Найти тему
Порцелиновый фан

Скворцов Алексей Александрович (1891-1977). Вседержитель ЛФЗ.

Здравствуйте, друзья! Многие художники ЛФЗ прошлых лет достойны эпитетов "мастеровитый", "уникальный", "великолепный", "непревзойдённый" и т.д. Но применительно к Алексею Александровичу Скворцову даже их не хватает, чтобы оценить все его таланты, его влияние на развитие, на построение того знаменитого ЛФЗ, каким он предстал к началу 1970-х годов - периоду своего фурора и блеска, на становление всех "уникальных" и "великолепных", статьи о творчестве которых в более-менее приемлемом виде к сему времени вышли на данном канале.

Об оформлении фарфоровых изделий, о вариантах декора, во всяком случае, в его классическом исполнении, он знал практически всё. Его биография достойна рубрик "Дореволюционный фарфор ИФЗ начала XX-го века", "Агитационный фарфор конца 1910-х - начала 1920-х гг.", "Фарфор первых пятилеток". А под рубрикой "Фарфор в эстетике СТАЛИНСКОГО АМПИРА" статья об А.А Скворцове, вообще, вышла бы под первым номером.

Родился он в семье живописца Императорского фарфорового завода А. В. Скворцова, с детства проявлял интерес к рисованию. С 1901-го года обучался в художественной школе при ИФЗ, и в вечерних классах училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. В 1909 г. переведен в живописную мастерскую ИФЗ. Специализировался на фигурной муфельной живописи. Участвовал в росписи серии "военных" тарелок по акварелям В.В. Мазуровского. По "военным" тарелкам на канале в своё время вышла отдельная статья (см. здесь https://dzen.ru/a/Y1ZThsr8T3mKmSz5). "Военные" тарелки - это не русское выдумка, однако такой вид декора прижился в России и был востребован, особенно со времён правления Николая I и далее. Тарелки расписывали изображениями военных конкретных подразделений, с точнейшими деталями в мундире, оружии, оснастке и т.д., и дарили лучшим офицерам данных подразделений при их выходе в отставку. Такой достойный обычай просуществовал вплоть до Октябрьской революции 1917-го года.

Тарелка "военная" с изображением Полевого Жандармского эскадрона 1983-го года. 1916. Автор рисунка декора по борту Вильде Р.Ф. Исполнитель росписи Скворцов А.А (по рисунку В.В. Мазуровского). Фарфор, травление, позолота, роспись надглазурная полихромная. Размеры: 3,3х24,2 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Тарелка "военная" с изображением Полевого Жандармского эскадрона 1983-го года. 1916. Автор рисунка декора по борту Вильде Р.Ф. Исполнитель росписи Скворцов А.А (по рисунку В.В. Мазуровского). Фарфор, травление, позолота, роспись надглазурная полихромная. Размеры: 3,3х24,2 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

На ИФЗ ему доверяли также роспись ваз и иных уникальных изделий (например, пасхальные яйца), поскольку он был отличным копиистом.

Ваза с росписью в медальоне: "Венера на колеснице, запряженной амурами с факелами". 1913. Автор росписи Скворцов А.А. Фарфор, бронза, рельеф, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка, золочение (бронзы). Высота 38,8 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Ваза с росписью в медальоне: "Венера на колеснице, запряженной амурами с факелами". 1913. Автор росписи Скворцов А.А. Фарфор, бронза, рельеф, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка, золочение (бронзы). Высота 38,8 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Яйцо пасхальное с изображениями святых: Николая Архиепископа Мир Ликийских, царицы Александры, кн. Владимира, кн. Ольги, князей Бориса и Глеба, кн. Александра Невского, кн. Михаила Черниговского, московского царевича Дмитрия. Начало XX-го века. Автор росписи Скворцов А.А., автор эскиза Красновский П.И. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, роспись полихромными эмалями, позолота, цировка. Высота 29,3 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Яйцо пасхальное с изображениями святых: Николая Архиепископа Мир Ликийских, царицы Александры, кн. Владимира, кн. Ольги, князей Бориса и Глеба, кн. Александра Невского, кн. Михаила Черниговского, московского царевича Дмитрия. Начало XX-го века. Автор росписи Скворцов А.А., автор эскиза Красновский П.И. Фарфор, лепка, роспись надглазурная полихромная, роспись полихромными эмалями, позолота, цировка. Высота 29,3 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

В 1914 г. было исполнено по меньшей мере два яйца с копией картины "Иисус Христос, благословляющий детей" с разными декоративными поясами. Оригинал создан Неффом в 1864 г. для малого иконостаса придела Св. Екатерины Исаакиевского собора, где был осуществлен в мозаике. Живописное полотно в 1870 г. передано домовой церкви Св. Екатерины в Академии художеств, и находилось там вплоть до ликвидации церкви в 1929 г. Нынешнее местонахождение картины неизвестно.

Яйцо пасхальное с копией картины Т.А. Неффа "Христос, благословляющий детей". 1914. Автор эскиза Красновский П.И. (рельефный декор), автор эскиза Вильде Р.Ф., исполнитель Скворцов А.А. Фарфор; резьба, рельеф, крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Высота 13,0 см.
Яйцо пасхальное с копией картины Т.А. Неффа "Христос, благословляющий детей". 1914. Автор эскиза Красновский П.И. (рельефный декор), автор эскиза Вильде Р.Ф., исполнитель Скворцов А.А. Фарфор; резьба, рельеф, крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Высота 13,0 см.

Скворцов пользовался особым уважением со стороны главы Живописной и Шлифовальной мастерских императорских Фарфорового и Стеклянного заводов Р.Ф. Вильде. Тот явно ему благоволил, раз в 1914-м году Указом императора Николая II А.А. Скворцов был награжден серебряной медалью на ленте ордена св. Станислава. Такие награды без начальственного представления не даются. О творчестве Р.Ф. Вильде на канале также вышла в своё время статья (см. здесь https://dzen.ru/a/ZBs2nO6DKmsHF8xa).

Расписывал он и скульптуры малой пластики. Например, такую - по модели К.А. Сомова.

"На камне". Модель 1906 (восстановлена в 1922). Автор модели Сомов К.А., автор росписи Скворцов А.А. Яркий образец АР-НУВО в скульптуре. Практически все творцы периода ДЕКАДАНСА принимали то, что ныне называется "запрещённые вещества", вели достаточно имморальный образ жизни, во многих их произведениях видна особая вычурность, жеманность, за которой стоит страсть к содомии (так опекаемая ныне либералами и глобалистами всех мастей). В данном случае речь не о А.А. Скворцове, а о К.А. Сомове.
"На камне". Модель 1906 (восстановлена в 1922). Автор модели Сомов К.А., автор росписи Скворцов А.А. Яркий образец АР-НУВО в скульптуре. Практически все творцы периода ДЕКАДАНСА принимали то, что ныне называется "запрещённые вещества", вели достаточно имморальный образ жизни, во многих их произведениях видна особая вычурность, жеманность, за которой стоит страсть к содомии (так опекаемая ныне либералами и глобалистами всех мастей). В данном случае речь не о А.А. Скворцове, а о К.А. Сомове.

В 1915-1921 года А.А. Скворцов на военной службе - служил рядовым в Тракторном отделе Военно-автомобильной школы в Петрограде. Надо сказать, что Мировая война в России отличалась в России практически тотальной мобилизацией всех мужчин, подчас излишней и ненужной. Так, под мобилизацию попали поэты С.А. Есенин и А.Н. Блок, исполнитель жанровых песен А.Н. Вертинский, и т.д.

Клуб тракторной мастерской в Костромской губернии. 17 (4 марта) 1918г. А.А. Скворцов - сидит, второй справа.
Клуб тракторной мастерской в Костромской губернии. 17 (4 марта) 1918г. А.А. Скворцов - сидит, второй справа.

В 1921 году вернулся уже на Государственный фарфоровый завод. Расписывал "агитационные" тарелки. Одновременно в 1921-1931 годах преподавал технику живописи по фарфору в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

Отдельно стоит упомянуть роспись фигурок для шахмат "Красные и белые" по моделям Н.Я. Данько. 1923. В представлении "Эрмитажа" указано, что этот комплект шахмат был преподнесён в дар М.И. Калинину. Но наличие в коллекции "Эрмитажа" аж трёх (!) белых королей в разных росписях наводит на мысль, что был изготовлен не единственный шахматный набор, а некая партия шахматных наборов, которые вручались в качестве подарка тем или иным партийным и военным начальникам, многих из которых не стало во время чисток 1937-1938 гг. И ещё - не представляю, как в эти шахматы вообще можно было играть? Если ты выиграл белыми фигурами, но проиграл красными, тебя же легко обвинить в пропаганде контрреволюции!

Ещё одна любопытная скульптура ГФЗ 1920-х - 1930-х гг. - фигура "Красный кавалерист. На ней стоит клеймо завода до 1936-го года - в виде серпа и молота и части шестерёнки, а также личная маркировка мастера "СА" ("Скворцов Алексей").

Когда на Фарфоровом заводе была учреждена Художественная лаборатория - абсолютно новое подразделение, где отборными художниками и скульпторами создавались образцы фасонов и росписей изделий из фарфора и модели статуэток, где художники имели право на эксперимент, а значит, и на творческую неудачу (как и удачу), её руководителем был назначен А.А. Скворцов, а главным художником - Н.М. Суетин.

1934. В центре сидит директор Фарфорового завода Ратуш Я.М. (в очках, скрестив руки). Слева от неко Н.Я. Данько. Справа - А.А. Скворцов.
1934. В центре сидит директор Фарфорового завода Ратуш Я.М. (в очках, скрестив руки). Слева от неко Н.Я. Данько. Справа - А.А. Скворцов.

Известно, что после Октябрьской революции жизнь Советских людей была сильно политизирована. В декор тех или иных предметов фарфора часто вставлялись портреты вождей - важных представителей власти. В этот период А.А. Скворцов взял на себя всю ответственность за качество таких портретов. Т.е. он лично их рисовал. Тем самым он спасал художников завода от необоснованных (или обоснованных - неважно!) обвинений со стороны власть предержащих в том, что они "испортили" портрет того или иного деятеля, как-то исказили его, шаржировали, тем самым издеваясь над политикой партии. За этим могли последовать очень серьёзные "оргвыводы", но авторство А.А. Скворцова снимал все вопросы. Портреты Алексея Александровича считались эталонными.

Кружка с портретом Луначарского. 1924. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".
Кружка с портретом Луначарского. 1924. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".
Тарелка на смерть В. И. Ленина. 1924. Автор и исполнитель Скворцов А.А.
Тарелка на смерть В. И. Ленина. 1924. Автор и исполнитель Скворцов А.А.
Ваза 1930-го года с портретом В.И. Ленина (с рисунка Альтмана Н.И. от 1920-го года) в медальоне с индустриальным декором. Высота 12,2 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".
Ваза 1930-го года с портретом В.И. Ленина (с рисунка Альтмана Н.И. от 1920-го года) в медальоне с индустриальным декором. Высота 12,2 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".

Во многих сервизах от разных художников ЛФЗ, где присутствуют портреты тех или иных вождей, портреты сделаны рукой А.А. Скворцова...

В 1935-м году, на Первой выставке ленинградских художников, была продемонстрирована совместная работа М.В. Лебедевой и А.А. Скворцова - ваза "Сталин" (по портрету И.И. Бродского). По окончании выставки она была преподнесена в дар вдове С.М. Кирова.

Ваза "Сталин". 1935.
Ваза "Сталин". 1935.

Авторитет его для работников завода - от формовщиков и копиистов до художников и скульпторов Художественной лаборатории - был абсолютным. На заводе за глаза все называли его "батя". Если разговор касался дела, характер он имел твёрдый, во всех же остальных случаях - лёгкий и даже весёлый. Он вёл шахматный кружок на заводе, а зимой ходил на каток, стараясь затащить туда и коллег. Это увлечение, конечно, шло от юности. До Первой Мировой Войны катание на коньках было чуть не поголовной забавой петербуржцев. Достаточно вспомнить петербуржца Н.А. Панина-Коломенкина, первого Олимпийского чемпиона от России, завоевавшего в 1908-м году "золото" в дисциплине "специальные фигуры" по фигурному катанию на коньках. Вот что писала в своих воспоминаниях Т.Н. Безпалова-Михалёва: "Я жила в доме на улице Правды, где рядом находился каток с духовым оркестром. Очень часто почти все товарищи вместе с заведующим художественной лабораторией А. А. Скворцовым являлись ко мне домой, и мы всей компанией отправлялись на каток, а потом чаевничать у самовара - ко мне домой. На катке А.А. Скворцов, будучи знатоком и любителем фигурного катания, выписывал перед нами замысловатые вензели на льду." Сам А.А. Скворцов всю жизнь прожил совсем недалеко от завода, и даже обедать ходил домой, а не в заводскую столовую.

Весной 1942-го года вместе с другими работниками фарфора был эвакуирован в г. Ирбит, но в дороге настолько ослаб, что в Рыбинске был снят с поезда и госпитализирован. Таковы были последствия первой блокадной зимы. Сёстры Данько, к примеру, этой дороги не пережили. Но он выкарабкался, весь 1943-й год проработал в Рыбинском авиационном техникуме, а в 1944-м году вернулся в Ленинград. В июне 1944-го на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР за выдающийся личный вклад в развитие искусства Советского фарфора и в связи с 200-летием завода А.А. Скворцов был награжден орденом Ленина.

После окончания Великой Отечественной войны наступило время создания многочисленных ваз, воспевающих Победу Советского народа в войне, Советскую Родину и её лучших представителей, военачальников, но прежде всего, вождя и генералиссимуса тов. И.В. Сталина. В этот период создаётся настоящий культ И.В. Сталина, причём этот культ шёл не только "сверху", как то было в 1930-е годы, но и поддерживался народом "снизу". После тоста "За русский народ" 1945-го года, после "реабилитации" имён великих русских полководцев прошлого в 1941-м году, в народе росли надежды на возрождение русской культуры, традиций, отмену гонений на Русскую Православную церковь. И отчасти они сбывались. Сталин был практик, не лишённый логики, во время Войны он прочувствовал, что сила национальной идеи может быть не менее сильной, чем интернациональная, и начал строить фактически ту же империю на русской основе.

В 1946-м году группа художников и специалистов Фарфорового завода под руководством Н.М. Суетина создали вазу "Победа", приуроченную к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Долгие годы ваза демонстрировалась в Третьяковской галерее. В настоящее время ваза находится в музее Победы на Поклонной горе в Москве.

В галерее ниже представлены ещё несколько ваз, в росписи которых А.А. Скворцов принимал самое непосредственное участие...

На новой (1948-го года), но всем мгновенно понравившейся форме "Амфорная" от скульптора Стрекавина А.А., А.А. Скворцов расписывает вазу "Суворов". 1950.

С 1950-го года А.А. Скворцова, можно сказать, понижают в должности: он работает старшим художником по подготовке кадров живописного цеха, передовая свои знания и опыт молодым. Алексей Александрович своим ученикам замечания делал спокойно, но уверенно. Если нарисованное на фарфоре ему не нравилось, он говорил: "Тряпочкой, надо тряпочкой..." - значит надо смыть скипидаром всё нарисованное, и начать на "белье" рисунок заново. Надо сказать, что подобные слова - всегда сильнейший удар по самолюбию любого таланта, и только тот, кто не сомневается в высочайшем авторитете наставника, может "проглотить" их с достоинством.

А.А. Скворцов и его ученики. 1951. Рядом со Скворцовым сидит человек, занявший его прежнее место - руководителя Художественной лаборатории - некто Цыганов. Т.Н. Безпалова-Михалёва в своих воспоминаниях дала этому деятелю настолько нелестную характеристику, что её лучше не приводить.
А.А. Скворцов и его ученики. 1951. Рядом со Скворцовым сидит человек, занявший его прежнее место - руководителя Художественной лаборатории - некто Цыганов. Т.Н. Безпалова-Михалёва в своих воспоминаниях дала этому деятелю настолько нелестную характеристику, что её лучше не приводить.

Но такая перестановка в должности никак не повлияла на его авторитет, и в 1954-м году была пышно отпразднована юбилейная дата - 50 лет его работы на Фарфоровом заводе. Даже ваза была изготовлена. Наконец-то не им, но в его честь.

Ваза в честь 50-летия работы на Фарфоровом заводе с изображением А.А. Скворцова.
Ваза в честь 50-летия работы на Фарфоровом заводе с изображением А.А. Скворцова.

Особенное празднество (так сказать, в кругу своих) произошло в Художественной лаборатории завода. Ему преподнесли торт вот в такой вот коробке. И немного дружеских шаржей. Рисовал И.И. Ризнич.

С 1962-го по 1972-й А. А. Скворцов занимает должность заместителям главного художника завода (как понимаю, созданную специально "под него"). В 1972-м уходит на заслуженный отдых.

Созданные А.А. Скворцовым работы можно встретить В "Эрмитаже", музее "Кусково" в Москве, и во многих других музеях страны. Безо всяких экивоков, выдающийся мастер, один из тех, кто своим трудом и талантом (не только художника, но и педагога) вывел ЛФЗ в XX-м веке в число мировых лидеров фарфоровой отрасли.


Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.