Автор nekojiru
Академическая живопись с ее приевшимися сюжетами и строго регламентированными их трактовками к середине XIX века надоела многим творцам. В 1848 году судьба свела вместе студентов Королевской академии художеств Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти и Джона Эверетта Милле, которые обнаружили схожесть взглядов на искусство и нелюбовь к академизму, в возникновении которого ребята обвинили несчастного Рафаэля. Так возникло Братство прерафаэлитов, которые в своем творчестве ориентировались на мастеров раннего Возрождения. Вскоре к трем художникам присоединились другие единомышенники.
1. Цвет.
Несмотря на то, что в Англии уже были такие живописцы как Тёрнер и Констебл, в Королевской Академии художеств продолжали писать в очень сдержанной мрачной гамме. Важным отличием живописи прерафаэлитов стала их смелая работа с цветом. Они часто использовали открытые цвета, работали по белому грунту, их картины яркие и насыщенные, вдохновленные живописью раннего Возрождения.
2. Отказ от академического канона.
Академизм завоевал мир и строго диктовал как выбор сюжета, так и композиционное решение. Работы академистов помпезны и безжизненны, герои картин безликие, застывшие в жеманных позах. Совершенно другой подход у художников Братства, им было важно показать реальных людей. Для полотна “Христос в доме своих родителей” Джону Эверетту Милле позировали родственники и соседи, поэтому каждый герой данной работы получился с характером.
Обратите внимание, как тот же сюжет изображает академист Джон Роджерс Герберт.
3. Натурализм и внимание к деталям.
Художники не скрывают морщины, тщательно выписывают блеклые рыжие ресницы, не сглаживают резкие, специфические черты лица своих моделей. Очень внимательно относятся к изображению природы, скурпулёзно выписанные цветы на картине Милле “Офелия” можно использовать для ботанического справочника. Кстати, Элизабет Сиддал, позировавшая для этого полотна, сильно простудилась, поскольку ей пришлось по многу часов лежать в остывающей ванне.
Натурализм героев на полотнах прерафаэлитов очень не понравился многим современникам. Особенно досталось работе Милле "Христос в доме своих родителей". Чарльз Диккенс возмущенно писал:
"...приготовьте себя к тому, чтоб погрузиться в самую пучину низкого, гнусного, омерзительного и отталкивающего. Перед вами внутренняя часть плотницкой мастерской. На переднем плане одетый в ночную сорочку отвратительный рыжий мальчишка, с искривленной шеей и распухшей, словно от слез, физиономией; вам кажется, что, играя с приятелем в какой-то сточной канаве неподалеку от дома, он получил от него палкой по руке, каковую и выставляет сейчас напоказ перед коленопреклоненной женщиной, чья внешность столь вопиюще безобразна, что даже в самом вульгарном французском кабаре и в самом дрянном английском трактире она привлекла бы к себе внимание своей чудовищной уродливостью (разумеется, если допустить, что создание с такой перекошенной шеей способно просуществовать хоть минуту).”
За молодых живописцев вступился известный критик Джон Рёскин. По его мнению искусство не должно приукрашивать действительность, именно в этом случае оно становится проводником духовности и нравственной чистоты. После лестных отзывов Рёскина к Братству начинают относится благосклонно, художники получают заказы, много работают, богатеют. К ним присоединяются новые живописцы, работы уже “прославленных” прерафаэлитов принимают участие в официальных выставках. Братство распадётся в 1853 году, когда Джон Эверетт Милле станет членом Королевской академии художеств.
4. Эстетизм
Несмотря на натурализм, живопись прерафаэлитов необычайно красива. В середине XIX века среди писателей и художников возникают идеи “чистого искусства”, “искусства ради искусства”. Творцы утверждали, что описывать или критиковать общество можно только с позиций красоты. Теоретиком данного направления стал критик и историк искусства Уолтер Патер, который повторил утверждение Китса, что искусство существует ради собственной красоты, и что оно не признает ни нравственных категорий, ни утилитарного смысла.
5. Символизм
Но нельзя сказать, что художники отказались от наполнения смыслом своих прекрасных работ. Их картины переполнены смыслами, аллюзиями, цитатами и символами. Например, в вышеупомянутой картине Милле “Офелия” каждое изображенное растение обладает своим значением: маргаритки, маки, ива, склоненная над утопленницей, - всё говорит о смерти и утраченной любви. В викторианскую эпоху “язык цветов” был очень популярен.
6. Сюжеты
Помимо библейских сюжетов, среди художников-прерафаэлитов очень распространены сюжеты средневековые. В своем творчестве они обращаются к легендам о короле Артуре и к стихам Альфреда Теннисона, который тоже был очарован средневековой тематикой.
Много картин создали прерафаэлиты, вдохновившись творчеством Шекспира и Данте.
Некоторые художники писали жанровые сцены, рассуждая на морально-нравственные темы.
Несмотря на то, что Братство прерафаэлитов просуществовало очень недолго, все участники и присоединившиеся к ним художники продолжали работать. Их творчество оказало влияние на огромный круг художников и стало предтечей модерна.
ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас не толерантно, цинично, весело и иногда познавательно: t.me/...rik.