Собрали модели УАЗ, так и не ставшие серийными

Одной из ранних экспериментальных моделей Ульяновского автозавода стал УАЗ-451С - полугусеничный снегоход, разработанный на базе знаменитого современного "прадедушки" "Буханки", заднеприводного УАЗ-451. Он был оснащен резинометаллическими гусеницами, позволяющими передвигаться как по заснеженным дорогам, так и по бездорожью.

Испытания прототипа начались зимой 1963 года. Первоначально снегоходы оснащались лыжами вместо передних колес. Однако позже заводчане собрали улучшенную версию с лыжами, установленными прямо на колеса. Эта усовершенствованная версия имела большой успех, ведь после покорения снежной "пустыни" ее можно было в кратчайшие сроки вывести на дорогу. На снегу внедорожник мог разогнаться до 50 км/ч. В 1966 году группа УАЗов на лыжах самостоятельно проехала по длинному маршруту в несколько тысяч километров от Новосибирска до Ульяновска через Омск, Кустанай и Уральск.

Основными недостатками ульяновских снегоходов были проскальзывание снега в зазорах между гусеницами и ходовыми катками и проблемы с ремонтом. В производство они так и не были запущены.

-2

Интересно отметить, что в 60-70-е годы конструкторы УАЗа разрабатывали и другие необычные варианты внедорожников для использования в экстремальных условиях. Например, был выпущен УАЗ-450А, созданный на базе УАЗ-450 с санитарными доработками. На "Буханку" установили дополнительные колеса для рельс, так что она могла проехать там, где не могли проехать четырехколесные машины.

-3

Затем, в 1973 году, появился трехосный 16-местный микроавтобус УАЗ-452К (у этой "Буханки" было шесть колес). Добавив одну ось, конструкторы попытались увеличить проходимость и вместимость внедорожника. Однако это привело к увеличению массы автомобиля и снижению топливной экономичности. Производство микроавтобуса так и не было начато, но на его основе был разработан автомобиль Medea Rianemobile для грузинских горноспасательных команд. С конца 1980-х до середины 1990-х годов кооператив "Борниси" выпускал небольшое количество автомобилей - 50 штук в год.

-4

Первый выпуск модных ныне электромобилей УАЗ датируется 1974 годом. В то время в Ульяновске их выпускали совместно с ВНИИЭМ, Министерством электротехники. Аккумулятор автомобиля занимал весь дюралюминиевый фургон. Поэтому грузоподъемность составляла всего 500 кг.

На электричестве УАЗик мог проехать до 70 км. Зарядка аккумулятора до уровня 70 % от городской сети занимала всего один час. В отличие от бензиновых автомобилей, электромобиль был прост в управлении. В нем нет коробки передач, и водителю нужно только нажимать на педали газа и тормоза. Первые пять электромобилей были доставлены в столицу и переданы в отдел "МосторгТранс". По одной из версий, они должны были использоваться для демонстрации возможностей отечественного автопрома гостям Олимпиады-80.

-5

В процессе эксплуатации электромобили доказали, что у них много недостатков, и ульяновцы продолжили экспериментировать. В новой модели УАЗ-451МИ зарядные устройства были встроены в каждый автомобиль. Это позволило, например, заряжать аккумуляторы на месте при погрузке и разгрузке внедорожника. Батарейный блок был перенесен под раму УАЗа. Однако автомобиль все равно оставался очень тяжелым (весом 3 тонны). Конструкторы вновь взялись за усовершенствование модели, и в 1980 году был запущен в производство УАЗ-3801. Грузоподъемность была увеличена до 650-800 кг, а аккумуляторная батарея размещалась в специальном отсеке. Электромобиль мог разгоняться до 70 км/ч. Модель имела успех.

В октябре 1978 года УАЗик был представлен на Всемирной выставке электромобилей в Филадельфии. Ульяновский автомобиль был единственным, работающим на переменном токе; с 1980 по 1985 год УАЗ выпустил 65 электромобилей и отправил их в Москву. Они работали в столице до 1987 года.

-6

В 1960-х годах УАЗ начал разработку плавающих автомобилей. Прототип с рабочим индексом 'УАЗ-452' остался в единственном экземпляре, но развился в модель 'УАЗ-Ягуар'.

Ульяновская "летающая лодка" была создана на базе знаменитого "козлика" УАЗ-469. По заказу Министерства обороны для производства плавающих внедорожников был разработан ряд хитроумных узлов и агрегатов, включая насосы, водяные рули и лебедки с приводом от коробки передач.

-7

Первые четыре Jaguar были выпущены в 1980 году. Было принято решение испытать их в экстремальных условиях 45-градусной жары в Астраханской степи и почти 50-градусного мороза в Якутии. Испытания также проводились на Памирском плато на высоте более 4,5 км. Внедорожник отлично зарекомендовал себя, прекрасно справляясь с препятствиями.

Владимир Горбачев, главный конструктор проекта, вспоминал Но мы решили строить плавающий автомобиль, а не ходовой корабль. (Обычно никто не ставит двери ниже ватерлинии). У нас были двойные уплотнители и "задние ворота", то есть рычаг на внутренней стороне двери, который можно было тянуть к проему. Фары также находились в отдельном герметичном отсеке за стеклом, защищенном решеткой. В то же время, глядя на автомобиль, многие не понимали, что "Ягуар" умеет плавать.

Он разгонялся до 9 км/ч на воде и до 110 км/ч на суше; он держался на плаву даже с 11 людьми и 600 кг груза на борту". Во время приемочных испытаний плавающего "Ягуара" вся комиссия (21 человек) сидела внутри машины. Амфибия справилась с поставленной задачей и без проблем преодолела водную преграду.

-8

Любопытно, что первая модель имела водяной руль для подводного маневрирования. После очередных водных испытаний на Волге экзаменаторы на суше обнаружили, что водный руль у "Ягуара" был снят. Поскольку на маневренность это не повлияло, было решено убрать этот руль совсем.

Автомобиль самостоятельно проехал по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно; проект был прекращен в 1990 году из-за отсутствия финансирования. Ягуар" так и не был выпущен.

По контракту с КГБ для погранвойск была разработана другая модель: в конце 1980-х годов с завода сошел усовершенствованный вариант УАЗ-39071 "Баклан": на крыше внедорожника были установлены две штанги для крепления шести пар лыж, в кабине размещались радиолокационная станция, радиостанция и поисковые собаки. Для поисковых собак была предусмотрена клетка. В кабине находились радарная станция, радиостанция и клетка для служебных собак, отличавшаяся двумя высокими антеннами, которые передавали сигналы на радиостанцию.

-9

Хотя проект был засекречен, известно, что "Баклан" напоминал "Ягуар"; в спецификации внедорожника говорилось, что он рассчитан на перевозку шести человек и 100 кг радиоаппаратуры и специального оборудования. Кроме того, стандартная версия "Баклан" имела специальные крепления для пулемета Калашникова, двух автоматов АК-74 и бинокля ночного видения 1ПН-50.

Общее количество "пограничных" машин неизвестно. Как и в случае с "Ягуаром", его производство также совпало с периодом тяжелого для страны времени.

Наконец, еще одной перспективной моделью, которая так и не пошла в производство, стал УАЗ-3172. Автомобильный завод получил заказ на разработку нового джипа для военных нужд, оснащенного 10-местными сиденьями и способного перевозить одну тонну груза. Автомобиль с дорожным просветом 33 см и пружинной подвеской должен был оснащаться мощным 2,4-литровым двигателем в 120 л.с. и развивать максимальную скорость 130 км/ч. По воспоминаниям работников завода, новый внедорожник получил прозвище "Кинг-Конг" за свой брутальный и агрессивный внешний вид.

В рамках проекта 'Wagon' было построено девять автомобилей. Благодаря воздухозаборникам, выходящим прямо на крышу, универсалы могли преодолевать броды глубиной до метра и взбираться на самые крутые склоны. Автозавод вспоминает, что в испытаниях новых моделей принимали участие не только отечественные "Нивы", но и аналогичные иномарки. В одном месте испытатели посадили все автомобили, и только УАЗ-3172 эвакуировал их на дорогу.

Внедорожники прошли заводские испытания, но, к сожалению, дело не дошло до государственного одобрения: в конце 1993 года было получено официальное разрешение на запуск серийного производства джипа, но основные заказчики не смогли найти денег на стартовые инвестиции. Проект был прекращен.

-10

Интернет-магазин MetalPart.ru предлагает широкий ассортимент качественных деталей для автомобилей марки УАЗ. Если ваш УАЗ требует замены или обновления каких-либо компонентов, вы можете найти все необходимые запчасти у нас.

Мы гарантируем высокое качество товаров, поскольку сотрудничаем только с проверенными поставщиками. Наша продукция соответствует оригинальным стандартам и требованиям производителя автомобилей УАЗ, что обеспечивает долгий срок службы и надежность.

Интернет-магазин MetalPart.ru предлагает удобную покупку деталей для автомобилей УАЗ. Мы предоставляем бесплатную доставку по всей России, что позволяет вам сэкономить время и деньги. Вы можете заказать необходимые детали прямо сейчас, и мы доставим их вам в кратчайшие сроки.

Кроме того, мы предлагаем скидку на первый заказ. Это отличная возможность сэкономить еще больше при покупке запчастей для вашего УАЗа. Просто выберите нужные детали, оформите заказ и введите промокод при оформлении покупки, чтобы получить скидку.

MetalPart — это надежный партнер для покупки деталей на УАЗ. У нас вы найдете все, что нужно для вашего автомобиля: от двигателя и трансмиссии до кузовных деталей и электрики. Мы гарантируем высокое качество товаров, удобство покупки и быструю доставку. Покупайте детали на УАЗ у нас и будьте уверены в надежности вашего автомобиля!

-11

MetalPart — российское производство деталей и узлов для автомобилей «УАЗ» и «ГАЗ» MetalPart – российская производственная компания, специализирующаяся на проектировании и производстве деталей и узлов для российских автомобилей «УАЗ» и «ГАЗ».  Мы гордимся продукцией MetalPart и приглашаем вас оценить ее качество вместе с нами!
1,8K подписчиков