Я родилась на Севере. Но я не поморка, т.к мОря у нас, на юге Архангельской области нет. Одно время наш Вельский район (город Вельск) вообще относился к Вологодской области. Поэтому в быте у нас больше влияния Вологды. А вот подруга моя -коренная поморка. Выросла в интереснейшей деревне на Летнем берегу Онежского полуострова у Белого моря. Лопшеньга-деревня небольшая, около 200 человек. Старики уходят, молодёжь уезжает в поисках лучшей жизни, в основном, в благополучный, относительно других городов, Северодвинск.
Деревня, несмотря на малое количество жителей, довольно известна, ведь она входит в Национальный парк "Онежское Поморье".
Очень интересна легенда, почему деревня носит такое название.(эта легенда неофициальная, уточняю).
Говорят, что в 1694 году во время своего второго приезда в Архангельск Петр Великий отправился на Соловки, но из-за начавшегося шторма попал в Пертоминск(деревня рядом с Лопшеньгой) .Так и родилась версия, что государь все-таки очутился и в Лопшеньге, зашел в одну избу, где поморская жонка доставала из русской печки круглые открытые пироги- шаньги. Увидев, чем она их достает, спросил:
- Что это?
- Лопата,-ответила женщина.
-А это?- показал на пирог.
- Шаньга,- ответила хозяйка.
По легенде, после этого Петр Великий произнес:
-С этого момента быть деревне Лопшаньгой.
У самих деревенских есть еще более смешной вариант, якобы, наклонившись к печке, жонка лопатой доставала из печи пироги-шаньги. Петр, как истинный мужчина не преминул шлепнуть женщину(была она, видимо, молода и хороша собой) чуть пониже спины. Зря он это сделал, т.к поморские жонки себя в обиду давать не привыкли и чужим мужикам такое не позволяют. Развернулась та женщина, и получил "в лоб" шаньгой царь. Вот с тех пор и называется так деревня. Это, конечно, шутка. Но в ней отражается характер поморок. Эти женщины могли вместо мужа в море ходить, а Белое море очень строгое.
Это деревня, где сохранился настоящий русский Север. Здесь всегда жили только свои, поморы. Сейчас, когда "Онежское Поморье" объединилось с Кенозерским парком, сюда, в Лопшеньгу, стало приезжать много туристов с научной целью. Изучают местные традиции, быт, поморский говор, фотографируют. Иногда, приехав и пожив здесь, так влюбляются в эти красивейшие места и местный народ, что остаются здесь насовсем. Конечно, сюда очень неудобно и далеко добираться - из Москвы сутки на поезде до областного центра, Архангельска, затем - до аэропорта ВаськОво. Оттуда летает маленький самолет АН- 2.
Зимой 2 раза, а летом , с июня,- 3 раза в неделю.
Летом домой возвращаются студенты и живущие зиму в городских квартирах некоторые пенсионеры. В это же время деревня оживает от веселых детских голосов -к бабушкам и дедушкам на каникулы привозят внуков. Приезжают и "дачники" из городов -выходцы из Лопшеньги, покинувшие малую родину в поисках лучшей жизни.
Одно "но"-билеты надо заказывать заранее, не менее, чем за 2 недели.-на рейс именно до Лопшеньги выделяют всего 3 места. Остальные места выделяют для жителей других поселков. Но летом пускают дополнительные самолеты. Билет, правда, недешев - 3124 р. ( на момент написания статьи). Никаких скидок для пенсионеров и малообеспеченных нет. Лететь на самолете около 50 минут ( расстояние до областного центра примерно 150 км). Зимой, когда море встанет(замерзнет) можно добраться на снегоходе.
В связи со сложностью доставки, продукты здесь дороже , чем в Архангельске и Северодвинске раза в 2-3 (что касательно цен в этих городах, то там есть общероссийские торговые сети, и цены в них не отличаются от цен средней полосы, а иногда что-то и дешевле бывает). Даже по таким ценам иногда летом за продуктами стоят очереди, каких-то продуктов даже может не хватить. Гостей из "ближнего зарубежья" здесь нет от слова " совсем". Не едут они туда. Холодно, видимо. Или народ там 'негостеприимный". Шучу, народ на Севере очень добрый, честный, и веселый. Хорошим людям здесь всегда рады. Накормят-напоят, помогут, поддержат в трудную минуту. Здесь до сих пор вместо замков используют палку или веник. Т.е когда человек уходит из дома или уезжает куда-то, к двери дома ставится деревянная палка ( или веник), и никто не зайдет в избу. Не вороватые мы, северяне, по натуре своей. Но времена меняются, люди тоже. На моей-то малой родине уже давно замки используют, а здесь вот сохранилась такая традиция, но, думаю только оттого, что трудно туда чужому добраться.
В Лопшеньге нет ни одного развалившегося дома. Все избы обшиты тесом, покрашены. Очень чисто. В центре деревни возвышается новый храм в честь апостолов Петра и Павла, построенный в 2009 году на месте когда-то разрушенного.
Окна всех домов смотрят на Белое море. Жизнь поморов неразрывно связана с ним, дома деревни расположены всего в 50-100 метрах от берега.
Море всю жизнь кормило поморов. Раньше здесь ловили очень много разной рыбы, в том числе знаменитую вкуснейшую беломорскую селедочку .
В Лопшеньге существовал крупнейший рыболовецкий колхоз "Заря". Но сейчас его нет. Местные рыбаки работают в другом рыболовецком колхозе им.Калинина, объединяющем 4 деревни : Уна, Луда, Яреньга и Лопшеньга. Сейчас уже не ловят знаменитую беломорскую селедочку, только семгу, горбушу и навагу. Кстати, узнала интересный факт, что, оказывается, крупный улов горбуши приходится на один раз в 4 года.
В лесу растут грибы и ягоды( черника, клюква, брусника, морошка)
.Очень много иван-чая, он вообще по области везде
.
Вот, пожалуй, и все, что хотела рассказать о поморах, живущих на берегу Белого студеного(холодного) моря. Хорошо, что они смогли сохранить в себе то, что называется "русский дух". Климат там тяжелый, лето короткое, ветра, долгие зимы, жизнь непростая.Но люди там с очень горячим добрым сердцем.