Найти тему
Анна, города и годы

Барселона и знаменитые дома Гауди

Про Антонио Гауди и Саграду Фамилию я уже писала здесь:

Но отдельной статьёй хотелось бы отметить дома Бальо и Мила... и как мы к ним прогулялись тёплым мартовским днём.

Про смерть Гауди я уже писала, надо бы про жизнь... она, как и у всех чокнутых гениев, конечно, была отнюдь не простая, ибо "надёжные, уравновешенные взрослые люди обычно ничего особенного не создают" (Макс Фрай):

Антонио Гауди родился 25 июня (июнь станет также месяцем его смерти) 1852 года в небольшом городке Каталонии. Антонио был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии. Именно в мастерской отца, по словам самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Два брата Гауди умерли во младенчестве, третий брат умер в 1876 году, после этого умерла и мать. Спустя три года умерла сестра, оставив на попечение Гауди свою маленькую дочку. Вместе с престарелым отцом и племянницей Гауди поселился в Барселоне, где сперва скончался отец, а спустя в 1912-ом году — и племянница. Гауди никогда не был женат. Он с детства страдал ревматизмом, который не давал ему резвиться и бегать с другими детьми, но не мешал одиночным прогулкам по городу и окрестностям...

Знаете, какая первая работа Гауди в Барселоне? Уличный фонарь для королевской площади...

Разумеется, он начинал с изготовления мебели, решёток, скамеек и других малых архитектурных форм. И, конечно, путь к славе был долог и тернист...

А в итоге мы можем любоваться невероятными домом костей:

Напоминает кости дракона!
Напоминает кости дракона!

Casa Batlló; иногда передается на русский как «Бальо», «Дом Костей») — жилой дом по адрес Пассео-де-Грасия 43. В районе Эшампле. Дом был построен в 1877-ом, но затем полностью перестроен Гауди для нового хозяина, текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса в 1904-1906 гг.

Сохранив базовую структуру дома, Гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.

Вдохновенный Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них подходящую мебель, он прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (так называют ступенчатую террасу крыши). Гениальный архитектор добавил две световые шахты, что позволило улучшить освещение и вентиляцию здания. Идея "игры со светом" была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила...

Создание дома Бальо в том виде, который мы можем видеть сейчас, является началом нового этапа мастера: именно с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным видением: природа редко создаёт идеально прямые линии. И Гауди не будет:

Волнистость дома Мила
Волнистость дома Мила

"Кости дракона", высеченные из тёсанного камня, добываемого на барселонской горе Монтжуик, есть и в оформлении интерьера... Существует несколько версий толкования символики главного фасада, но чаще всего люди видят гигантскую фигуру дракона. Многим здесь видится победа Святого Георгия над драконом - победа Добра над Злом. Дело в том, что Святой Георгий - покровитель Каталонии. И меч его, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом. «Чешую» чудища мы видим в черепице, костями и «черепами» будто бы усеян фасад... а как чудесны витражи мастера!..

В общем, невозможно пройти мимо:

-4

Неподалёку стоит дом Мила - Casa Milà. Здание расположено на пересечении бульвара Пасео-де-Грасия с улицей Карре-де-Провенса. Каса Мила стал последней светской работой Гауди. Потом он полностью посвятил себя храму Саграда Фамилиа - главному своему детищу...

Здание это стало новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома, которые можно перемещать по своему усмотрению, есть даже подземный гараж, лифты... В Интернете пишут: "здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен".

А вот запоминающиеся решётки балкончиков это импровизация архитектора Жузепа-Марии Жужоля, который не раз работал с Антонио Гауди.

-5

Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, а окна хозяйственных помещений и комнат для прислуги - во внутренние дворики...

Поначалу дом Мила получил прозвище «Педрера» (La Pedrera — каменоломня) за свой запоминающийся тяжеловесный вид.

Но в 1984-ом году Каса-Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На 6-ом этаже есть квартира, оформленная в стиле 20-х годов XX века - она демонстрируется посетителям. В остальных этажах размещаются офисы, а некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи... квартиры в этом здании страшно дорогие и... престижные, надо полагать:)

-6