Найти тему
Tener_Hard

Обзор аниме Suzume no Tojimari («Судзумэ, закрывающая двери», «Suzume’s Door-Locking»)

Думаю, если большинство рядовых фанатов аниме спросить про то, как зовут их любимого режиссера, то они либо затруднятся ответить на подобный вопрос, ибо не помнят их имен и фамилий, либо назовут легендарного Хаяо Миядзаки, который вполне заслуженно уже многие годы является олицетворением аниме-культуры по всему миру. Миядзаки я тоже люблю и всячески уважаю, но все-таки любимым режиссером его не назову. Мне больше по душе работы еще одного титана японской аниме-индустрии – мастера романтики, поездов и нереально красивых небес Макото Синкая (Makoto Shinkai), который, кстати, тоже является поклонником Миядзаки. И текущий обзор я хочу посвятить последнему на момент написания обзора полнометражному фильму Макото Синкая с интригующим названием Suzume no Tojimari («Судзумэ, закрывающая двери», «Suzume’s Door-Locking»). Давайте попробуем разобраться, удалось ли мастеру удержать планку, которую в предыдущих работах он поднял очень высоко, или же что-то пошло не так.
Думаю, если большинство рядовых фанатов аниме спросить про то, как зовут их любимого режиссера, то они либо затруднятся ответить на подобный вопрос, ибо не помнят их имен и фамилий, либо назовут легендарного Хаяо Миядзаки, который вполне заслуженно уже многие годы является олицетворением аниме-культуры по всему миру. Миядзаки я тоже люблю и всячески уважаю, но все-таки любимым режиссером его не назову. Мне больше по душе работы еще одного титана японской аниме-индустрии – мастера романтики, поездов и нереально красивых небес Макото Синкая (Makoto Shinkai), который, кстати, тоже является поклонником Миядзаки. И текущий обзор я хочу посвятить последнему на момент написания обзора полнометражному фильму Макото Синкая с интригующим названием Suzume no Tojimari («Судзумэ, закрывающая двери», «Suzume’s Door-Locking»). Давайте попробуем разобраться, удалось ли мастеру удержать планку, которую в предыдущих работах он поднял очень высоко, или же что-то пошло не так.

Судзумэ, закрывающая двери – это полнометражный аниме-фильм, выпущенный студией CoMix Wave Films осенью 2022 года. В основу положен оригинальный сценарий, длительность фильма составила чуть более двух часов (122 минуты). В качестве режиссера, как не трудно догадаться, выступил Макото Синкай, помимо него над фильмом работали многие другие сотрудники CoMix Wave Films, приложившие руку к предыдущим работам мастера. 

События фильма начинаются на небольшом рыбацком японском острове, где старшеклассница Судзумэ Ивато (Suzume Iwato) живет вдвоем со своей тетей Тамаки Ивато (Tamaki Iwato). Однажды во время поездки на велосипеде по пути в родную школу, она встречает прекрасного незнакомца Соту Мунаката (Souta Munakata), который спрашивает ее о расположении руин, расположенных близ города. Судзумэ подсказывает ему направление, а затем решает сама туда сходить, ведь интересно же, зачем такому красавцу понадобилось ходить в заброшенный район. Там она находит таинственную дверь, рядом с которой лежит странный каменный идол, который, попав в руки к Судзумэ, превращается в белую кошку, не преминувшую по-быстрому сбежать. Так Судзумэ, сама того не зная, запустила цепь опасных событий, ведь идол на самом деле охранял двери по всей Японии от вторжения опасного гигантского червя, вызывающего разрушительные землетрясения. Теперь ей предстоит вместе с Сотой путешествовать по Японии, чтобы поймать кошку-идола, получившую имя Дайдзин (Daijin), и поместить ее на положенное место, параллельно закрывая открывающиеся тут и там двери в параллельный мир, чтобы не допустить массовых разрушений и гибели невинных жителей в результате землетрясений. Так простая школьница стала Судзумэ, закрывающей двери…

Итак, главной героиней фильма является обычная старшеклассница Судзумэ Ивато (Suzume Iwato), которая ввиду стечения обстоятельств вынуждена спасать мир. У меня она вызвала двоякое впечатление. С одной стороны, мне импонируют уверенные в себе протагонисты, которые в нужный момент готовы отбросить любые страхи и взяться за дело без лишних разговоров. Особенно, когда шансы на успех ничтожно малы. В этом плане Судзумэ реально классная. С другой стороны, она ну уж очень похожа на героинь его предыдущих работ – на Хину из Дитя погоды, и в особенности на Мицуху из Твоего имени, причем не только характером, но даже внешностью. Лично мне хотелось бы увидеть чуть более уникального протагониста, возможно даже мужского пола. Но на самом деле это вкусовщина – если быть объективным, то Судзумэ отлично справляется со своей ролью, и прекрасно вписывается в рассказываемую историю. Мне было интересно за ней наблюдать, и ближе к концу фильма я начал ей сопереживать.

Первое, что мне бросилось в глаза при просмотре, это нестандартное для фильмов Синкая построение сюжета с точки зрения частой смены локаций, в которых происходят события фильма. Обычно он отдает предпочтение четко ограниченным локациям, в которых происходит действие всего фильма, будь то город, деревня или сад, однако в Судзумэ, закрывающая двери Синкай решил использовать не свойственный ему формат road—movie, то есть дорожного кино, большая часть действия которого разворачивается в дороге, в условиях постоянной смены места действия. Это позволило ему показать Японию во всей ее многогранной красоте – персонажи тайтла постепенно перемещаются от маленькой островной деревни, расположенной на юге Японии, по направлению на северо-восток, к гигантскому Токио, а затем возвращаются обратно. При этом они путешествуют по реальным местам, которые в разные пострадали от природных катаклизмов, будь то цунами или землетрясения. Макото Синкай очень любит играть на контрастах для того, чтобы подчеркнуть многоликость родной страны – так он делал и в Твоем имени, так он поступил и в Судзумэ, закрывающая двери. Ведь Япония – это действительно страна контрастов, где в бешеный, но нереально интересный коктейль смешиваются традиции и технологии, религия и повседневность, Восток и Запад, прошлое и будущее, и последние работы Синкая пронизаны любовью к этому многообразию. И это прекрасно!

При этом герои фильма успевают перепробовать все традиционные для Японии виды транспорта (кроме, пожалуй, самолетов). Тут вам и паром, зачастую являющийся единственным доступным средством перемещения для островных жителей; и обычные автомобили, которыми могут похвастаться далеко не все жители ввиду их дороговизны и малой жилой площади; и более доступные мотоциклы и скутеры, с которыми справится даже школьник; и быстрые синкансены, позволяющие пересекать огромные расстояния; и более медленные междугородние электрички и поезда, столь любимые Синкаем, ведь нет ни единой работы, где бы он их не нарисовал; и поезда метро, рассекающие пространство под Токио; и, конечно же, велосипеды, которыми активно пользуются многие жители Японии. В каждом из этих видов транспорта есть своя атмосфера и романтика, и, как мне кажется, у каждого зрителя есть свои приятные воспоминания, связанные с ними. Лично у меня Судзумэ, закрывающая двери с этой точки зрения вызвало сильное чувство ностальгии.

Как и в других работах Синкая, в Судзумэ, закрывающая двери было использовано обширное жанровое разнообразие, что позволило максимизировать спектр вызываемых у зрителя эмоций. Тут вам и неплохая, ненавязчивая комедия – от сцены, где кабриолет съезжает с трассы, я ржал, как идиот. И повседневность, продемонстрированная через совместное времяпрепровождение Судзумэ и встреченных ею на пути новых друзей. И разнообразная драма, которая преподносится и посредством взаимоотношений Судзумэ с тетей, и воспоминаний Судзумэ о матери, и отношений Судзумэ с Сотой и его нелегкой судьбой – погрустить и поразмыслить тут будет над чем. Ведь по сути, Судзумэ, закрывающая двери — это история исцеления Судзумэ от психологической травмы, полученной в детстве, и во время своего путешествия она постепенно начинает находить новый смысл жизни. Так что драма тут действительно разнообразная и многоуровневая. И типичная для Синкая романтика, которая является неотъемлемой частью его тайтлов, но про нее мы поговорим чуть позже. И фантастическая составляющая, связанная с идеей червей, вызывающих землетрясения, и специальных людей, закрывающих двери в иной мир. И даже очень неплохой экшн со сражениями и котиками тут присутствует. В общем, зритель успевает прочувствовать на себе широкий спектр эмоций, и это всего за каких-то два часа – о чем еще можно мечтать?

Теперь же давайте попробуем рассмотреть недостатки фильма, среди которых я могу отметить относительную простоту сюжета, предсказуемость истории и форсированную романтику. Предсказуемость сюжета особо комментировать, думаю, не имеет смысла – он и так должен быть понятен всем посмотревшим тайтл. Если в других работах Синкая ты до конца не знаешь, какая судьба ждет главных героев, и в напряжении ждешь развязки, то в Судзумэ, закрывающая двери все становится очевидно достаточно рано. Не скажу, что это испортило мне впечатление от просмотра, но эффекта интриги ближе к концу я уже не испытывал. Относительная же сюжетная простота может восприниматься по-разному, но такой уж формат road—movie, что герои большую часть времени перемещаются из точки А в точку Б, и с этим ничего не поделаешь. Да и есть в этом определенная прелесть.