Найти тему
ТыжИсторик

“До Рафаэля”

Автор nekojiru

Академическая живопись с ее приевшимися сюжетами и строго регламентированными их трактовками к середине XIX века надоела многим творцам. В 1848 году судьба свела вместе студентов Королевской академии художеств Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти и Джона Эверетта Милле, которые обнаружили схожесть взглядов на искусство и нелюбовь к академизму, в возникновении которого ребята обвинили несчастного Рафаэля. Так возникло Братство прерафаэлитов, которые в своем творчестве ориентировались на мастеров раннего Возрождения. Вскоре к трем художникам присоединились другие единомышенники.

Уильям Холман Хант. Нерадивый пастух. 1851 г.
Уильям Холман Хант. Нерадивый пастух. 1851 г.

1. Цвет.

Несмотря на то, что в Англии уже были такие живописцы как Тёрнер и Констебл, в Королевской Академии художеств продолжали писать в очень сдержанной мрачной гамме. Важным отличием живописи прерафаэлитов стала их смелая работа с цветом. Они часто использовали открытые цвета, работали по белому грунту, их картины яркие и насыщенные, вдохновленные живописью раннего Возрождения.

Данте Габриэль Россетти Благовещение. 1850 г.
Данте Габриэль Россетти Благовещение. 1850 г.

2. Отказ от академического канона.

Академизм завоевал мир и строго диктовал как выбор сюжета, так и композиционное решение. Работы академистов помпезны и безжизненны, герои картин безликие, застывшие в жеманных позах. Совершенно другой подход у художников Братства, им было важно показать реальных людей. Для полотна “Христос в доме своих родителей” Джону Эверетту Милле позировали родственники и соседи, поэтому каждый герой данной работы получился с характером.

Джон Эверетт Милле. Христос в доме своих родителей. 1850 г.
Джон Эверетт Милле. Христос в доме своих родителей. 1850 г.

Обратите внимание, как тот же сюжет изображает академист Джон Роджерс Герберт.

Джон Роджерс Герберт. наш Спаситель помогает родителям в Назарете. 1856 г.
Джон Роджерс Герберт. наш Спаситель помогает родителям в Назарете. 1856 г.

3. Натурализм и внимание к деталям.

Художники не скрывают морщины, тщательно выписывают блеклые рыжие ресницы, не сглаживают резкие, специфические черты лица своих моделей. Очень внимательно относятся к изображению природы, скурпулёзно выписанные цветы на картине Милле “Офелия” можно использовать для ботанического справочника. Кстати, Элизабет Сиддал, позировавшая для этого полотна, сильно простудилась, поскольку ей пришлось по многу часов лежать в остывающей ванне.

Джон Эверетт Милле Офелия. 1851—1852 гг.
Джон Эверетт Милле Офелия. 1851—1852 гг.

Натурализм героев на полотнах прерафаэлитов очень не понравился многим современникам. Особенно досталось работе Милле "Христос в доме своих родителей". Чарльз Диккенс возмущенно писал:

"...приготовьте себя к тому, чтоб погрузиться в самую пучину низкого, гнусного, омерзительного и отталкивающего. Перед вами внутренняя часть плотницкой мастерской. На переднем плане одетый в ночную сорочку отвратительный рыжий мальчишка, с искривленной шеей и распухшей, словно от слез, физиономией; вам кажется, что, играя с приятелем в какой-то сточной канаве неподалеку от дома, он получил от него палкой по руке, каковую и выставляет сейчас напоказ перед коленопреклоненной женщиной, чья внешность столь вопиюще безобразна, что даже в самом вульгарном французском кабаре и в самом дрянном английском трактире она привлекла бы к себе внимание своей чудовищной уродливостью (разумеется, если допустить, что создание с такой перекошенной шеей способно просуществовать хоть минуту).”
Уильям Холман Хант. Наши английские берега. (Заблудшие овцы). 1852 г.
Уильям Холман Хант. Наши английские берега. (Заблудшие овцы). 1852 г.

За молодых живописцев вступился известный критик Джон Рёскин. По его мнению искусство не должно приукрашивать действительность, именно в этом случае оно становится проводником духовности и нравственной чистоты. После лестных отзывов Рёскина к Братству начинают относится благосклонно, художники получают заказы, много работают, богатеют. К ним присоединяются новые живописцы, работы уже “прославленных” прерафаэлитов принимают участие в официальных выставках. Братство распадётся в 1853 году, когда Джон Эверетт Милле станет членом Королевской академии художеств.

Джон Уильям Уотерхаус. Леди Клер 1900 г.
Джон Уильям Уотерхаус. Леди Клер 1900 г.

4. Эстетизм

Несмотря на натурализм, живопись прерафаэлитов необычайно красива. В середине XIX века среди писателей и художников возникают идеи “чистого искусства”, “искусства ради искусства”. Творцы утверждали, что описывать или критиковать общество можно только с позиций красоты. Теоретиком данного направления стал критик и историк искусства Уолтер Патер, который повторил утверждение Китса, что искусство существует ради собственной красоты, и что оно не признает ни нравственных категорий, ни утилитарного смысла.

Данте Габриэль Россетти. Сон наяву. 1880 г.
Данте Габриэль Россетти. Сон наяву. 1880 г.

5. Символизм

Но нельзя сказать, что художники отказались от наполнения смыслом своих прекрасных работ. Их картины переполнены смыслами, аллюзиями, цитатами и символами. Например, в вышеупомянутой картине Милле “Офелия” каждое изображенное растение обладает своим значением: маргаритки, маки, ива, склоненная над утопленницей, - всё говорит о смерти и утраченной любви. В викторианскую эпоху “язык цветов” был очень популярен.

Джон Уильям Уотерхаус. Леди Шалотт. 1888 г.
Джон Уильям Уотерхаус. Леди Шалотт. 1888 г.

6. Сюжеты

Эдвард Берн-Джонс. Вифлеемская звезда. 1885-1890 гг.
Эдвард Берн-Джонс. Вифлеемская звезда. 1885-1890 гг.

Помимо библейских сюжетов, среди художников-прерафаэлитов очень распространены сюжеты средневековые. В своем творчестве они обращаются к легендам о короле Артуре и к стихам Альфреда Теннисона, который тоже был очарован средневековой тематикой.

Эдвард Бёрн-Джонс Король Кофетуа и нищенка. 1884 г.
Эдвард Бёрн-Джонс Король Кофетуа и нищенка. 1884 г.

Много картин создали прерафаэлиты, вдохновившись творчеством Шекспира и Данте.

Форд Мэдокс Браун. Ромео и Джульетта. Знаменитая сцена на балконе. 1870 г.
Форд Мэдокс Браун. Ромео и Джульетта. Знаменитая сцена на балконе. 1870 г.

Некоторые художники писали жанровые сцены, рассуждая на морально-нравственные темы.

Уильям Холман Хант. Пробудившаяся стыдливость. 1853 г.
Уильям Холман Хант. Пробудившаяся стыдливость. 1853 г.

Несмотря на то, что Братство прерафаэлитов просуществовало очень недолго, все участники и присоединившиеся к ним художники продолжали работать. Их творчество оказало влияние на огромный круг художников и стало предтечей модерна.

ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас не толерантно, цинично, весело и иногда познавательно: t.me/...rik.