Впервые в Карелии прошёл конкурс « НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ»
И вот подведены итоги конкурса. В Республике Карелия было получено 84 тысячи анкет, из них в Муезерском районе 2595 голосов.
В Муезерском муниципальном районе по итогам народного голосования победителями признаны:
Валентина Иосифовна СКЕРЛО – учитель русского языка и литературы, МКОУ ЛЕДМОЗЕРСКАЯ СОШ
Татьяна Дмитриевна ПАВЛОВА – учитель русского языка и литературы, МКОУ Муезерская СОШ
Жанна Олеговна МЯТИНА – учитель начальных классов, МКОУ Муезерская СОШ
В ДЕСЯТКУ участников вошли:
Ольга Геннадьевна ОРЛОВА – учитель начальных классов, МКОУ ЛЕДМОЗЕРСКАЯ СОШ
Надежда Алексеевна ЛОСЕВА – учитель начальных классов, МКОУ ЛЕДМОЗЕРСКАЯ СОШ
ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
Победители
Валентина Иосифовна СКЕРЛО
Диплом
Этот материал был опубликован в г. «Муезерсклес» от 17 сентября 2016 г.
ЭТО У НИХ - СЕМЕЙНОЕ
Продолжаем публикацию серии очерков нашего постоянного автора Терезы ЧЕРЕНКО об учителях Ледмозерской школы.
Сегодня её собеседники – мама – Валентина Иосифовна, учитель русского языка и литературы, и сын – Эдуард Валентинович, педагог – организатор ОБЖ, по совместительству – учитель информатики.
«У НАС КЛАССНАЯ « КЛАССНАЯ»
- Валентина Иосифовна, расскажите, пожалуйста, о себе.
- Родилась я 19 апреля 1956 года в Белоруссии. Отец, Иосиф Станиславович, и мама, Янина Иосифовна, были односельчанами. Родители сначала приехали в Поросозерский леспромхоз Суоярвского района, село Кудамо – Губа. Папа и мама работали на лесозаготовке, отец – вальщиком леса, а мама – сучкорубом. Здесь же я пошла в школу, она была малокомплектной. В одной комнате занимались первый и третий классы, в другой – второй и четвёртый. Первую учительницу звали Анна Андреевна. В четвёртом классе училась в Юшкозере, там мы жили около года.
В Ледмозеро мы переехали в 1968 году. Посёлок тогда был совсем маленький. Здесь, когда я училась в пятом классе, меня принимали в пионеры. Помню, как искали пионерский галстук, тогда его негде было купить, и потом сшили из обыкновенного красного ситца. В классе у нас было тридцать восемь учеников, правда, к десятому осталось только двадцать. Учились в маленькой школе в две смены, очень хотелось быстрее перейти учиться в большую двухэтажную школу. Когда мы уже учились в выпускном десятом классе, её как раз достраивали. Мы помогали убирать, выносить мусор, складывать доски. И в январе 1973 года перешли учиться в неё, наш кабинет был седьмой. Классным руководителем у нас была Галина Дмитриевна ТОКАРЕВА. Она давно живёт в Пяозерском, но связь с ней не теряем, перезваниваемся, несколько раз она приезжала на встречу выпускников. С одноклассниками дружим до сих пор, общаемся, и не только на встречах выпускников.
- В педагогику вы пришли по зову сердца или по совету родных, учителей?
- С детства я мечтала о том, что когда вырасту, то буду учителем истории или филологом. Любила читать, писать сочинения. Родители работали в лесу, уезжали рано и возвращались домой поздно. Все домашние дела были на мне, да ещё и братик Вова, который младше меня на пять лет. Мне нравилось читать ему книжки, делиться впечатлениями о прочитанном. Моя домашняя библиотека начиналась с книг, которые купил мне отец. Мы с ним могли говорить обо всём, на любые темы. Именно он привил мне любовь к чтению. Отец был против того, чтобы я поступала в пединститут, а мама – за. Хотя в будущем он радовался моим успехам, одобрял мой выбор.
В 1977 году, после окончания Петрозаводского пединститута, приехала в свою ледмозерскую школу. Дали мне вести русский язык и литературу в одном пятом и двух седьмых классах. Классы были большие, более тридцати учеников. Первое время детей от волнения не видела, не помню, как проводила первые уроки. Очень смущалась, чувствовала себя скованно, когда уроки посещала администрация школы или учителя, которые несколько лет назад меня учили. Наставником у меня была Лилия Ивановна КОЛОБОВА. Чуть ли не вместе с ней писали мои первые конспекты уроков. Я пользовалась её домашней библиотекой. Лилия Ивановна щедро делилась со мной своим опытом, давала дельные советы, была очень доброжелательна.
- Не жалеете, что выбрали профессию учителя? Что вам нравится и не нравится в вашей работе?
- За тридцать семь лет работы я ни разу не пожалела, что выбрала профессию учителя. Люблю общаться с детьми, нравится, что постоянно находишься в творческом поиске, узнаёшь что – то новое, вместе с ребятами открываешь доселе неизвестное. Конечно, мне как сложившемуся педагогу трудно принять изменения, происходящие в современной школе, но я регулярно на курсах повышаю свою квалификацию, занимаюсь самообразованием, осваиваю новые технологии, применяю их в своей работе. Подготовка к урокам, несмотря на приличный стаж работы, занимает время. Появляется много новой информации. Дети, конечно, сейчас мало читают, это печально. Своим ученикам в одиннадцатом классе я даю напутствие: «Попробуйте перечитать того же «Евгения Онегина», «Анну Каренину», когда у вас будет больше жизненного опыта, больше времени, когда вас никто не будет заставлять это делать, и вы откроете для себя русскую классику, у вас появятся любимые произведения. ВЫ откроете для себя то новое, что нужно вам теперь».
В учительском коллективе я чувствую себя комфортно. «Старая гвардия» по – прежнему крепка.
Что не нравится? Не нравится неопределённость, не знаешь, чего ждать от Минобразования. И главное, что все предлагаемые новшества вводятся в авральном порядке.
- Как вы считаете, у учителя могут быть любимчики?
- В ученике ценю доброту, трудолюбие и человечность. Если ученик читает, мы с ним можем как на уроке, так и после поговорить о прочитанном. Мне приятно общаться с таким учеником, меня это радует. Но ведь дети разные, и интересы у них соответственно разные. Есть группа ребят, я их называю подранки, у которых непростая судьба. С ними я тоже разговариваю, общаюсь, вижу, что им непросто даются мои предметы.
- Какие ваши любимые книги, фильмы, музыка?
- Я люблю творчество Бориса Васильева. Очень нравится фильм «А зори здесь тихие». Когда я училась в десятом классе, мы с классом ездили на экскурсию в Ленинград. В театре я увидела спектакль по этой книге, постановка меня глубоко потрясла. Потом вот прочитала книгу и увидела фильм.
Люблю бардовские песни, песни в исполнении Владимира Высоцкого, особенно нравятся его песни: «Он не вернулся из боя» и «Песня о друге».
- Ваше жизненное кредо?
- Всё время говорю себе: «Не ропщи на судьбу. И если избрала эту дорогу, то прими и полюби людей всем сердцем, поверь в них, потому что, видимо, моё призвание – нести любовь и радость».
- В июне вы отправили в свободное плавание очередных выпускников. Какое напутствие вы им дали?
- Что я посоветовала им взять с собой? Прежде всего, доброту, чуткость, честность и справедливость в отношениях с людьми, терпимость к взглядам и мнениям других, самостоятельность и умение не отступать перед трудностями. А ещё - необходимы дружба и любовь.
Ведь дружба – это школа воспитания человека. Она нужна не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать добро.
Сказала о любви. Именно это волнует человека в 17 лет. Девушки и юноши должны понять главное, любовь – это ответственность за того человека, которого ты полюбил, за его судьбу, за его будущее. Любить – это, прежде всего, отдавать силы своей души, творить добро для любимого человека.
И призвала запомнить, что самое важное и самое трудное для человека – всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.
В. И. СКЕРЛО
ВАЛЕНТИНА ИОСИФОВНА – опытный, творческий педагог, обладающий глубокими знаниями, хорошей методической подготовкой. Она добивается высоких результатов учащихся. Её ученики активно участвуют во всероссийских и районных играх. За свой труд она награждена грамотами, медалью «Ветеран труда», имеет звание «Почётный работник общего образования РФ».
Коллеги, ученики, родители отмечают её доброту, отзывчивость, ответственность, готовность прийти на помощь, умение быть благодарной. Мы все являемся свидетелями её трогательно – заботливого отношения к своим родителям. К сожалению, несколько лет назад отца не стало. Валентина Иосифовна живёт с мамой. А нынешние ученики запечатлели свою оценку так:
«У нас классная «классная»!
Я от всей души желаю Валентине Иосифовне, как свекрови и молодой бабушке, здоровья, терпения, личного счастья, успехов в воспитании внука.
Продолжилась беседа с Эдуардом Валентиновичем:
ГЕНЕРАТОР СУМАСШЕДШИХ ИДЕЙ
- Какие воспоминания о детстве, школьных годах, одноклассниках, учителях остались в Вашей памяти?
- Родился я 23 апреля 1984 года. Всю жизнь был с мамой, бабушкой и дедом. В детстве мама меня баловала. Дед был вместо отца. Он меня всему научил, начиная с того, как пользоваться молотком и заканчивая рыбалкой. Мы с ним всё время что – то пилили, заколачивали, строили. Когда мне купили сначала велосипед, а потом мопед, ремонтировали нашу технику, он учил меня, как это делать. Дедушка привил мне любовь к лесу, рыбалке. Мы любили порыбачить вместе, поговорить на любые темы.
Первой моей учительницей была Ольга Геннадьевна ОРЛОВА. В школу я пошёл шестилеткой, был одним из младших в классе. Сильно отставал от одноклассников по физкультуре, не давалась она мне, и я начал заниматься самостоятельно. На меня обратил внимание Анатолий Фёдорович ОРЛОВ и увлёк футболом, постоянно брал меня на секции. Я физически окреп, стал более выносливым. Физкультуру в то время у нас вёл Анатолий Фёдорович ПИСКАРЁВ. Он вёл у нас баскетбольную секцию. Из наших ребят получилась хорошая баскетбольная команда. В неё входили Сергей КИРЬЯНОВ, Саша ИЛЬИН, Вася МЕЛЬНИЧЕНКО, Андрей АГАПИТОВ, Ваня КАДЫКОВ. Мы активно посещали спортивные секции, играли в волейбол, баскетбол. Правда, в те непростые годы, был один мяч на толпу, но, несмотря ни на что, мы достигли результатов, часто на соревнованиях занимали призовые места. Когда оканчивали школу, Анатолий Сергеевич сказал, что долго ещё не будет таких ребят, жалел, что мы уходим. И сейчас, когда приезжают домой погостить уехавшие из посёлка ребята, собираемся в школьном спортзале, играем.
В школе нравилась математика, черчение. Мария Александровна ТОЛКАЧ вела математику, она же была нашим классным руководителем. Кроме истории, не проявлял интереса к другим гуманитарным предметам. А история очень нравилась, преподавала её Галина Матвеевна КИРЬЯНОВА.
- Вы окончили строительный факультет Петрозаводского государственного университета, затем три года отработали в Костомукше. Были мастером, прорабом, а потом и директором ООО «Вертикаль» - фирмы в строительной компании. А что случилось потом?
- В 2008 году грянул кризис. Клиенты стали расторгать договоры, отказываться от заказов. А потом, когда вообще не стало заказов, пришлось всё распродавать и фирму обанкротить. После этого пытался устроиться на работу, но везде шли сокращения. Обещали, что пройдёт пик кризиса и будет работа.
Приехал домой, в Ледмозеро. В школе в это время проходила кадровая перестановка, мне предложили поработать учителем, вести уроки ОБЖ и информатики. Достаточно было того, что у меня высшее образование и в университете у нас был курс педагогики. Компьютер начал осваивать, когда учился на третьем курсе. Над предложением думал месяц, метался, не представлял себя стоящим перед классом, но потом решился попробовать. Очень помог директор школы Сергей Анатольевич ФАЛЬКОВ. Выслушивал, советовал, учил, защищал, поддерживал, лепил из меня педагога. Я активно занимался самообразованием, повышал свою квалификацию на курсах. Старался к подаче материала учащимся подходить творчески, да и для себя открывал много нового. Так со временем втянулся, мне понравилось работать с детьми.
- С Вашим приходом традиционный смотр строя и песни получил новую жизнь. Как Вам это удалось?
- Посмотрел, что смотр строя и песни проходил так же, как и в то время, когда ещё я учился в школе. Захотелось что – то внести новое. Но чтобы что – то поменять, надо заинтересовать детей, уговоры и просьбы были здесь бесполезны. Был в те годы такой десятый класс, который на смотре обычно занимал последние места и поэтому ребята ничего не хотели, не верили в свои силы. Я понял, что этот класс мне поможет. Я их завёл: «Давайте докажем, что вы сможете». Мы готовились около трёх месяцев. И на смотре они выдали! Все – и ученики, и учителя были в шоке. За счёт этого класса удалось подстегнуть других. Стали вводить различные перестроения, изменили систему оценки результатов. Купили переходящие кубки – для детей это очень важно.
За начальную школу не взялся. Там другая специфика, я могу что – то испортить. Помогаю, но не настаиваю, не лезу с советами.
- На празднование 70 – летия Великой Победы для жителей нашего посёлка Вы преподнесли сюрприз, изготовив на базе своего автомобиля УАЗ – 3303 макет ракетного миномёта БМ – 13, то есть легендарную «Катюшу». До митинга ведь никто ничего не подозревал и вдруг… Как появилась такая идея?
- Идею вынашивал года два, хотел сделать что – то необычное. В Интернете увидел, как человек своими руками сделал макет, который отдалённо был похож на военную машину времён Великой Отечественной войны. Стал конкретно обдумывать, как, что, из чего делать, какой формы, постепенно начал собирать материал. Поделился идеей с Сергеем Анатольевичем ФАЛЬКОВЫМ, подключил одиннадцатиклассников. Сразу договорились, что никому ни слова о том, что мы делаем. Тяжело давалось всё, но результат стоил того. Красили, монтировали – всё толпой. В итоге установку сделали один в один.
Администрация поселения, леспромхоз и предприниматели дали деньги на форму для учеников. Это была повседневная форма солдат Великой Отечественной, кирзовые сапоги ребята искали сами. Подобрали музыку, военные песни. Они звучали на всём протяжении нашего пути через весь посёлок.
10 мая по приглашению администрации города Костомукши и ГОКа мы приняли участие в торжественном митинге, посвящённом юбилею Великой Победы у памятника «Ахвенъярвские камни». После митинга многие подходили, интересовались деталями изготовления «Катюши», приглашали ещё приезжать. Один ветеран ходил вокруг нашей машины, присматривался, обсуждал, обсуждал, как должно быть, попросил открыть кабину. Интерес у людей был неподдельный. На прощание нам разрешили сделать круг по городу. Надо было видеть реакцию жителей города! Нас приветствовали, сигналили. И наши ребята, я думаю, запомнят всё это на всю жизнь.
- На ваш взгляд, в чём сходство и различие теперешних учеников и вас?
- Мы тоже были активные, доставляли учителям немало хлопот, и стенки разрисовывали, вредничали не по делу. В этом мы схожи. А разница в том, что мы больше читали – и книги, и журналы, и сопереживали героям. Спросите любого из нас, предположим, о блокаде Ленинграда, о других событиях войны, о героях, маршалах, и мы расскажем.
А теперь у детей знания поверхностные. Реферат делают за вечер или утром да занятий. Скачивают из Интернета, но не вникают в суть. Через неделю спроси это же – и дети не знают, не помнят, о чём речь.
ЭДУАРД ВАЛЕНТИНОВИЧ в своей работе использует различные формы, методы и режимы работы, в том числе компьютерные обучающие программы, коммуникационные технологии, Интернет – ресурсы, технические средства обучения. Администрация школы отмечает, что Эдуард Валентинович обладает качествами, присущими учителю: любовь и уважение к личности ребёнка, доброта, целеустремлённость, дисциплинированность, настойчивость, ответственность за порученное дело, тактичность. Поощряет самодисциплину учащихся, формирует положительную мотивацию к изучению предмета. Поддерживает хорошие отношения с учащимися и коллегами, способен к профессиональной критике.
А вот так написала выпускница:
«Эдуард Валентинович ещё молодой учитель, поэтому он был ближе всех к нам, ученикам. Всегда было приятно ходить на его уроки. Ведь они были интересными, познавательными, иногда смешными. Он общался с нами на равных. Всегда помогал, если мы к нему обращались. С ним никогда не было скучно, он мог мгновенно придумать какую – нибудь сумасшедшую идею. И мы вместе воплощали её в жизнь.
«Зарница», маршировки, почётный караул – всё это стало намного лучше, когда за них взялся Эдуард Валентинович. Было приятно и интересно с ним чем – то заниматься и вне школы во внеурочное время. Он очень хороший человек».
Эдуард Валентинович, желаю Вам дальнейших творческих успехов в обучении и воспитании учащихся, исполнения всех начинаний и планов, а их, я знаю, у вас немало. А ещё хочу пожелать Эдуарду Валентиновичу и его жене Анастасии Анатольевне семейного счастья, успехов в воспитании сына.
Продолжение следует...