"Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой" Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994) — один из самых почитаемых греческих старцев, монах Святой Горы Афон.
Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Ее служат как в храме, так и на кладбище и дома. Ее могут совершать как священнослужители, так и миряне.
Лития, совершаемая в пасхальный период, отличается от представленной ниже литии, совершаемой в остальное время.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших,
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Ами́нь.
(По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш,
сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Душе́ и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
(Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.)
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (читается три́жды)
(Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.)
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
(Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.)
Го́споди, поми́луй (читается три́жды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам дóлги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
(Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.)
Го́споди, поми́луй. (произносится 12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́. Я́ко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
(Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё».)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)
Тропарь, глас 4‑й:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
(Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего [или: рабы Твоей], Спаситель, упокой сохраняя её в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.)
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
(В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего [или: рабы Твоей], ибо Ты Один – Человеколюбец.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
(Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего [или: рабы Твоей]упокой.)
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(И теперь, и всегда, и вечно. Аминь.)
Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
(Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего [или: рабы Твоей].)
Седа́лен, глас 5‑й:
Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
(Упокой, Спаситель наш, с праведниками раба Твоего [или: рабу Твою], и всели во дворах Твоих, как написано, не принимая во внимание, по благости Своей, прегрешений его вольных и невольных, и всех осознанных и неосознанных грехов, Человеколюбивый.)
Конда́к, глас 8‑й:
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
(Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего [или: рабы Твоей], там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная).
И́кос:
Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
(Ты Сам – один бессмертный, сотворивший и создавший человека: мы же, смертные, из земли были созданы, и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, создав меня и сказав мне: «Ты земля, и в землю отойдешь», куда все мы, смертные, пойдем, надгробное рыдание претворяя в песнь «Аллилуия, аллилуия, аллилуия!»)
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
(Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй, Го́споди, поми́луй, Го́споди, поми́луй, благослови́.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
(По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (и́мя), и сотвори́ ему́ ве́чную па́мять.
(Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему, и сотвори ему вечную память!)
Ве́чная па́мять. Ве́чная па́мять. Ве́чная па́мять.
Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.
(Душа его [или: её] среди небесных благ водворится, и память его [или: её] в род и род.)
Аминь.
Как поминать некрещёных умерших?
Ответ священника, архиепископа Юлиана Толедского:
"На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении, – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д...
Можно молиться о них своими словами дома, ставить свечи там же, где свечи ставятся за людей крещёных. Можно использовать и молитву преподобного Льва Оптинского.
Кроме того, есть еще древний обычай, согласно которому в память об умерших, вне зависимости от их вероисповедания, творят милостыню в разных формах. Это тоже приносит пользу их душам.
Наиболее действенной формой поминовения усопшего, жившего вне Церкви или отпавшего от неё, является воцерковление его ближних, усиление их духовной жизни. Если любовь к усопшему подвигнет его родственников к духовному преображению, то это благотворно отразится на его посмертной участи."
Как молиться, если неизвестно, был ли человек крещён при жизни и был ли он верующим?
Православные священники благословляют выбор свой делать по любви к усопшему и молиться за него как за верующего и крещёного (исключение - подаваемые записки в храме об упокоении), если, конечно, при жизни он не был богоборцем и хулителем Церкви.
Ответ священника, иерея Романа Посыпкина:
"Мне кажется, если мы точно не знаем о жизни наших родственников, о том, были они крещены или нет, за них не только можно, но и нужно молиться Вам самой и просить священника молиться у Святого Престола.
Дело в том, что если Ваши родственники прямо не противились Богу, не отвергали Его, то кто мы такие, чтобы судить их и о них? Почему мы всегда думаем о плохом, но не хотим думать о хорошем? Мне кажется, что мы должны думать о людях лучше, чем они могли бы быть.
Меня часто волнует вопрос: а сможем ли мы навредить душе не крещённого человека, если будем молиться за неё? Ведь Христос принёс жертву за всех людей, а во время Его земной жизни вообще не было крещённых людей, кроме тех, кто крестился от Иоанна Предтечи в крещение покаяния... Христос сошёл во ад и забрал оттуда всех, кто НЕ ПРОТИВИЛСЯ Ему... Св. Игнатий Богоносец призывал: «И о других людях непрестанно молитесь, ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу».
Конечно, душа противившаяся Богу при жизни, после смерти не сможет «пересмотреть» свою позицию. Но, если мы точно не знаем, противился ли при жизни человек Богу, то надо молиться за его душу, а там как Господь управит...
Уповаем на Него и верим Ему!"
Словарик к статье:
Миря́нин – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Миряне могут совершать дома все богослужения Суточного цикла, приведённые в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы, молитвы и дьяконские ектеньи. В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), мирянин может совершить Таинство крещения.
Архиепископ - старший епископ. Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви это высшая степень, от которой зависят все прочие нижестоящие степени священноначалия. Посвящение во епископа происходит через Таинство Священства, рукоположение. Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами.
Иере́й – священнослужитель Православной Церкви, посвященный во вторую степень священства — во пресвитера. Иерей может быть совершителем всех Таинств Православной Церкви, за исключением рукоположения (хиротонии). Синонимы: «священник»; «пресвитер». Слово «иерей» представляет собой кальку, полученную в результате транскрибирования греческого слова «ἱερεύς» со значением, аналогичным русскому «священник».
Псалмы́ (от греч. ψαλμός (псалмос) – хвалебная песнь (от греч. ψάλλω – славить); священные молитвенные песни, написанные, по вдохновению Святого Духа (по преимуществу пророком Давидом (X век до Р.Х.)) и собранные в одну книгу, называемую Псалтирь – (она составляет часть Библии).
Кондак – краткое песнопение в честь святого или праздника. За кондаком во многих последованиях следует икос, в котором более подробно раскрывается мысль кондака. Кондак и икос поются на один глас и оканчиваются (кроме тех, что в акафистах) одними и теми же словами.
Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни.
Глас – это мотив, на который в Православной Церкви исполняют песнопения во время богослужения.
Седален - тип песнопения в богослужении Православной Церкви. По своему содержанию и по напеву седальны близки к тропарям, в древних уставах они так и именуются «тропарями». По Уставу седальны следует петь, однако в практике они в основном читаются. Поются седальны или в особых богослужениях годичного круга (утреня Великой Пятницы, также седален «Покой, Спасе наш…» на заупокойных службах), или по инициативе священнослужителя или регента ради особой красоты седальна (например, многие в Неделю по блудном сыне поют по 3‑й песни канона седален «Объятия отча…»).
Статья составлена по материалам православного портала "Азбука веры", и православного журнала «Фома»,
Дорогие читатели, большая просьба - оставляйте пожалуйста максимально уважительные и доброжелательные комментарии. Спасибо.