Найти тему
Trance cat | Котова Мария

Литания о преодолении страха из Дюны через призму собственного опыта

"Я не боюсь, я не должен бояться. Ибо страх убивает разум.

Страх есть малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.

Я встречу свой страх и приму его. Я позволю ему пройти надо мной и сквозь меня.

И когда он пройдёт через меня, я обращу свой внутренний взор на его путь;

И там, где был страх, не останется ничего. Останусь лишь я, я сам."

Ф. Герберт, "Дюна"

Очень давно, когда мне было лет 10, мы с отцом смотрели Дюну, кажется, уже на дисках, но со специальным видеопроигрывателем для телевизора. Тогда я не поняла ничего, меня тронули только огромные, жуткие черви, которых я боялась увидеть во сне, и была только мысль: "И зачем снимать такие ужастики? Бессмысленные и не особо интересные черви, которых все боятся."

Теперь, спустя очень много лет, я увидела новую экранизацию Дюны, визуально красивую, но казалось, должен быть какой-то больший смысл, большая глубина. В поисках этой глубины я решила прочитать первоисточник, где с первых страниц меня зацепила "мантра" про страх, написанная выше. Об этом и хочу поговорить.

У меня большой опыт общения со страхом. Начнем с того, что я была впечатлительным ребенком с чрезмерно живым воображением. Я могла плакать после прочтения истории с плохим (по моему мнению) концом, ночью мне было страшно уснуть сначала из-за злых волков из сказок, потом - из-за вампиров после единственной случайно увиденной серии "Зачарованных". Я плохо спала у бабушки с дедушкой, где мне мерещились чудища (там, в принципе, обстановка была не благонадежная). Короче, почва разума для страхов благодатная.)

Но все мои страхи серьезные, взрослые, и наивные, детские - это ничто по сравнению с диким страхом смерти, который пришел ко мне после 20 лет. Случились панические атаки (как этот страх позже назвали). Те, кто знаком с ними, могут примерно понять, о чем я говорю. Остальные - включайте свое воображение на полную (но даже так вряд ли удастся прочувствовать такой страх, и слава Богу). "Панические атаки" не приходили периодически, как водится, а пришли и остались. Просто в один прекрасный день мне стало нехорошо - "мир отдалился", "сознание спутанное", мнимое головокружение и ощущение, что сейчас упадешь в обморок, но не падаешь... Экстрасистолия и ощущение, что сердце сейчас остановится, и все... И вишенкой на торте - затрудненное дыхание, когда ты не можешь кушать и дышать одновремнно - либо одно, либо другое. И, конечно, ощущение, что дыхание сейчас остановится.

Тут важно понимать, что когда я пишу "ощущение" - это не мысль, не размышление, это именно чувствование каждой клеточкой тела, которое рождает дикий, животный страх. До этого времени, можно сказать, я не боялась ничего. НИЧЕГО. Ибо все другие "страхи" - лишь фикция перед животным страхом смерти.

Поэтому меня так зацепила аффирмация из Дюны про страх. Я ощущаю эти слова кожей.😊

Что я поняла исходя из почти 10-летнего знакомства со страхом (и особенно, со страхом смерти), так это то, что никакая борьба не поможет перед его лицом. Никакие методы и техники не сработают, пока не появится смелость и решимость посмотреть на этот страх, принять его в себя и пропустить через свое тело и дух. Как и в "мантре" из Дюны, я точно могу сказать, что страх убивает разум. Однако, я добавлю, что среднестатистически разум и так мертв, мы не способны управлять умом (что есть разум), пока целенаправленно не научимся этому (тема отдельной статьи). И мой страх дал мне силы и мотивацию познать, что есть разум, и как использовать его в свою пользу.

Также страх есть малая смерть, потому что в страхе за жизнь, ты упускаешь саму жизнь, время уходит, и ты не живешь. Я научилась жить, ощущая каждый день, каждую минуту как дар. И от этого жизнь становится более осознанной и полной.

А чтобы победить страх, нужно иметь смелость посмотреть ему в лицо и сказать: "Ну, давай, сделай все, что ты можешь. Покажи мне самое худшее, что возможно - убей меня, раз мне страшна смерть" И это очень сложно. Очень, очень сложно сказать себе: "Бойся!" и пойти в страх, пропустить его через себя... Но когда я смогла это сделать, страх ушел, и не осталось ничего. Осталась только я.