Найти в Дзене

Иконопочитание.

Келейная фотокопия иконы Божией Матери Костомаровского Спасского женского монастыря. Фото автора.
Келейная фотокопия иконы Божией Матери Костомаровского Спасского женского монастыря. Фото автора.

Дорогие подписчики, читатели.

В первое воскресенье великого поста праздник торжества Православия.

Этот праздник был установлен в 843 году в Константинополе во время правления царицы Феодóры, покаявшейся в своëм грехе иконоборчества. Она созвала собор и иконопочитание было восстановлено.

В 787 году на седьмом Вселенском Соборе в Никее иконоборчество было признано ересью. Не буду вдаваться в подробности истории этого праздника.

Торжество Православия - это мой любимый праздник после Пасхи Христовой.

Это тот праздник, который связан с иконопочитанием.

На мой взгляд православное вероисповедание немыслимо без иконопочитания. У меня самой дома большое количество икон и я искренне не понимаю тех людей, у которых одна или две, а в лучшем случае три иконки в доме. Конечно же нет никаких чëтких предписаний о том, сколько нужно православному человеку икон в доме, как впрочем и в православном храме. И если в храме на каждый великий двунадесятый праздник есть икона, то и в доме у православного христианина тоже должно быть как в храме, на мой взгляд.

Но вот, что я вообще хотела бы сказать в этот праздник.

В богослужебных текстах на праздник торжества Православия есть такой тропарь:

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благи́й, прося́ще прощения прегрешений наших, Христé Боже: волею бо благоволил еси́ плóтию взы́ти на Крест, да избáвиши, я́же создал еси́, от работы врáжия. Тем благодарственно вопиéм Ти: радости исполнил еси́ вся, Спáсе наш, пришéдый спасти мир.

Это тропрь посвящëн празднику в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь из Эдессы.

Нерукотворный образ Спасителя. Фото автора.
Нерукотворный образ Спасителя. Фото автора.

По преданию, царь Авгарь тяжело заболел и хотел исцелиться через портрет Спасителя, но портрет написать придворному живописцу не удалось. Тогда Спаситель, Господь наш Иисус Христос, умыл Своë пречистое лицо и вытер полотенцем. На полотенце отпечался Его лик. Так появился Нерукотворный образ Спасителя, через который получил исцеление царь Авгарь.

Вот как царь Авгарь отнëсся к образу Спасителя - с большим почтением ещё до попытки написания портрета!!!

И Господь наш, Иисус Христос, милостивый и человеколюбивый, подаëт исцеление через Свой образ Нерукотворный.

Не получилось написать портрет у живописца - на тебе, болящий, образ Нерукотворный!!!

Какое великое снисхождение к человеку Бога!

На фоне этого события для меня кажется вообще нелепым презрительное отношение к иконопочитанию.

Фрагмент келейной фотокопии иконы Божией Матери Костомаровского Спасского женского монастыря. Фото автора.
Фрагмент келейной фотокопии иконы Божией Матери Костомаровского Спасского женского монастыря. Фото автора.

И совершенно логично, что один и тот же тропарь на два праздника: в день торжества Православия, празднование в первое воскресенье великого поста, и в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы, празднование 29 августа по новому стилю после праздника Успения Божией Матери.

Господь наш Иисус Христос воплотился, стал Богочеловеком и Матерь Божия, Приснодева Мария, послужила этой Великой тайне Боговоплощения.

С праздником!

☦️