Режиссер Л. Луков, киностудия им. М. Горького, 1956 год.
Таня Огнева - Т. Пилецкая, Федя Морозов - Ю. Панич, мама Федора - А. Войцик.
Зрители фильма часто жалеют Федора - дескать, досталась такая зловредная жена, что довела хорошего парня чуть ли не до могилы.
Так ли уж хорош этот герой? Начнем с того, что его никто насильно не женил на Татьяне, как говорится, «бачили очи».
Таня Огнева, как принято говорить, «умело скрывалась под личиной» обычной советской школьницы, то есть, была, как все. Выйдя замуж за Федора, девушка сбросила лягушачью шкурку и стала вести себя как царица полей.
Не сказала бы, что Таня хотела от жизни чего-то космического. Она мечтала жить отдельно от родителей, в своей квартире, что весьма похвально. Но обеспечить всем этим ее должен был муж - у Тани было такое представление о семейной жизни.
Заметим, она этого не скрывала, а наоборот требовала от супруга все большего, не задумываясь о том, сможет ли он потянуть ее хотелки. У Тани вообще был принцип: тот, кто не в состоянии везти ее на себе, моментально вылетает из ее жизни.
Федор не мог не замечать того, что на нем едут, причем эта поездка не связана с любовью потому, что даже хороший кучер заботится о том, чтобы его лошадь не сдохла по дороге.
В отношениях с женой Федя вел себя как терпила. Он надрывался на семи работах, но ни разу не сказал Тане «нет» потому, что любил ее.
Федор не мог не понимать, что в его семье творится что-то неладное. Он сам работает все больше, при этом Таня живет отдельно, а все окружающие, включая ее родителей, дружно его жалеют и даже намекают на то, что он ведет себя неправильно.
Вспомним эпизод в доме Огневых. Тесть с тещей уложили зятя спать видя, что он смертельно устал. Приходит Таня и будит мужа, чтобы рассказать о том, какие комнаты она посмотрела.
Героиня Пилецкой прекрасно знает, что Федя не возмутится тому, что его разбудили. Она ведет себя с ним так, как он позволяет - вот суть отношений этой пары.
После малейшего протеста Федор чувствует себя виноватым и бежит просить прощения. В нем нет ни грамма самолюбия и уважения к себе. Причину такого поведения я вижу в его воспитании.
Мама спрашивает взрослого мужчину: «Кто тебя обидел, сынок?» Очевидно, женщина давно уже взяла на себя обязанность разбираться с обидчиками сынка. Сам Федя не приучен это делать, мама считает, что у него мягкий характер и не желает понять, что именно она сделала Федора таким.
Из этих же соображений мама пошла за ним к Тане и увела оттуда потому, что ее сыночка не умеет сам принимать решения.
Воспитав недомужика, тряпку, странно удивляться тому, что Феденьке так не повезло с женой. Сын привык, что им руководят, и я согласна с Таней, назвавшей его «старой развалиной».
У Федора не было примера нормального поведения мужчины в семье потому, что рос без отца. В послевоенные годы многие мальчики так росли, но не все стали подкаблучниками. Были учителя в школе, тренеры а, главное - мамы, не указывавшие на каждом шагу, что правильно, а что нет.
До многих вещей человек должен дойти сам, а не по указанию матушки, но это не случай Федора.
Как ведет себя нормальный мужчина, убедившийся в неверности жены? Наверное, первым делом разбирается с соперником, тем более, что тот буквально под рукой и даже рядом с его женой.
Федя награждает себя новой порцией мучений, он везет счастливую парочку вместо того, чтобы выкинуть кобелирующего композитора из машины. Потом бежит за Таней и требует объяснений.
Каких объяснений он хотел, если все видел своими глазами? Скорее всего надеялся на чудо, а когда чудо не произошло потому, что Татьяна вела себя, как всегда, ударил ее.
С мужчиной Федор разбираться не стал, это прерогатива мамаши. Вместо этого он ударил женщину. Это было бы нормально для не ведающего берегов прапорщика, но не для человека, позиционирующего себя интеллигентным.
После разрыва с женой этот герой-невротик открыл серию страданий, завершившуюся длительной болезнью. Лично я не могу смотреть на то, как здоровенный мужик доводит себя до психопатического состояния.
Болезнь Федора объясняется не тем, что он надорвал здоровье непосильным трудом, а душевными терзаниями. В таких случаях надо вставать и заниматься делом, не доводя себя до инфаркта.
Но рядом, опять же, мамочка с чаем, пилюлями и полным непониманием того, что ее мальчик давно уже вырос.
Удивительное рядом - как только в жизненном пространстве Феденьки возникает нормальная женщина, Вера, болящий чудесным образом исцеляется. Врачи и пилюли уже не нужны, Федя своим ходом и даже с чемоданом в руке бежит пруду на поезд и, слава Богу, уезжает от маменьки в другой город. Есть надежда на то, что там этот герой станет более похож на мужчину.