На одном тренинге, когда говорили о выгорании родителей, возник вопрос: «А как же наши бабушки-прабабушки?» У многих по 8–10 детей, хозяйство, скотина, каторжная работа, вечный недосып, часто пьющий или вообще отсутствующий муж и никаких шансов на отпуск на пляже. Как они все не выгорали?
Ну, во-первых, выгорали, конечно. И срывались, и становились «железными», защитно отрезая чувства. Но не все и не обязательно. Очень многие оставались живыми и теплыми и радовались детям-внукам-солнышку-праздникам. Что за техники восстановления им были ведомы? Судя по тому, что рассказывали знакомые, выросшие в настоящей деревне, не в совхозе, прости Господи, «Путь ленинизма», а в глубинке, в Сибири особенно, или в украинских живых деревнях, очень спасала народная музыка. Опять-таки не та, которая официозная, обработанная и кастрированная, которой по телеку оформляли, а исконная. Один раз эту мощь услышишь - не забудешь.
Моя подруга институтская Ленка, которая в детстве каждое лето проводила у родни в Забайкалье, как начинала «Хасбулат удалоооооой», так перекрывала хлопковое поле аж до горизонта. А это она одна только. Ну мы подпевали как могли. Опираясь на ее голос, было легко, и казалось, что и ты поешь красиво и сильно. Она рассказывала, что там, в деревне, пели все, регулярно, обязательно, как баня по субботам. Психогигиена своего рода, способ очистить душу, чтобы этим потоком вынесло всю усталость, все раздражение.
Такое пение вызывает трансовое состояние, целительное и очищающее. Я как-то участвовала в мастерской по голосовым практикам, и там было такое упражнение: все стоят в кругу и поют очень древние славянские звукосочетания (по сути, мантры), кто как может и хочет, но свободным голосом, тем, которым поют в деревнях как раз. По очереди встают в центр круга, в самый фокус звукового потока. Это незабываемое ощущение: промывает изнутри начисто! Не только пение. А барабаны! Слышали когда-нибудь группу, состоящую из одних ударных? Я слышала. Через 15 минут все солидные дяди и тети начинают выдавать такое... И вместо скованности, усталости и тоскливого ожидания конца мероприятия накрывает волна такой первобытной радости, которой с детства не припомнишь.
Да, наши предки с выгоранием работали куда эффективнее современных психологов
Такие вещи удовлетворяют множество потребностей души сразу. Во-первых, это занятие, ориентированное на процесс, а не на результат, то есть поют, играют и танцуют не для того, чтобы потом «выступить», а ради самого пения, музыки, танца. А таких занятий в нашей жизни недопустимо мало, люди без них сохнут, начинают чувствовать, что не принадлежат себе, что они лишь функция, винтик, средство для реализации чьих-то целей. Пресловутое отчуждение, описанное Марксом, и пр.
Во-вторых, каждый чувствует свою принадлежность к целому, свою роль, свою незаменимость. Если известно, что ты лучше всех в деревне (в сообществе) умеешь вторить или с ходу сочинять забористые частушки, тебе не надо мечтать о том, чтобы «круто попасть на ТВ». Ты УЖЕ получил признание. Это еще одна проблема современного мира – несуществование. Никто, про кого не пишут таблоиды, не существует ни для кого, кроме семьи и пары близких друзей. А если семьи нет и друзья далеко, то и вовсе не существует. Отсюда ненормальная жажда славы. Помните финал многих американских фильмов: звонок из газеты с просьбой об интервью. Или фото на первой странице. Всё: счастливая музыка, титры. Жизнь удалась. (Во избежание: это не потому, что фильмы американские. Про то же есть рассказ Чехова «Радость» да и у Гоголя: передайте, что есть на свете такие Добчинский и Бобчинский.) Да и в Интернете такого много. Отчасти все эти наши блоги, сообщества и пр. и есть попытка воссоздать свою «деревню», «общину» хотя бы виртуальную.
В-третьих, очень важно, что в общем хоре или танце никто не циклится на мелких погрешностях. Оступился, сбился – догоняй и пой-пляши дальше. Знакомая очень хорошая учительница младших классов рассказывала, что она у первоклашек никогда не спрашивает выученные стихи по одному – только хором. Ей неважно уличить ребенка, что он где-то подзабыл. Ей важно, чтобы к третьему классу у нее никто не «шелестел» у доски, не пугался, не терялся, а если сбился – быстренько догонял и продолжал с тем же настроем. Перфекционизм еще один бич современного мира – установки «Или идеально, или никак», «Одна ошибка отменяет все», парализующие волю тысяч взрослых людей вплоть до полной потери дееспособности.
Наверняка еще много всего есть. Это то, что сразу пришло в голову. Сейчас так много запросов на работу с выгоранием от учителей, опек, волонтеров. Все время хочется им сказать: «Тетки, вы просто сядьте и спойте. И делайте так каждую пятницу в конце рабочей недели».
(Людмила Петрановская)