рукоятку тяну?", "а почему модная синтетика, купленная в автомагазине, пол в гараже смазывает, а из станка вся вытекает?".
Есть и другие. Которые годами со станины старой школьной ТэВэхи снимают шабером стружку микронной толщины и гордо заявляют: "я хочу станок в идеал привести, вы ничего не понимаете...".
Мне в эти крайности впадать как-то не хотелось. И постепенно пришло понимание, что главное для станка - это способность выполнения поставленных перед ним задач. Следовательно, надо попытаться привести моего нового металлического друга в максимально рабочее и надежное состояние. При этом ни новая краска, купленная за стопицот денег и нанесенная тремя слоями, ни облизывание подвижных частей станка языком, вместо рафинада за утренним кофе, этому способствовать ну никак не будут...
То есть здесь, вроде, все понятно: разобрал, почистил, собрал, работаешь. Однако остается открытым вопрос: а насколько тотальной должна быть разборка?
Из того, что пишут в старых книжках, следует: при дефектовке ремонтируемого механизма необходимо соблюдать два принципа: разумности и достаточности. То есть если деталь или узел является заведомо работоспособным, полностью дербанить его на мелкие части не следует. Так же без крайней необходимости не нужно разъединять запрессованные друг в друга детали. Поскольку, при отсутствии целесообразности такого действа, подобные манипуляции сильно осложнят и растянут во времени процесс ремонта.
Далее был разработан следующий алгоритм действий.
1. Снятие агрегата со станка.
2. Мойка, частичная разборка и дефектовка демонтированной части.
3. Составление списка деталей, которые надо поменять, их поиск и оформление заказа.
4. Сборка (полная или частичная) агрегата, упаковка в пленку (чтобы опять мыть потом не пришлось).
5. Повторение пп.1-4.
6. После того, как снимать уже будет нечего, установка тумб и станины на положенное им место.
7. Тщательная выверка положения станины по уровню. Проверка износа станины и подвижных частей станка.
8. В перерывах между снятием, мойкой и сборкой изучение специальной литературы.
Как-то так...
Начав действовать я понял, что некоторые узлы и агрегаты, при их внешней работоспособности, разбирать не особо хочется. Ну, все же крутится и переключается...
Однако потом выяснилось, что внутри этих агрегатов ряд деталей имеют повреждения, при которых они работать если и смогут, то очень не продолжительное время. И без разборки узла этого не выявить.
Например, шестерня винта поперечной подачи лопнула, в фартуке одну из шпонок, при предыдущей разборке, кто-то извлек, но не поставил на место. А еще некий слесарь приварил к вилке переключения передач отпавший кусок. Но сделал это так, что при работе шестерни смещены друг относительно друга и имеют зацепление процентов тридцать. Механизм включенной передачи работоспособен, но болтается так, что скорости вот-вот начнут "вылетать". И так далее и тому подобное.
То есть если нормальную дефектовку не делать, после поломки (а она при таком подходе обязательно случится) придется выполнить двойную работу - повторно наполовину разобрать станок, снять неработоспособный узел, вновь отмыть его и отремонтировать. А после ремонта повторить все в обратном порядке. Плюс еще регулировки произвести. Что так же не быстро.
Кроме того, за годы работы (хоть их и было не так уж и много), в станке накопилось огромное количество грязи.
И грязь эта забила вообще все, что можно. В том числе каналы подачи масла из фартука на направляющие. То есть насос есть и он работает. Масло также в фартуке имеется. Свежее. Работник продавца его заботливо залил перед тем, как мне станок отправить. Но к трущимся деталям смазка не поступает. Она туда попасть не может в принципе.
В настоящее время на станке осталась только передняя бабка. До нее я еще не добрался. Почти все остальное демонтировано, отмыто и проверено. Что-то уже упаковано "до сборки". Составлен список деталей, как необходимых, так и желательных к покупке.
Постепенно становится страшно от грандиозности затеи и надежда на ее благоприятный и, самое главное, не сильно растянутый во времени исход, обретает все более призрачные очертания... Но, тем интереснее!
Всем добра!