Solium Infernum– одна из тех редких игр, которые совмещают глубину с простотой освоения. Базовое обучение несколько ходов ведёт за ручку и доходчиво показывает, как игра работает, а потом отправляет в свободное плавание, в котором игрок одержит лёгкую победу. Попытка сыграть партию против ботов тоже не должна вызвать проблем. Есть ещё восемь сценариев с особыми условиями, но и они подходят лишь для углублённого изучения игровых механик. Нет, вся соль этой игры кроется в мультиплеере, но вот там она раскрывается во всей красе.
Смысл игры прост: владыка Ада повержен, адский престол пустует, а демонические бюрократы всё никак не могут избрать нового повелителя. Ну и игроку в лице одного из восьми претендентов предлагается доказать, что он – самый достойный выбор на эту роль. После настройки размера карты, количества игроков и продолжительности партии (при базовых параметрах она длится примерно 55 ходов) игрок выбирает архидемона. И тут стоит сказать, что Solium Infernum– это ремейк одноименной игры 2009-го года. Поиграть мне в неё не удалось, в STEAM-е она не продаётся, все мои знания о ней ограничиваются прочтением Дуэльного Клуба в журнале ЛКИ. Но этого достаточно, чтобы найти изменения в ремейке: в базовой игре архидемон создавался игроком, а в ремейке только восьмёрка готовых. У каждого из архидемонов есть свой фиксированный стартовый легион, цитадель, характеристики и какая-то особая механика: кто-то призывает зомби, другой развязывает вражду между игроками, третий заключает взаимовыгодное торговое соглашение. Совсем уж без кастомизации не обошлось: у игроков есть три ячейки под реликвии, при этом чем сильнее реликвия, тем больше ячеек она занимает. Кроме базовых прибавок к характеристикам архидемона или его стартового легиона, есть реликвии, способные серьёзно так упростить начальный этап игры или обеспечить победу чужими руками.
После старта игры игроки оказываются на небольшой зацикленной (есть двигать камеру в одну из сторон, то скоро вернёшься в исходную точку) гексагональной карте. Кроме цитаделей и легионов игроков, на карте присутствуют нейтральные Места Силы (и их захват станет основной задачей на старте, некоторые просто каждый ход дают местные очки победы – Престиж, а другие обладают дополнительными свойствами) и Пандемониум – столица Ада. И тут сразу заметны две особенности игры: она пошаговая, игроки одновременно отдают приказы, а потом уже игра по очереди их реализует (сначала первые приказы всех игроков, потом вторые и так далее, порядок ходов задан заранее, но по ходу партии он может меняться), и ограниченное количество этих приказов. По умолчанию игрок ограничен (но одна особо мощная реликвия даёт третий) только двумя. Передвинуть легион или попытаться захватить Место Силы, собрать дань, использовать магию, совершить дипломатическое действие или даже купить что-то на базаре (который тут больше похож на аукцион)– на все эти действия тратятся ячейки приказов. А получить новые приказы можно, повысив любую характеристику до четырёх единиц (из максимальных шести), а так же если повезёт и на базаре появится соответствующий артефакт. А чтобы повышать характеристики, нужны ресурсы, а сбор ресурсов (или вымогательство их у других архидемонов) – это тоже приказ. А потому в игре очень важно грамотно планировать свои действия. Когда количество приказов вырастет до максимальных шести, жить станет намного лучше и веселее.
Есть четыре вида ресурсов: Души, Кровь, Пламя и Тьма. Сфера применения у них одинакова: покупки на базаре, использование заклинаний и повышение характеристик. Время от времени вам их дарит Конклав, но это самый ненадёжный способ их добычи: проще или отправить своих подданных собирать подношения, украсть или потребовать дань у других архидемонов. При этом ресурсы – это не абстрактные единицы, в казну поступают жетоны разного номинала. Послали вы подданных собирать дань и они принесли три жетона, из которых выбрать вы можете только два (это стандартные условия на старте игры): 2 Души, 3 Крови и 1-1 Тьмы и Пламени (один жетон может содержать в себе несколько видов ресурсов). И если для оплаты нужна одна Душа, а у вас только жетоны по две, то, увы, придётся вам переплачивать или отказываться от покупки. С другой стороны, базар работает как аукцион, и за товар разрешается заплатить больше, чтобы гарантированно получить его, если кто-то тоже попробует его купить одновременно с вами.Жетоны можно объединять друг с другом, вплоть до номинала в девять единиц каждого ресурса (и это тоже требует ячейки приказа). Для чего это нужно? А потому, что для всех операций можно использовать ограниченное число жетонов, в которое не всегда удается уложиться. Будь у вас хоть двадцать жетонов Душ по единице, купить предмет за двенадцать Душ не получится. А ещё есть ограничение на количество жетонов в казне, можно дойти до того, что жетоны будет негде хранить.
Характеристик у архидемонов пять: Гнев, Обман, Прорицание, Разрушение и Харизма, на их повышение тратится определённое количество ресурсов (и это тоже приказ). Гнев повышает максимальное количество легионов, которые могут быть у игрока под контролем, даёт кое-какие поддерживающие армию заклинания (в игре они называются ритуалами), а так же позволяет прикреплять к легионам одноразовые стратагемы, способные при развитом Гневе переломить ход боя в нужную сторону. Обман нацелен на разные хитрые пакости: тут и воровство жетонов дани, и ложные приказы вражеским легионам, и переманивание легионов и преторов (совмещают в себе роль командующих и дуэлянтов, в других играх обычно зовутся героями) на свою сторону. А ещё развитый Обман позволяет использовать самые зловредные заклинания и сваливать ответственность на кого-то другого. Прорицание не только повышает число творимых за ход заклинаний (по умолчанию доступна только одна ячейка), но и даёт возможность защищаться от вражеских (ещё один способ защиты – развитие той же характеристики, которую против вас использует враг, т.е. для борьбы с ритуалами Обмана нужно развить Обман), а так же позволяет много интересного узнать о противнике, вплоть до знания того, какие реликвии он взял на старте. Разрушение отвечает за боевые заклинания вроде ослабления и нанесения прямого урона противнику. Можно ещё сжигать вражеские ресурсы и убивать вражеских преторов, но… такая же возможность есть и в ветке Обмана , только там ресурсы и претор передаются вам, а не просто сгорают. С другой стороны, от Разрушения защищаются реже, чем от Обмана…. А, ну и коронное заклинание этой ветки, доступное на шестом уровне – уменьшение количества вражеских приказов сразу на три вплоть до одного. Так что если и развивать эту ветку, то только до конца. Харизма открывает доступ к закрытой части базара, где ассортимент меняется после каждой покупки, позволяет играть от дипломатии, подкупать судей во время поединков преторов, а при максимальном развитии – сжигать ресурсы в обмен на Престиж.
Собственно Престиж – это тоже в некотором смысле ресурс. Он не только показывает вашу близость к победе, но и тратится на разные действия. Самое первое, на что стоит его потратить – на поднятие ранга. Рангов четыре, каждый последующий повышает количество и качество жетонов дани, а так же придаёт дополнительный вес голосу игрока на голосованиях, что время от времени проводятся Конклавом. Любое дипломатическое действие, будь то требование дани, оскорбление (дипломатия тут обычно со знаком минус) или что-то ещё требует ставки Престижа. Оскорбили противника, и он оскорбление принял – ставка вернулась, да ещё и с процентами, а принявший оскорбление Престиж потерял. Или же соперник может объявить вам вендетту (если же игрок требует дань и получает отказ, то решение о вендетте принимает он, а не соперник). Открытая война между архидемона не одобряется Конклавом, поэтому при объявлении вендетты целью избирается уничтожение легионов, захват Мест Силы или просто определённого количества вражеских гексов. Чем больше целей и меньше времени на их выполнение указали, тем больше Престижа получите в случае успеха. Как альтернатива, можно вызвать вражеского претора на дуэль.
В игре есть много способов получения Престижа: успешное завершение вендетты, захват Мест Силы, даже количество занятых гексов в финале подсчитают и дадут небольшой бонус к Престижу. Можно сжигать ресурсы, можно поддерживать заклинания (некоторые заклинания действуют столько, сколько игрок пожелает, лишь бы были на это ресурсы), которые будут давать Престиж просто за то, что кто-то из игроков использует дипломатические действия. Ещё есть интриги: игрок может потратить приказ на получение на следующем ходу списка заданий на выбор, будь то захват конкретного Места Силы, совершение трёх любых ритуалов или что-то более сложное. При этом о взятии задания можно объявить в открытую (и за его выполнение дадут больше Престижа) или же утаить – тогда награда будет скромнее, но противники узнают о ней только почти в самом конце. Способов получения Престижа много, и во многом они определяет стратегию.
Дуэль преторов устроена по принципу игры «Камень, ножницы, бумага»: у каждого претора есть несколько приёмов одного из трёх типов с определённым значением, при этом череп бьёт сферу, сфера бьёт змею, а змея бьёт череп. У каждого приёма могут быть дополнительные свойства (например, претор выживает в случае поражения), так жев зачёт идёт уровень претора, который растёт при победах, плюс можно сжульничать и подкупить судью. Честно скажу, система не очень прозрачная, и хоть игра и показывает, что помогло претору победить на дуэли, к результатам все равно остаются вопросы.
Боевая система работает лучше: у каждого легиона есть запас здоровья и три боевых показателя: дальний, ближний и адский бой. В этом порядке они сравниваются, и проигравшему легиону (или кто там сражается?) наносится урон, равный разнице в показателе. Таким образом, легионы с упором на дальний бой кажутся наиболее перспективными: они могут убить врага ещё на первом этапе, до того, как начнётся сравнение показателей ближнего боя. Но не всё так просто: за несколько успешных побед легионы получают повышение и им позволяется выбрать бонус к характеристикам, рядом стоящие легионы усиливают друг друга, на некоторых типах местности тот или иной этап боя пропускается, к каждому легиону можно прикрепить одного претора и несколько артефактов или стратагем (количество ячеек зависит от уровня легиона), да и у самих легионов бывают особенности. Вот отправили вы в бой легион с высоким показателем дальнего боя, а оказалось, что противник прикрепил к своему претора со свойством «дальний бой проводится последним» и ваш легион был уничтожен в ближнем бою.
В этой игре никогда нив чём нельзя быть уверенным на 100%. Каждый ход по кругу от игрока к игроку передаётся титул Регента – все его приказы выполняются раньше предыдущих игроков, а так же он получает карту события, которую может разыграть до следующего регентства. Собрались вы использовать какое-то мощное заклинание, а регент возьми и разыграй карту, запрещающую 5 ходов применять заклинания. Или с небес спустится ангел и начнёт вырезать легионы, или ещё какая-то гадость случится. После пятидесяти ходов (при базовой продолжительности партии) Конклав начнёт выбирать победителя и раскроет все скрытые источники Престижа типа выполненных интриг. И голосование длится по моему опыту от 5 до 10 ходов. Вы лидируете по Престижу и уже предчувствуете победу? Не тут-то было: кто-то из игроков может попытаться захватить Пандемониум и прервать голосование. Да, он станет врагом всем остальным архидемонам, но и сам получит право атаковать вражеские цитадели и окончательно вывести врагов из игры, а если ему удастся в течении пяти ходов удержать и Пандемониум, и свою цитадель, то и вовсе объявится победителем. Или вот уже пошёл финальный ролик, игра поздравляет вас с победой, но тут: «Извините, ошибочка вышла, настоящий победитель не вы!». А просто противник на старте выбрал трёх слотовую реликвию, позволяющую сделать в первые десять ходов ставку на любого из игроков и украсть у него победу на выборах, если такое случится. При том, что игра спокойная и пошаговая, страсти в ней кипят нешуточные, особенно при игре с друзьями.
Редкий случай игры, когда мне не хочется к ней придираться. Она не может похвастаться передовой графикой, но за редким исключением обладает приятным художественным оформлением. Партии не отнимают много времени, можно успеть за два-три часа. Её легко освоить, но сложно побеждать. Жаль, но для многих игроков Solium Infernum прошла незамеченной, а ведь она, не побоюсь этого слова, яркий претендент на стратегию года. В общем, пропускать не советую, особенно если есть готовые сыграть с вами друзья.
До встречи!