Здравствуйте, друзья! Многие художники ЛФЗ прошлых лет достойны эпитетов "мастеровитый", "уникальный", "великолепный", "непревзойдённый" и т.д. Но применительно к Алексею Александровичу Скворцову даже их не хватает, чтобы оценить все его таланты, его влияние на развитие, на построение того знаменитого ЛФЗ, каким он предстал к началу 1970-х годов - периоду своего фурора и блеска, на становление всех "уникальных" и "великолепных", статьи о творчестве которых в более-менее приемлемом виде к сему времени вышли на данном канале.
Об оформлении фарфоровых изделий, о вариантах декора, во всяком случае, в его классическом исполнении, он знал практически всё. Его биография достойна рубрик "Дореволюционный фарфор ИФЗ начала XX-го века", "Агитационный фарфор конца 1910-х - начала 1920-х гг.", "Фарфор первых пятилеток". А под рубрикой "Фарфор в эстетике СТАЛИНСКОГО АМПИРА" статья об А.А Скворцове, вообще, вышла бы под первым номером.
Родился он в семье живописца Императорского фарфорового завода А. В. Скворцова, с детства проявлял интерес к рисованию. С 1901-го года обучался в художественной школе при ИФЗ, и в вечерних классах училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. В 1909 г. переведен в живописную мастерскую ИФЗ. Специализировался на фигурной муфельной живописи. Участвовал в росписи серии "военных" тарелок по акварелям В.В. Мазуровского. По "военным" тарелкам на канале в своё время вышла отдельная статья (см. здесь https://dzen.ru/a/Y1ZThsr8T3mKmSz5). "Военные" тарелки - это не русское выдумка, однако такой вид декора прижился в России и был востребован, особенно со времён правления Николая I и далее. Тарелки расписывали изображениями военных конкретных подразделений, с точнейшими деталями в мундире, оружии, оснастке и т.д., и дарили лучшим офицерам данных подразделений при их выходе в отставку. Такой достойный обычай просуществовал вплоть до Октябрьской революции 1917-го года.
На ИФЗ ему доверяли также роспись ваз и иных уникальных изделий (например, пасхальные яйца), поскольку он был отличным копиистом.
В 1914 г. было исполнено по меньшей мере два яйца с копией картины "Иисус Христос, благословляющий детей" с разными декоративными поясами. Оригинал создан Неффом в 1864 г. для малого иконостаса придела Св. Екатерины Исаакиевского собора, где был осуществлен в мозаике. Живописное полотно в 1870 г. передано домовой церкви Св. Екатерины в Академии художеств, и находилось там вплоть до ликвидации церкви в 1929 г. Нынешнее местонахождение картины неизвестно.
Скворцов пользовался особым уважением со стороны главы Живописной и Шлифовальной мастерских императорских Фарфорового и Стеклянного заводов Р.Ф. Вильде. Тот явно ему благоволил, раз в 1914-м году Указом императора Николая II А.А. Скворцов был награжден серебряной медалью на ленте ордена св. Станислава. Такие награды без начальственного представления не даются. О творчестве Р.Ф. Вильде на канале также вышла в своё время статья (см. здесь https://dzen.ru/a/ZBs2nO6DKmsHF8xa).
Расписывал он и скульптуры малой пластики. Например, такую - по модели К.А. Сомова.
В 1915-1921 года А.А. Скворцов на военной службе - служил рядовым в Тракторном отделе Военно-автомобильной школы в Петрограде. Надо сказать, что Мировая война в России отличалась в России практически тотальной мобилизацией всех мужчин, подчас излишней и ненужной. Так, под мобилизацию попали поэты С.А. Есенин и А.Н. Блок, исполнитель жанровых песен А.Н. Вертинский, и т.д.
В 1921 году вернулся уже на Государственный фарфоровый завод. Расписывал "агитационные" тарелки. Одновременно в 1921-1931 годах преподавал технику живописи по фарфору в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.
Отдельно стоит упомянуть роспись фигурок для шахмат "Красные и белые" по моделям Н.Я. Данько. 1923. В представлении "Эрмитажа" указано, что этот комплект шахмат был преподнесён в дар М.И. Калинину. Но наличие в коллекции "Эрмитажа" аж трёх (!) белых королей в разных росписях наводит на мысль, что был изготовлен не единственный шахматный набор, а некая партия шахматных наборов, которые вручались в качестве подарка тем или иным партийным и военным начальникам, многих из которых не стало во время чисток 1937-1938 гг. И ещё - не представляю, как в эти шахматы вообще можно было играть? Если ты выиграл белыми фигурами, но проиграл красными, тебя же легко обвинить в пропаганде контрреволюции!
Ещё одна любопытная скульптура ГФЗ 1920-х - 1930-х гг. - фигура "Красный кавалерист. На ней стоит клеймо завода до 1936-го года - в виде серпа и молота и части шестерёнки, а также личная маркировка мастера "СА" ("Скворцов Алексей").
Когда на Фарфоровом заводе была учреждена Художественная лаборатория - абсолютно новое подразделение, где отборными художниками и скульпторами создавались образцы фасонов и росписей изделий из фарфора и модели статуэток, где художники имели право на эксперимент, а значит, и на творческую неудачу (как и удачу), её руководителем был назначен А.А. Скворцов, а главным художником - Н.М. Суетин.
Известно, что после Октябрьской революции жизнь Советских людей была сильно политизирована. В декор тех или иных предметов фарфора часто вставлялись портреты вождей - важных представителей власти. В этот период А.А. Скворцов взял на себя всю ответственность за качество таких портретов. Т.е. он лично их рисовал. Тем самым он спасал художников завода от необоснованных (или обоснованных - неважно!) обвинений со стороны власть предержащих в том, что они "испортили" портрет того или иного деятеля, как-то исказили его, шаржировали, тем самым издеваясь над политикой партии. За этим могли последовать очень серьёзные "оргвыводы", но авторство А.А. Скворцова снимал все вопросы. Портреты Алексея Александровича считались эталонными.
Во многих сервизах от разных художников ЛФЗ, где присутствуют портреты тех или иных вождей, портреты сделаны рукой А.А. Скворцова...
В 1935-м году, на Первой выставке ленинградских художников, была продемонстрирована совместная работа М.В. Лебедевой и А.А. Скворцова - ваза "Сталин" (по портрету И.И. Бродского). По окончании выставки она была преподнесена в дар вдове С.М. Кирова.
Авторитет его для работников завода - от формовщиков и копиистов до художников и скульпторов Художественной лаборатории - был абсолютным. На заводе за глаза все называли его "батя". Если разговор касался дела, характер он имел твёрдый, во всех же остальных случаях - лёгкий и даже весёлый. Он вёл шахматный кружок на заводе, а зимой ходил на каток, стараясь затащить туда и коллег. Это увлечение, конечно, шло от юности. До Первой Мировой Войны катание на коньках было чуть не поголовной забавой петербуржцев. Достаточно вспомнить петербуржца Н.А. Панина-Коломенкина, первого Олимпийского чемпиона от России, завоевавшего в 1908-м году "золото" в дисциплине "специальные фигуры" по фигурному катанию на коньках. Вот что писала в своих воспоминаниях Т.Н. Безпалова-Михалёва: "Я жила в доме на улице Правды, где рядом находился каток с духовым оркестром. Очень часто почти все товарищи вместе с заведующим художественной лабораторией А. А. Скворцовым являлись ко мне домой, и мы всей компанией отправлялись на каток, а потом чаевничать у самовара - ко мне домой. На катке А.А. Скворцов, будучи знатоком и любителем фигурного катания, выписывал перед нами замысловатые вензели на льду." Сам А.А. Скворцов всю жизнь прожил совсем недалеко от завода, и даже обедать ходил домой, а не в заводскую столовую.
Весной 1942-го года вместе с другими работниками фарфора был эвакуирован в г. Ирбит, но в дороге настолько ослаб, что в Рыбинске был снят с поезда и госпитализирован. Таковы были последствия первой блокадной зимы. Сёстры Данько, к примеру, этой дороги не пережили. Но он выкарабкался, весь 1943-й год проработал в Рыбинском авиационном техникуме, а в 1944-м году вернулся в Ленинград. В июне 1944-го на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР за выдающийся личный вклад в развитие искусства Советского фарфора и в связи с 200-летием завода А.А. Скворцов был награжден орденом Ленина.
После окончания Великой Отечественной войны наступило время создания многочисленных ваз, воспевающих Победу Советского народа в войне, Советскую Родину и её лучших представителей, военачальников, но прежде всего, вождя и генералиссимуса тов. И.В. Сталина. В этот период создаётся настоящий культ И.В. Сталина, причём этот культ шёл не только "сверху", как то было в 1930-е годы, но и поддерживался народом "снизу". После тоста "За русский народ" 1945-го года, после "реабилитации" имён великих русских полководцев прошлого в 1941-м году, в народе росли надежды на возрождение русской культуры, традиций, отмену гонений на Русскую Православную церковь. И отчасти они сбывались. Сталин был практик, не лишённый логики, во время Войны он прочувствовал, что сила национальной идеи может быть не менее сильной, чем интернациональная, и начал строить фактически ту же империю на русской основе.
В 1946-м году группа художников и специалистов Фарфорового завода под руководством Н.М. Суетина создали вазу "Победа", приуроченную к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Долгие годы ваза демонстрировалась в Третьяковской галерее. В настоящее время ваза находится в музее Победы на Поклонной горе в Москве.
В галерее ниже представлены ещё несколько ваз, в росписи которых А.А. Скворцов принимал самое непосредственное участие...
На новой (1948-го года), но всем мгновенно понравившейся форме "Амфорная" от скульптора Стрекавина А.А., А.А. Скворцов расписывает вазу "Суворов". 1950.
С 1950-го года А.А. Скворцова, можно сказать, понижают в должности: он работает старшим художником по подготовке кадров живописного цеха, передовая свои знания и опыт молодым. Алексей Александрович своим ученикам замечания делал спокойно, но уверенно. Если нарисованное на фарфоре ему не нравилось, он говорил: "Тряпочкой, надо тряпочкой..." - значит надо смыть скипидаром всё нарисованное, и начать на "белье" рисунок заново. Надо сказать, что подобные слова - всегда сильнейший удар по самолюбию любого таланта, и только тот, кто не сомневается в высочайшем авторитете наставника, может "проглотить" их с достоинством.
Но такая перестановка в должности никак не повлияла на его авторитет, и в 1954-м году была пышно отпразднована юбилейная дата - 50 лет его работы на Фарфоровом заводе. Даже ваза была изготовлена. Наконец-то не им, но в его честь.
Особенное празднество (так сказать, в кругу своих) произошло в Художественной лаборатории завода. Ему преподнесли торт вот в такой вот коробке. И немного дружеских шаржей. Рисовал И.И. Ризнич.
С 1962-го по 1972-й А. А. Скворцов занимает должность заместителям главного художника завода (как понимаю, созданную специально "под него"). В 1972-м уходит на заслуженный отдых.
Созданные А.А. Скворцовым работы можно встретить В "Эрмитаже", музее "Кусково" в Москве, и во многих других музеях страны. Безо всяких экивоков, выдающийся мастер, один из тех, кто своим трудом и талантом (не только художника, но и педагога) вывел ЛФЗ в XX-м веке в число мировых лидеров фарфоровой отрасли.
Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.