Московский Дом на Набережной, можно ли его рассматривать как прототип жизни советского человека или изначально планировалось негласное деление на власть имущих и обычный народ?
В Москве была проездом, нам организовали 4-х часовую экскурсию по ночному городу. Посетили Манежную площадь, Красную площадь, погуляли в Зарядье, прошлись по парящему мосту, доехали до Храма Христа Спасителя, вскользь посмотрели Новодевичий монастырь и быстро прошлись по смотровой площадке на Воробьевых горах.
Экскурсовод, молодой парень, эмоционально рассказывал нам о достопримечательностях столицы. Меня заинтересовала история Дома на Набережной. Слова о том, что жилой комплекс включал в себя всё и позволял по полгода не выходить не то что за его пределы, а вообще из квартиры, не нарушая обычный ритм жизни меня удивили. Речь шла о периоде, начиная с 1931 года.
Представьте, почти 100 лет назад, советские люди, вернее часть политической элиты жили так, как сейчас не каждый "среднестатистический" человек может себе позволить.
Удивительно, что на фоне недавней революции, гражданской войны и разрухи в стране планировались и воплощались в жизнь такие грандиозные проекты. Возможно, если бы не Великая Отечественная война и время репрессий, все граждане СССР могли бы жить, имея хорошие жилищные условия, вкусные и в достаточном количестве продукты питания, обустроенную для комфортной жизни инфраструктуру.
Для кого был построен дом
Дом изначально планировался для расселения работников госаппарата. В 1918 году правительство молодой советской республики из Петербурга переехало в Москву. Ответственные работники разного ранга были размещены в, так называемых, Домах Советов, роль которых выполняли самые шикарные и дорогие гостиницы Москвы, такие как "Метрополь", "Националь","Петергоф", дома российских князей и графов. По мнению современников того времени, когда-то блестящие и роскошные гостиницы были превращены в постоялый двор.
Государственный аппарат разрастался, места требовалось больше, в свою очередь гостиницы катастрофически нуждались в освобождении номеров для расселения иностранных гостей, которых было немало.
В 1926 году была образована комиссия для рассмотрения вопроса о постройке нового дома для членов Правительства, Центрального комитета партии, для общества старых большевиков и других ответственных лиц.
По факту, после завершения строительства, в доме кроме государственных и партийных работников жили выдающиеся военачальники: М.Н.Тухачевский, Г.К.Жуков, Р.Я.Малиновский, И.Х.Баграмян, И.С.Конев, Н.Г.Кузнецов, М.Н.Борзов. Герои социалистического труда и герои Советского Союза: А.Г.Стаханов, Н.П.Каманин, И.П.Мазурук, М.В.Водопьянов. Ученые и писатели: В.П . Глушко, А.И . Микоян, В.В . Парин, Е.В . Тарле, Н.В . Цицин. А.С. Серафимович, Б.А . Лавренев, Ю.В. Трифонов, М.П .Коршунов, Ю.С. Семенов. Много громких имен и известных людей помнят стены Дома на набережной.
На 1 ноября 1932 года в доме проживало 2745 человек, из них: 838 мужчин, 1311 женщин, 596 детей.
источник: https://dnnmuseum.ru/
Характеристика жилищного комплекса, немного цифр
Дом на набережной это жилищный комплекс, который включает 8 корпусов разной этажности: от 8 до 11 этажей. До 1952 года считалось самым высоким зданием Москвы. Строение занимает площадь в 3,3 гектара.
В 25 подъездах (по факту 24 подъезда) разместились 505 квартир, от 3-комнатных до 7-комнатных. На этаже располагалось по 2 квартиры. Площадь каждой квартиры варьировалась от 40 до 300 м². Во многих квартирах была комната для прислуги. В это же время в Москве на одного человека была установлена норма от 3 до 5 м² на человека. Но фактически жили еще плотнее.
Запланированная смета строительства дома в ходе строительства увеличилась в три раза и приблизилась к стоимости в 30 млн. рублей. Комплекс строился с 1927 по 1931 год.
Дом-коммуна или город в городе
Дом был построен на Болотном острове недалеко от стен Кремля. Окна квартир 1 и 12 этажа выходят на Кремль. Здесь престижно было жить в Советское время. В настоящее время стоимость квартир с видом на главную площадь страны ценится значительно выше других квартир и достигает 100 000000 рублей.
Комплекс строился как здание будущего, который включает в себя весь комплекс услуг, позволяющих решать все бытовые проблемы не выходя за его пределы. Помимо больших и комфортных квартир здесь были расположены универмаг, прачечная, столовая, мастерские, спортзал, детский комбинат, различные клубы и кружки, библиотека, дом культуры (сейчас это Театр эстрады). кинотеатр Ударник, парикмахерская, медпункт, сберкасса, почта. Дворы были благоустроены, в них функционировали фонтаны, на клумбах благоухали цветы и за всей этой красотой ухаживал штат дворников и другого обслуживающего персонала.
Размах был виден во всем. К примеру детский комбинат располагался на 11 этаже 7 подъезда дома и был рассчитан на 15-20 детей ясельного возраста и 50-90 детей садовского возраста. При этом в штате детского комбината состояла 25 сотрудников, включая 8 педагогов, 2-х сестер-воспитателей, врача, медсестру, музыкального работника, педагога по изучению немецкого языка, портниху-белошвейку. Дети помимо бесплатного питания обеспечивались нижним бельем, носками и другими мелочами.
Изучению немецкого языка в этом доме уделялось особое внимание и во многих семьях, в которых были дети-школьники, помимо нянь проживали гувернантки, обучающие детей немецкому языку.
Воплощая мечты о светлом будущем, архитектор Борис Иофан, с целью освобождения женщин от "пеленочного" и "кухонного" рабства включил в комплекс механические прачечные и столовую. В тоже время, уменьшил площадь кухни до 5-6 м², что казалось крайне маленьким помещением в огромных квартирах. Кухня предназначалась только для возможности утром попить чай или кофе или приготовить еду ребенку. Полноценная еда вкусная и на уровне ресторанного меню готовилась в столовой и которую можно было получить по талонам. Еду также можно было заказать с доставкой в квартиру.
Про маленькие кухни готова поспорить, так как сейчас большинство людей продолжают проживать в квартирах, где 6 м² для кухни это норма.
Квартиры были полностью меблированные. Мастерская по производству мебели находилась в этом же доме. Мебель и всё, что находилось в квартирах предоставлялись хозяевам бесплатно в распоряжение. При этом они несли полную ответственность за каждую вещь и каждый гвоздик, который находился в квартире. В случае порчи на хозяев возлагалась материальная ответственность. На всей мебели и оборудовании были инвентарные номера и инструкции по использованию.
Потолки высотой 3,5-3,75 метра были расписаны художественной росписью и лепниной. В оформлении принимали участие сотрудники Эрмитажа. На полу красовался дубовый паркет. Очевидцы говорят, что когда в 90-х годах в доме делали ремонт, то паркет убрали, окна заменили. И новые окна стали хуже по качеству чем то, что было сделано в 30-е годы, из всех щелей стало дуть. Некоторые жильцы квартир отказывались от ремонта и оставляли своё жилище в первоначальном виде.
В доме впервые появилась постоянно горячая вода, такого не было даже в Кремле, центральное отопление, кухня с газовой плитой, телефон, радиоточки. Дом был оборудован помимо пассажирского лифта еще и грузовым, который ходил у кухонь квартир. Мусор, бельё для прачечной выставлялось через дверь кухни соединенной с лифтом и вахтер приезжал и забирал.
Вот так рационально и функционально была построена жизнь советского человека, максимально освобождая его от бытовых проблем для решения государственных задач. И если смотреть на дом на набережной только исходя из бытового обустройства и продуманной инфраструктуры, то этот дом можно назвать мечтой.
К сожалению, за очень короткий промежуток времени дом-мечта превратился в дом предварительного заключения.
О жизни под контролем, о тяжелой судьбе жильцов дома, о репрессиях тема других статей.