Больше 10 лет прошло с момента, как Челябинский городской суд отправил жестокого убийцу на пожизненное заключение. Андрея Мелюха — он же «Кирпичный маньяк», или «Челябинский Раскольников», — боялись все пенсионеры города. В свои 25 лет ранее судимый преступник за копейки в кошельках стариков отправил 10 человек на тот свет. Подробнее о деле одного из убийц 90-х в материале aif.ru.
Первые жертвы выжили
16 сентября 2001 года. Пожилая женщина с трудом поднималась по лестнице к порогу своей квартиры. На часах тогда было около 9 утра. Она только что прошлась по рынку и купила немного продуктов. Помочь 80-летней пенсионерке некому — её взрослые дети давно живут в других городах. Ей приходилось рассчитывать только на себя.
Каждые пять ступенек — остановка на отдых. Тяжело. Сил нет, да и в руках — пакеты. Через пару минут внизу хлопнула входная дверь. Звук чьих-то торопливых шагов эхом раздается по этажам. Наверное, молодёжь торопится куда-то. Она отодвинула пакеты к стене и прижалась, чтобы найти ключи от квартиры. 9 ступенек отделяли женщину от ее квартиры. Но кто же знал, что пройти их ей было не суждено...
В этот день в дежурную часть Челябинска около 10 утра поступил сигнал о нападении на пожилую женщину. Прибывшие на место оперативники установили, что 80-летняя Анна Балакина, возвращаясь с рынка, остановилась на лестничной площадке. В сумке старушка искала ключи. Как вдруг сзади на нее напал неизвестный.
«Когда я очнулась, лежу на полу. И лужа крови из головы, и я вся в крови. Вот у меня здесь (на лбу — прим. ред.) шрамы. Я начала вставать и не смогла. У меня закружилась голова и темнело в глазах. Я падаю снова», — рассказывала тогда пострадавшая журналистам телеканала «Че!».
Как оказалось, неизвестный сильно ударил ее чем-то тяжёлым по голове. Украл оставшиеся 400 рублей из кошелька и пакет с продуктами. Это все, на что могла рассчитывать женщина до следующий пенсии. Позже выяснится, что злоумышленник выбрал своим орудием кирпич.
Тогда следователи не смогли поймать нападавшего. В подъезде не было ни свидетелей, ни следов преступника. Зацепиться было просто не за что...
Но уже через три дня в том же районе города, в подъезде, неизвестный напал на 70-летнюю Нину Бучельникову. Он забрал у пенсионерки лишь проездной — большего в сумке женщины не оказалось. Но за это она расплатилась переломами костей и сильнейшим сотрясением мозга.
«Что у меня брать-то! Вы представляете? У меня пустая сумка, — плача, говорила Нина Бучельникова. — На сберкнижке 20 рублей и 50, которые лежали, он забрал».
Смерть за кило яблок
За неделю преступник ограбил ещё трех пожилых женщин. Все, как одна, получали тяжёлый удар по голове и лежали без сознания. Эти дела полицейские отрабатывали как несчастные случаи, мол, пенсионерки спотыкались, падали и теряли частично память. Ведь ни особых примет, ни свидетелей так и не было ни в одном из эпизодов. Но в том же сентябре 2001 года в милицию поступил еще один сигнал о разбое.
Новой жертвой стала 76-летняя Ирина Круглова. Женщина получила сильный удар по затылку и упала в обморок. Только в сознание она так и не пришла. Нашедшие пенсионерку соседи вызвали скорую, Круглову отправили в реанимацию. Врачи несколько дней боролись за ее жизнь, но так и не смогли спасти пострадавшую. Ирина скончалась на больничной койке.
После этого случая убийства пошли чередой. То неизвестный убьёт одним ударом за килограмм яблок, то за сумку с продуктами и 140 рублей. Везде один и тот же почерк — подъезд, удар тяжёлым предметом по голове, кража денег, и никаких очевидцев. Сотрудники правоохранительных органов предполагали, что виновными могли быть и бомжи, и алкоголики, и местные наркоманы. Но случай октября 2001 года наконец-то дал зацепку.
Одной из погибших от рук «Кирпичного маньяка», как стали называть злоумышленника, нападавшего на старушек, стала Раиса Бузуева — мать заместителя начальника областного УВД.
После этого случая в городе началась масштабная операция. Задержали всех, кто был недавно освобождён из тюрьмы. Снимали отпечатки пальцев, делали фото и вели слежку за каждым из возможных подозреваемых. Эта операция хоть и не дала никаких результатов, зато следствие выяснило, что виноваты не маргиналы и не бывшие зэки.
«Это не местный»
Так преступник орудовал на протяжении полугода. За это время он совершил более 20 тяжких преступлений, 10 из которых — убийства. Но очередное нападение на 70-летнюю Надежду Елизарову стало решающим в его судьбе.
«Мне показалось, что мужчина, напавший на меня, был одет в такую пятнистую форму, какую носят военные. Когда он поднимался по лестнице, я начала поворачиваться, чтобы его пропустить. И вот тогда и заметила на нем эту одежду», — сказала в показаниях Елизарова.
Эти слова стали важной зацепкой для следователей. Тогда в городе начали новую операцию и следили за всеми мужчинами в камуфляжной одежде.
«Стали анализировать и постепенно пришли к выводу, что преступник — это человек приезжий. Потому что или недалеко от вокзала преступления совершались, или по пути общественного транспорта», — рассказывал для передачи «Вне закона» Александр Ермолаев, следователь по особо тяжким делам прокуратуры Челябинской области.
Так, 8 февраля 2002 года правоохранители сфокусировали внимание на одном из мужчин. Неизвестный приехал на вокзал из области в Челябинск, был в «камуфляже» и курсировал по рынку, наблюдая за пожилыми дамами. Позже он увязался за одной из посетительниц базара. Зайдя следом за ней в подъезд, он ударил ее по голове и вырвал сумку. Но в этот раз 75-летняя Павла Шлыкова оказалась не из робкого десятка. Она устояла на ногах и побежала за преступником, громко крича о помощи. Тут-то правоохранители и поймали злодея с поличным.
«Организация работы и само исполнение были похожи на крупномасштабную боевую операцию. Было задействовано оперативного состава, сыщиков ежедневно 400 человек. И для их обеспечения и прикрытия ещё 3000 тысячи человек ежедневно», — доложил следователь Виктор Лесняк.
Молодой да ранний
Серийным убийцей оказался 25-летний Андрей Мелюх. Уроженец села Канашево Челябинской области. Молодой человек родился в неблагополучной семье: отец — неоднократно судим за имущественные преступления, а мать страдала алкогольной зависимостью. Рос и взрослел Мелюх в интернате.
Через несколько лет после выпуска он впервые напал на пенсионерку. Как оказалось, 19-летний Андрей на тот момент пытался финансово помочь престарелому отцу и невесте с двумя детьми от первого брака. Тогда его поймали и отправили в тюрьму на 3 года.
Выйдя на свободу, наладить жизнь оказалось непросто. А стараться не хотелось. Возлюбленная уже упорхнула к другому, на хорошую работу не брали, жить было не на что. Решил промышлять разбоем. Так парень почти полгода терроризировал пенсионеров Челябинска, пока его не поймали с поличным.
На допросе Мелюх признался во всех преступлениях. Говорил уверенно, думал, что терять уже нечего. Но как только заговорили о пожизненном заключении, Андрей отказался от сказанных слов.
«Я взял 4 эпизода, от остальных отказался. Хотя и не хотел даже менять показания. Я не думал даже, что все так произойдёт. Я о пожизненном сроке вообще даже... У меня даже в голове такого не было, чтоб пожизненный срок», — рассказал сам Мелюх в одном из своих интервью.
Но суд был непреклонен. Собранных доказательств было более чем достаточно, чтобы подтвердить обвинение. 14 ноября 2002 года Андрея Мелюха приговорили к пожизненному лишению свободы и денежной компенсации выжившим потерпевшим, а также родственникам погибших. Отбывать наказание Мелюх уехал в исправительную колонию общего режима «Чёрный дельфин».
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ