Найти тему
Инь-Ян

«Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!»

Эти строки принадлежат Федору Тютчеву. И как горько, когда меркнет свет последней любви по вине близких людей, которые, казалось бы, должны радоваться, что их отец или мать на склоне лет обрели это чувство…

Фото из свободного Интернета
Фото из свободного Интернета

Так произошло с героями фильма «Продлись, продлись, очарованье…» в блестящем исполнении Ии Савиной и Олега Ефремова. Одинокая Анна Константиновна вышла на пенсию и, чтобы разнообразить жизнь, поехала на экскурсию по Москве. Там она познакомилась с Антоном Николаевичем, тоже пенсионером, который занимал раньше руководящие посты. Он полтора года назад потерял жену, и был предоставлен сам себе, хотя у него есть дочь и внучка. У них завязалось общение, и вскоре Антон Николаевич решил, что им необходимо объединить свои одинокие судьбы.

Анна всю жизнь проработала в издательстве корректором, с детства писала стихи. Восторженная, даже наивная, она словно из другого мира. Это из ее уст прозвучали строки «О, как на склоне лет нежней мы любим и суеверней…». Многоопытному, по его же словам, Антону Николаевичу не понадобилось много времени, чтобы понять, какую женщину он встретил. Несмотря на внешнюю суровость и непростой характер, в душе он романтик. И он говорит о том, что у них мало времени, поэтому надо принимать решение.

Видны смятение героини, ее внутренняя борьба: Антон Николаевич очень понравился Анне, но она переживает, как близкие воспримут решение отца. И тут сцена, где дочь показана во всей красе: настоящая хамка, хотя и образованная. Дети хотят, чтобы отец жил по их правилам, якобы заботясь о его здоровье, но их совершенно не волнуют его чувства и потребности. Верхом бестактности звучат оскорбительные слова в адрес Анны Константиновны. Все закончилось, так и не начавшись. Антона Николаевича не стало. Финал фильма пронзительно-горький. Бесконечно жаль и его, и Анну, которая могла скрасить дни, отведенные ему на этой земле.

Непревзойденная игра актеров заставляет пересматривать этот фильм. И еще потому, что тема – очень злободневная, и она связана с проблемой отцов и детей. Меняются времена, поколения - фильм снят в восьмидесятых - но как близок нам этот вечный вопрос, особенно по мере приближения возраста главных героев. Вот и у меня есть парочка сюжетов из жизни на эту тему.

Одна хорошая знакомая очень рано овдовела, и мы всячески провоцировали ее на то, чтобы обрести друга, неважно, в каком качестве: муж, любовник, главное, чтобы не быть одной. Так получилось, что в нашем институте нашелся такой человек, правда, намного старше. Игорь Алексеевич был настолько добр и внимателен, и так красиво ухаживал, что Ирина не устояла. Она оттаяла, к ней вернулось желание жить, зазвучал ее звонкий смех. Все были очень рады такому положению дел, но только не его дети.

Дело в том, что он остался один в шикарной трехкомнатной квартире, жена работала в торговле, и дом был – полная чаша. Ира не претендовала на чужое имущество, но дети усмотрели угрозу в этом союзе. Они в буквальном смысле запретили отцу встречаться с ней. Вскоре он ушел на пенсию, и если они с Ириной могли видеться на работе, то теперь даже встретиться им было негде, разве только по улицам прохаживаться. Дочь поселила к деду внучку, и та шпионила за ним. Он очень переживал, но ничего не мог сделать. С Ириной они расстались.

Другая знакомая тоже попала в похожую ситуацию. И вновь – вдовец. Там сын оказался редкостным эгоистом, хотя, вроде бы, должен понимать отца хотя бы из мужской солидарности. Но нет, там, где деньги, недвижимость, вопросы морального порядка отходят на второй план. Главное – из семьи ничего не упустить. Путь живет отец как отшельник в своем коттедже, а они будут ждать момента, когда все достанется им. По закону, они ведь имеют на это полное право. Да, имеют право на квадратные метры, но еще у них есть право быть великодушными людьми, понимающими, как тяжело пожилому человеку без родной души, без ежевечерних разговоров за чаем, неспешных прогулок.

Этот союз тоже распался, хотя Ольга готова была переехать к Валерию Александровичу без оформления отношений, она очень устала от одиночества, когда словом не с кем перемолвиться. Ее сын, кстати, тоже не понимал, зачем в таком возрасте ей это нужно.

Фото из свободного Интернета. Кадр из фильма "Продлись, продлись, очарованье..."
Фото из свободного Интернета. Кадр из фильма "Продлись, продлись, очарованье..."

Хотелось бы, чтобы дети, дожив до этих лет, сами испытали все прелести такого существования, и чтобы их собственные дети поступили с ними так же, как они со своими родителями. Только тогда они, возможно, осознают, как были неправы.

Если вам была интересна публикация, оставляйте ваши комментарии и подписывайтесь на мой канал!