Найти тему
Хозяюшка МарТа

Пенсионный стаж и Закон. Не стоит блуждать в трёх соснах.

Одна из причин, почему пенсионеры проигрывают суды, это неправильное прочтение законов. Особенно для подсчёта стажа.

Вот как у меня получилось с моим вторым иском, который я продула полностью? Читаю законы, и вижу - вот же оно, то, что касается меня, а пенсионный фонд не применяет! Непорядок, нарушение, надо исправлять, а исправлять они отказываются, пишут что-то в своё оправдание, и меня их оправдания не устраивают. И я в суд, шашкой махать. И только после того, как мне было отказано по всем моим исковым требованиям, я начала потихоньку читать законы не просто так, наскоком, не связывая одно с другим, а вдумчиво, анализируя каждый пункт статьи, привязывая его к тому, что сказано в других статьях, обязательно проходя по ссылкам, если они есть в конкретном пункте. И только тогда начала складываться полноценная картинка о том, как применяется та или иная норма закона.

Мне много звонят те из моих подписчиков. которые внимательно читают ВСЁ, что я пишу. Благодарят, что им это очень помогло и они выиграли иски. Но понимаете, вот такие подписчики читают мои статьи не через слово, а каждую статью до конца, а потом читают непосредственно закон, чтобы понять, о чем же я написала. Прочитать какую-то статью закона кусочком, это значит, не понять, а как она применяется, а потом проиграть вчистую.

Сегодня я хочу начать Вам показывать, как читается закон, И связано это ещё и с тем, что зачастую суды первой инстанции сами не понимают, что в пенсионных законах написано, и откуда что взялось.

Начнём с самого простого. Возраст и условия назначения пенсии на общих основаниях.

Коллаж автора
Коллаж автора

Сегодня это статья 8 закона 400-ФЗ, в которой с 01.01.2019 года закреплён возраст назначения пенсии 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Если мы внимательно посмотрим на то, что есть в этой статье, то увидим, что помимо вот этого общего возраста, там есть основания для назначения пенсии лицам, замещающим государственные должности РФ (ч.1 п. 1.1) и досрочное назначение пенсии в случае наличия длительного - 37 лет для женщин и 42 года для мужчин - страхового стажа (ч.1 п. 1.2). Во всех случаях необходим определённый ИПК, зависящий от года назначения пенсии в переходный период, который закончится в следующем году максимальным значением в 30 пенсионных коэффициентов, а также общий страховой стаж, который с 10 лет в 2019 году также постепенно поднялся до 15 лет в этом 2024 году.

Вопросов по тому, как же подсчитывается стаж, настолько много, что я просто уже устала на них отвечать.

Начнём со стажа, который необходим для назначения обычной страховой пенсии, то есть того, который сейчас необходим в размере 15 лет. Порядок подсчёта имеющегося стажа закреплён в пункте 8 статьи 13 закона 400-ФЗ. Такой стаж является стажем для права на назначение страховой пенсии. Не будет требуемой величины стажа, не будет назначения пенсии.

Для тех, кому пенсия назначается не по досрочному основанию, количество стажа, необходимого для назначении пенсии, определяется по тому году, когда человек достиг требуемого возраста.

Простой пример: женщина 1965 года рождения достигла возраста 55 лет (того, в котором раньше уже назначалась пенсия на общих основаниях) в 2020 году. Согласно Приложению 6 к закону в 2020 году прибавлялось 2 года. Однако, в соответствии с законом 350-ФЗ тем лицам, которым в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, определённого законом. То есть получаем, что её возраст выхода на пенсию - 56,5 лет. И если её день рождения пришёлся на первое полугодие, предположим, март, то днём, с которого пенсия может быть назначена, будет сентябрь следующего, 2021 года. А вот если день рождения приходится на второе полугодие, то такой день, после которого она может начать получать пенсию, придётся уже на первое полугодие 2022 года. И у таких вот двух женщин прибавление возраста будет одинаковым, а требования к минимальной величине ИПК и к стажу разными. Первой будет необходимо иметь ИПК=21,0 п.к. и стаж не менее 12 лет, а второй ИПК=23,4 п.к. и 13 лет стажа.

Требуемый стаж: ИПК:

2019 год - 10 лет 16,2

2020 год - 11 лет 18,6

2021 год - 12 лет 21,0

2022 год - 13 лет 23,4

2023 год - 14 лет 25,8

2024 год - 15 лет 28,2

и всем остальным, кому пенсия назначается после 01.01.2025 года требуется стажа уже не менее 15 лет и ИПК=30,0.

И скажу честно, поначалу я не совсем верно понимала то, как же считается возраст назначения пенсии.

Напишу для Вас, чтобы сами могли просчитать:

2019 год - прибавляется год и минусуется полгода. Получаем назначение пенсии во второй половине 2019 года тем, у кого день рождения до 1 июля 2019 года, и назначение пенсии в первой половине 2020 года тем, у кого день рождения с 01.07.2019 года. К первым требования не менее 10 лет стажа и ИПК=16,2, ко вторым уже 11 лет стажа и ИПК=18,6.

2020 год - прибавляется уже два года и минусуются полгода. Первое полугодие 2020 года имеет право на назначение пенсии во втором полугодии 2021 года при стаже не менее 12 лет и ИПК=21,0, а второе полугодие попадает на 2022 год с требованиями по стажу не менее 13 лет и ИПК=23,4

2021 год - тупо прибавляется 3 года, попадаем на 2024 год с требованиями по стажу 15 лет и ИПК=28,2

2022 год - плюс 4 года - 2026 год - 15 лет стажа и ИПК=30,0

Дальше, думаю, расписывать нет необходимости, потому что для всех остальных так и будет плюс пять лет, начиная с 2023 года, в котором Вам исполнится 55 и 60 лет, и ИПК не менее 30.

И Вы можете спросить, а остальные ИПК, например для 2023 года? Они как-то прошли мимо кассы! А это, дорогие мои, для досрочников. Но досрочники - разговор отдельный.

И вот тут как раз нужно поговорить о досрочниках, являющихся одновременно и досрочниками, и нет, то есть о тех, которые указаны именно в этой - 8 статье. О тех, у кого стаж 37 и 42 года. Я поначалу со всей убеждённостью считала, что днём их возникновения права является день приобретения именно вот этого стажа 37 и 42. И оказалась неправа. Если внимательно прочитать то, что написано в пункте 1.2, который определяет такое досрочное назначение пенсии, то внимательно глядя на ссылки, которые есть в этом пункте, начинаем понимать, что два года минусуются не от возраста выхода на пенсию других граждан в том году, когда этот стаж приобретён, а от того возраста, который определяется для этого конкретного человека законом в соответствии с Приложением 6. Получается, что раз пенсия должна быть назначена в 2024 году, поскольку ты мужчина и родился в 1961 году, или если ты - женщина 1966 года рождения, то твои минус два года "падают" на 2022 год. И если в 2022 году было написано заявление, а СФР отказал, то это уже повод обратиться в суд и признать решение незаконным и просить суд назначить пенсию с даты подачи заявления. Но опять же в том случае, если на этот самый 2022 год стаж в 37 и 42 года уже был приобретён. То есть, вне зависимости от того, приобретён ли длительный стаж в 2019, 2020, 2021 году. Поскольку назначение пенсии без оного падает на 2024 год, досрочно можно выйти на два года раньше именно от 2024 года, то есть в 2022 году.

И вот сейчас запомните, как отче наш: если назначение пенсии на общих основаниях, то стаж и ИПК определяются по году, когда Вам пенсия была бы назначена по требуемому законом возрасту. Не хватило, дорабатывайте, но эти значения для Вас остаются на той же отметке требований и уже не увеличиваются.

В отличие от досрочников. От тех досрочников, которым пенсия назначается по условиям статей 30 и 32. Для этих вот товарищей ИПК смотрится по тому году, когда они подали заявление на назначение пенсии. Даже, если они имели право на назначение пенсии на несколько лет раньше. И это опять же взаимосвязь непосредственно статей 30 и 32 с пунктом 3 статьи 35 закона 400-ФЗ. В котором именно об этом и говорится.

Предположим, мам ребенка-инвалида, воспитавшая его до 8 лет, по ч.1 п.1 статьи 32 имеет право на назначение пенсии в 50 лет. Требования к общему страховому стажу у неё вне зависимости от того года, когда она достигла этих 50 лет будут постоянными - не менее 15 лет. Не меньше, больше - пожалуйста! А вот требования к ИПК зависят от года, когда подано заявление. Как водится, наш доблестный орган пенсионного обеспечения, несмотря на прямое указание на то, что он должен информировать граждан об их пенсионных правах в полном объёме, всеми правдами и неправдами пытается наоборот, скрыть от нас правду о том, когда и на каком основании пенсия может быть назначена. Не предлагают написать заявление, рассказывая сказки о том, что чего-то там не хватает. И вот этой мамочке, предположим, исполнился полтинник в 2019 году. Требования к ИПК у неё в том, давно ушедшем 2019-м составляли всего 16,2 пенсионных коэффициентов. И вот по какой-то причине, ну, может быть и по незнанию, а может быть, и в связи с обманом её ушлой сотрудницей пенсионного фонда, рьяно заботящейся о том, чтобы пенсии назначались как можно реже и как можно меньше, мамочка эта случайно прочитала в интернете, что ей пенсия-то должна была быть назначена в 50 лет. А на дворе уже 2023 год. И требуется уже ИПК=25,8. А на 2019 год у неё был этот злосчастный ИПК=16,2. А больше она не работала, так как и так уже замучилась со своим ребенком, которому нужен постоянный уход. И пишет она заявление в 2023 году, и отказывают ей, так как даже с учетом того, что получился отложенный выход на пенсию на 3 года, и ИПК должен будет увеличиться в соответствии с ч. 15,17 статьи 15 на 16% (коэффициент повышения ИПК для досрочников за три года равен 1,16 в соответствии с Приложением 1 к закону 400-ФЗ), ИПК получается всего 16,2+16%=18,792 п.к. И всё! Накрылась её досрочная пенсия медным тазиком. Вот так приземлили досрочников!

И последнее, о чем обязательно нужно сказать в этой статье, это о том, какие периоды учитываются в стаже для права на назначение пенсии как для общего возраста, так и для тех, кому можно пойти на два года раньше.

Если мы с Вами говорим о тех, кому пенсия просто назначается по достижении требуемого законом возраста (на общих основаниях), то необходимый стаж считается по нормам пункта 8 статьи 13. То есть, в такой стаж для права периоды учитываются по законодательству, которое действовало в период их приобретения.

До 2002 года - это закон 340-1. И здесь стаж учитывается по статьям:

89 - работа,

90 - срочная служба в армии с учётом статьи 94 год за два, обычная служба в различных ведомствах, в том числе военных,

91 - учёба

92 - иные периоды(уходы за детьми, за инвалидами 1й группы, за детьми-инвалидами , временная нетрудоспособность, начавшаяся во время работы или вследствие получения 1й и 2й группы инвалидности, связанной с производством или проф. заболеванием, проживание с супругами-военнослужащими, получение пособия по безработице, пребывание под стражей сверх срока в случае пересмотра дела, проживание супругов граждан советских организаций, работающих за границей)

И обязательно применяются нормы статьи 94 о льготном подсчёте стажа. То есть срочная служба в армии год за два, северный стаж - год за полтора. Навигационный период или сезонная работа - как полный год, необоснованное привлечение к уголовной ответственности и содержание под стражей - год за три. Ну и, конечно, там есть ещё некоторые периоды, поэтому я рекомендую всё-таки читать не только мои статьи, но и законы, на которые я ссылаюсь.

А вот тем бедолагам, которые хотят выйти по статье же 8, но на два года раньше за длительный стаж, этот длительный стаж считается уже без всяких льгот, и включаются в него только периоды работы, больничных и срочной службы в армии и участия в СВО. Причем участие в СВО засчитывается в длительный стаж в двойном размере. И всё это конкретно указано уже в пункте 9 той же статьи 13.

И на основании всего, что я написала, давайте Вы не будете меня больше спрашивать, почему Вас не выпускают на пенсию на два года раньше, хотя в ИЛС указан стаж гораздо больше, чем 37 или 42 года. Да потому что посмотрите сами, и выкиньте периоды получения пособия по безработице, службы где бы то ни было (хоть в армии, хоть в милиции - потому что это не работа, а именно служба), периоды ухода за детьми (но вспоминайте и доказывайте, сколько фактически находились в отпуске по уходу за ребенком, а то СФР лупит полные 1,5 года), периоды ухода за лицами старше 80 лет или инвалидами. Потому что в общий стаж для права такие периоды включаются обязательно, и в ИЛС они подсчитаны именно для права на назначение пенсии на общих основаниях, а для досрочного выхода за длительный стаж они уже по закону не учитываются.

Вообще, на мой взгляд, это - глупость несусветная. Но, ребята, так написан закон, и не нам его переписывать. Нужно исполнять.

В следующей статье попробую разобрать по косточкам стаж для досрочного назначения пенсии, как считается, как складывается. И какие нормы СФР применяет незаконно.

Сегодня в стране траур. Поэтому не буду ничего желать. Ратую только за скорейшую победу над этой нечистью. Ваша Хозяюшка МарТа.