Сейчас нет ощущения безопасности, уверенности в завтрашнем дне, невозможно строить планы на будущее. Есть тревога и страх. Иногда они скрываются за оцепенением, иногда за активной деятельностью, а иногда за бравадой и притворным равнодушием.
Но у каждого из нас остался свой маленький мир. И в нем – наши дети. Многим из них сейчас страшно и тревожно. Многие не понимают, что происходит. Но все они ждут, что рядом будут мама, папа или другие значимые и любимые взрослые. И с ними – защита, уверенность и безопасность.
«Детская психика на самом деле намного гибче и устойчивей нашей, взрослой. Дети не успели закостенеть и обрасти установками. Для ребёнка самое важное — рядом его взрослый. Пока рядом мой взрослый, значит, я в безопасности. Малый мир — вот, что значимо. Быть рядом с ребёнком, особенно поддерживать с ним физический контакт” – объяснила нам психолог Юлия Петрова.
В нынешних условиях непросто поддерживать спокойствие, сложно решить, как вести себя с ребенком, где найти силы на то, чтобы поддерживать себя и его. Юлия советует разговаривать с детьми, объяснять им происходящее, не врать, быть рядом.
А еще - сделать несколько упражнений, которые помогут снизить напряжение и тревогу. “Важно чувствовать свое тело. Возвращать ему чувствительность и ощущения. Это дает чувство уверенности и контроля. Мое тело принадлежит только мне”.
Попробуйте сделать следующее:
Закройте глаза. Можно лечь или сесть. Убедитесь, что стопы плотно прилегают к полу, конечности не скрещены. Сделайте три глубоких вдоха и выхода. Предложите ребенку перенести всю свою чувствительность в ноги. Левая пятка, правая, носок левый, носок правый. Сейчас переносимся в голову. Как там наши волосы поживают. А нос? А сейчас проверим живот. Что там происходит. И так перечисляем все части тела, вплоть до пальцев. Если расслабление не наступает на уровне мышц и ребенок кажется одеревенелым, используйте серию игр: Напряжение и расслабление в сочетании с дыханием. На вдохе напрягаем все мышцы и все тело, на выдохе — расслабляем.
Игра «Лимон»
Представь, что у меня в руках лимон. Нам надо выжать из него сок одной рукой. Максимально сжимайте кулак. Если хочется кричать, кричите. Потом другой рукой. Потом обеими руками.
Игра «Черепаха»
Подтянуть плечи по направлению к ушам, а голову втянуть в плечи. Сделать с напряжением, а затем расслабить мышцы. Повторить сколько нужно.
Игра «Солнышко»
Поднять руки над головой, стараясь дотянуться до потолка. Не прыгать. Тянуться. Расслабить мышцы и опустить руки.
Игра «Жвачка»
Сильно сожмите зубы, напрягая мышцы шеи. Затем расслабьте, чтобы нижняя челюсть отвисла.
Игра «Муха»
Сморщите нос с напряжением, будто на нос села муха и никак не хочет улетать. Помогайте лбом, рытом, щеками. А потом расслабьте.
Игра «Слон»
Лягте и представьте, что в комнату вошел розовый слон. Он не заметил вас и наступил вам на живот. Он добрый, но немного неуклюжий. Напрягите мышцы живота насколько сможете, чтобы выдержать лапу слона. Если есть лист бумаги и ручка/карандаш, то можно нарисовать на листе несколько кругов и обозначить чувства: страх, злость, радость, грусть и тд. Эти 4 эмоции должны быть обязательно. Спросите ребенка, где он сейчас, на каком кругу. Что вызывает это чувство? Где ребенок чувствует его в теле? на что оно похоже? Какого цвета, какой формы, размера, какое на ощупь, из чего сделано, имеет ли запах, может быть вкус? Важно сказать, что чувствовать себя так — абсолютно нормально.
Берегите себя и детей.
Фотография: Timon Studler, Unsplash