Найти тему
Konstantin Artemev

Как я не выиграл миллион на выборах президента

Оглавление

"Я сидел ещё при Александре II Освободителе!"

В большом и светлом школьном спортзале, переоборудованном под избирательный участок, мне встретилась коллега из областной газеты. Она сидела за столиком и регистрировала избирателей.

- Переквалифицировалась? – подколол я её.

Она улыбнулась:

- На пенсию вышла. Так чтобы дома не сидеть, подрабатываю на выборах, как обычно.

Я вспомнил свой послужной избирательский список и понял, что сам стал похож на старого Фукса из «Золотого телёнка», который сидел при всех царях и комиссарах. Ведь первый раз я голосовал на выборах ещё при коммунистах за безальтернативных кандидатов.

Потом выбирал из длинного списка ничего не значащих партий при демократах новой России, которые друг с другом только что в кабинках не дрались. Потом – за твёрдую власть, которую мы все так ждали после бурного демократического безумия.

И, наконец, сегодня снова почувствовал безальтернативность одного реального кандидата, которого всем уже просто хочется выбрать. И голову себе не морочить.

Потому и процедура выборов, растянувшихся на три дня, была похожа на советские времена, когда толпа народа шла на праздник. С соседями пообщаться, в буфет заглянуть, размяться на весеннем солнышке. Ну, и проголосовать.

У нас в Оренбурге избирателям обещали даже участие в областной викторине и денежные призы от 4 тысяч до миллиона рублей.

Поэтому я и признался коллеге честно:

- А я хочу миллион выиграть.

Она расхохоталась:

- Ты же вроде уже большой, а в сказки веришь. Какой миллион? Ну, попробуй, конечно. Только сперва проголосуй… Нет, не за моим столиком, а в кабинке… Не дам ручку, не положено. Там всё есть… Как какая разница, где? А вдруг ты изменишь решение… Ну, и что, что все за одного. Там четыре кандидата, между прочим… Иди, не спорь, лотерейный билет получишь в коридоре.

Жизнь - не лотерея? Нет, викторина!..

В длинном школьном коридоре у походного буфета с пирожками и чаем две молодые улыбчивые девочки приглашали к большому стенду с громадным рисунком кода, который надо было отсканировать на телефон, чтоб пройти по ссылке.

Три элементарных вопроса из истории нашего края с ещё более элементарными подсказками, из которых надо выбрать правильный вариант. И это всё? Нет, конечно!

Теперь вы зарегистрированы уже не как избиратель, а как обладатель лотерейного номера (типа билета), который примет участие в розыгрыше призов викторины, посвящённой 280-летию Оренбургской области. Причём прямо в прямом эфире. Короче, из миллиона оренбургских избирателей, пардон, "лотерателей" или «викторателей» (участников викторины) можете выиграть один миллион рублей. Если повезёт.

Перспектива, однако…

- Не обманут? – обратился я к девочкам.

- Кто? – не поняли они. – Устроители лотереи, в смысле, викторины? Так вы же сами видите, как тут всё открыто. Сканируете, заходите, отвечаете, играете. Цифровые технологии.

И я понял, что сегодня не только занёс свою правую ногу в следующий век. Но и шагнул туда. А куда деваться?

Весь спортивный зал, поди, утыкан видеокамерами. И смотрят они за нами с пристрастием, не то что прежние наблюдатели.

Прогресс не остановишь: панель увидит, и - всё!

Перед выборами мне рассказывали ребята из «Ростелекома», как оснащали центр наблюдения на Володарского. Так там на громадных видеопанелях располагались маленькие экраны из каждого (!) избирательного участка нашей области. И специально обученные люди внимательно наблюдали за порядком проведения выборов, сидя у этих мониторов в центре Оренбурга, напротив Дома Советов.

В центре общественного наблюдения (ЦОН) я встретил тогда тоже своего коллегу, журналиста Павла Лещенко. Когда-то сам в наблюдателях ходил, теперь руководит этим центром, людьми и камерами. Рассказал, что вообще-то избирательные участки «Ростелеком» и раньше оснащал видеонаблюдением, по две камеры на каждый.

"Вот где может быть нарушение!... А может и не быть"
"Вот где может быть нарушение!... А может и не быть"

Но теперь какие-то участки были перенесены, как мой, например, из Дома Офицеров - в 34 школу. Поэтому пришлось тянуть новые километры кабелей и новые камеры ставить. Получилось, что на эти выборы оснастили больше полутысячи участковых избирательных комиссий (185 – в Оренбурге, 342 – по области). Скорость связи для УИКов, может, и небольшая в 512 Килобит. А зачем им больше? Не в интернете же сидеть, а за проведением выборов наблюдать! Тут главное, чтоб всё работало чётко, без срывов.

В итоге все избирательные участки в Оренбургской области теперь обеспечены надёжной ростелекомовской связью. Наблюдатели отслеживают каждый. В общем, не похулиганишь!

И вброс не сделать. И не обмануть избирателя, который решил миллион выиграть.

Даже скучно как-то. Не то что было в девяностых!

Камеры, кабели... Цивилизация!

Я заходил в общественный центр наблюдения на неделе перед выборами. Когда там всё ещё доделывалось, дорабатывалось, доукомплектовывалось. Случайно встретился с представителем компании, подготавливавшей к дню выборов новые технологии связи.

Екатерина Пузина оказалась директором по работе с корпоративным и государственным сегментами Оренбургского филиала ПАО «Ростелеком». И подтвердила, что её компания действительно провела к этим президентским выборам 2 километра новых оптико-волоконных кабелей. И теперь устойчивой связью обеспечены 1054 камеры на 527 участках Оренбургской области. Правда, это не интернет-связь, а только камеры для передачи изображения.

Интернет с вай-фаем на 300 Мегабит в секунду подключён для наблюдателей уже в самом центре наблюдения. ЦОН – уже цивилизация. Тут тебе и стена на 12 видеопанелей, и основной с резервным каналами.

Я слушал и вспоминал, как на первых демократических выборах либералы с коммунистами друг у друга ручки воровали. А тут… Вроде, всего каких-то 30 лет прошло, а уже даже не сравнить. Другой век, другие технологии. Другая страна.

Или всё та же, наша Россия. Только с разумной властью и мудрым народом, прошедшим многое, научившимся многому.

***

Миллион я, конечно, не выиграл. Только смотрел по телику, как не верили в свой выигрыш избиратели, зарегистрировавшие свои номера где-то в дальних районах области. Им по телефону звонили, просили подтвердить их анкетные данные. А они думали, что их «разводят, как лохов».

Ведь выиграть же невозможно!

Ну, не может же такого быть со взрослыми, серьёзными людьми!

Тем более в 21 веке.

Веке новых, самых новых технологий.

-3