Найти в Дзене

Вынужденный герой – Китнисс Эвердин. «Голодные игры: И вспыхнет пламя» Сьюзен Коллинз. 2 часть основной трилогии. Рецензия.

Приветствую вас мои дорогие читатели) Присаживайтесь поудобнее. Я подготовил для вас интересную статью по вселенной Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Спешу поделиться с вами своими мыслями по второй части нашумевшей франшизы. Заваривайте себе чайку, кофе или горячий шоколад, чтобы процесс прочтения был максимально ламповым) Сразу оговорюсь, что по первой части основной трилогии у меня уже есть статья, поэтому, если еще не ознакомились, то скорее переходите туда, а потом возвращайтесь. Первая публикация получилась достаточно интересной, многим людям понравилась. Там я пробежался по сюжету, сравнил книгу с фильмом. Знаю, знаю, что со дня выхода основных книг и фильмов прошло изрядное количество времени, так получилось, что я добрался до романов только что, но мне кажется, что здесь, на Дзене, может найтись достаточное количество людей, которые захотят со мной вместе поностальгировать, разделить мой восторг. Не скрою, «Голодные игры» произвели на меня хорошее впечатление. Я остался доволен
Пит Мелларк и Китнисс Эвердин.
Пит Мелларк и Китнисс Эвердин.

Приветствую вас мои дорогие читатели) Присаживайтесь поудобнее. Я подготовил для вас интересную статью по вселенной Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Спешу поделиться с вами своими мыслями по второй части нашумевшей франшизы. Заваривайте себе чайку, кофе или горячий шоколад, чтобы процесс прочтения был максимально ламповым)

Сразу оговорюсь, что по первой части основной трилогии у меня уже есть статья, поэтому, если еще не ознакомились, то скорее переходите туда, а потом возвращайтесь. Первая публикация получилась достаточно интересной, многим людям понравилась. Там я пробежался по сюжету, сравнил книгу с фильмом.

Знаю, знаю, что со дня выхода основных книг и фильмов прошло изрядное количество времени, так получилось, что я добрался до романов только что, но мне кажется, что здесь, на Дзене, может найтись достаточное количество людей, которые захотят со мной вместе поностальгировать, разделить мой восторг.

Не скрою, «Голодные игры» произвели на меня хорошее впечатление. Я остался доволен от кинолент, правда считаю, что не было смысла дробить третью часть на два фильма, все-таки требовалось так все и оставить, как оно и шло на бумаге (все мы понимаем, что менеджеры этой вселенной сделали такой ход из-за денег и проиграли), из-за этого корыстного поступка третья и четвертая части изрядно просели в динамике, но сегодня о книгах, а книги неплохие.

Постер 2 части - "Голодные игры: И вспыхнет пламя".
Постер 2 части - "Голодные игры: И вспыхнет пламя".

Основной мотивацией к чтению выступал мой интерес к лору вселенной после просмотра всех фильмов. Все мы знаем, что сценаристы и режиссеры в угоду картинке на экране стараются изрядно порезать бумажный материал. Часто они допускают ошибки и вырезают важные элементы, что-то искажают, чему-то просто не предают значения. Но мне захотелось углубиться в своем познании, поэтому я ухватился за книги и не прогадал, там есть, что изучить) Фанаты точно найдут дополнительные подробности, поэтому, если вам так же, как и мне нравится эта вселенная, пускай и по фильмам, а книги вы не читали, то однозначно рекомендую.

Тур победителей. Пит и Китнисс катаются на поезде по дистриктам, выступая перед жителями с речами.
Тур победителей. Пит и Китнисс катаются на поезде по дистриктам, выступая перед жителями с речами.

Во второй части трилогии, «И вспыхнет пламя», повествование начинается с Тура победителей, где выигравшие в предыдущем сезоне игр должны ездить по другим дистриктам с пропагандистскими речами для того, чтобы никто не забыл о кровавой бойне, которая может коснуться каждого «в отместку за прошлое неповиновение предков». Стоит отметить, что Питу Мелларку и Китнисс Эвердин не впервой быть марионетками перед публикой своей страны, поэтому по началу они смиренно толкают речи с листочка и участвуют во всех желаниях президента Сноу.

Вообще, главные герои – это вечные заложники положения. Их участи не позавидуешь. Они неподвластны себе. В первой части ребята идут на бойню в угоду Капитолию. Во второй части их все также используют в качестве пропагандистов Сноу, после чего и вовсе отправляют на новую схватку – Квартальная бойня. В третьей части книги (если говорить про фильм, то это 3 и 4 часть) их используют революционеры. Бедных, несчастных ребят «насилуют» в своих интересах абсолютно все, и только Китнисс нарушает этот замкнутый круг своей стрелой, выпущенной в Альму Койн, предводительницу повстанцев.

Гейл Хоторн и Китнисс Эвердин в своем родном 12 дистрикте.
Гейл Хоторн и Китнисс Эвердин в своем родном 12 дистрикте.

Книжная вторая часть трилогии изобилует мелкими подробностями, которые нам решили не показывать в фильме или упомянули вскользь. «И вспыхнет пламя» Сьюзен более подробно рассказывает о связи Китнисс с семьей Гейла Хоторна. Девушка, имея много денег и пищи после победы в предыдущих играх, продолжает охотиться в лесу дистрикта 12, чтобы принести тушки, убитых зверей, матери Гейла. Оказывается, что семья Хоторна выступает для Китнисс в роли кузенов, так придумали телевизионщики Капитолия, чтобы не разрушить любовную линию между Питом и Китнисс, ведь капитолийцы хотят иметь голубков, за которыми они будут следить. Это так мило)))

Пит Мелларк и Китнисс Эвердин выступают в 11 дистрикте. Они вскидывают 3 пальца в небо в поддержку Руты, девочки, которая умерла на предыдущих играх. Именно после этого момента дистрикты начали противиться режиму президента Сноу.
Пит Мелларк и Китнисс Эвердин выступают в 11 дистрикте. Они вскидывают 3 пальца в небо в поддержку Руты, девочки, которая умерла на предыдущих играх. Именно после этого момента дистрикты начали противиться режиму президента Сноу.

Бедная жизнь в Шлаке не проносится за пару минут перед нашим взором, как в фильме. Вторая часть книжной трилогии изрядно погружает нас в «бедняцкую бытовуху» несчастных людей 12 дистрикта. Нам много рассказывается писательницей про подготовку ребят к Туру победителей, про их жизнь в отдельной общине от других жителей, в деревне победителей. После тура пропаганды вспыхивают волнения во многих дистриктах, чтобы на корню задавить любые позывы у шахтеров к ним направляется новый начальник миротворцев - Тред. Книга спешит показать, как именно закручиваются гайки и ужесточается режим, как новые офицеры дубасят людей, поджигают местный рынок и т.д. Фильм же закручивает воронку моментально, отправляя Пита и Китнисс в путешествие по стране. В книге успевает наступить осень, которая сменяется зимой, а вскоре весной, плавно перетекая к событиям Квартальной бойни. В киноленте мы практически не ловим смены времен года, все очень быстро проносится. Один кадр сменяет другой. Нас спешат окунуть в очередной кровавый замес. Переживания героев и их личная жизнь уходят на второй план.

Приятно, что Сьюзен Коллинз не забывает во второй части книжной трилогии об ампутированной ноге Пита Мелларка, о том, что она у него теперь заменена на протез. Фильм же вообще отметает этот момент из своего поля зрения, никак не обыгрывая его. Правда, мне не хватило реалистичности, я хотел видеть муки Пита, хотел наблюдать за тем, как он осваивает протез, на этом можно было сыграть и сыграть неплохо, ведь это очередной негативный штрих, который оставили игры на одном из своих участников, помимо того, что их всех мучают кошмары. Писательница не забывает про ногу персонажа, но как-то вяло упоминает об этом:

Замененная нога поскользнулась на льду.
***
Присел и пододвинул протез.

Или книжный момент, когда Китнисс подмечает у одного из участников-предыдущих победителей, что у него культя вместо руки, что он не сделал себе протез, тогда как Пит сделал. Последний момент акцентирования на ноге происходит, когда Бити Литье отправляет девушек разматывать катушку провода, а Питу говорит остаться, т.к. он будет только тормозить весь процесс.

Хеймитч Эбернети и Китнисс Эвердин.
Хеймитч Эбернети и Китнисс Эвердин.

Книга более полно раскрывает взаимодействие героини с Хеймитчем Эбернети, например, в моменте, когда поезд останавливается на дозаправку, и Китнисс выкладывает подробности своего разговора с Сноу, рассказывает, какие с его стороны последовали угрозы. Таких «мелочушек» в книге много, и этим она очень интересна.

Именно маленькие сюжетные крупицы, которые чаще всего и препарируют в фильмах, составляют полную связанную картину.

В фильмах мало показывается про то, что Пит научился сносно рисовать. Первоначально юноша рисовал глазурью на тортиках, хлебе, печенье, но после своих первых Голодных игр начал рисовать события самих игр. Впервые Пит демонстрирует свои картины Китнисс в вагоне поезда, когда ребята находятся в Туре победителей.

Китнисс Эвердин, Пит Мелларк и Хеймитч Эбернети в Туре победителей.
Китнисс Эвердин, Пит Мелларк и Хеймитч Эбернети в Туре победителей.

А еще, пожалуй, это самое главное. Поправьте меня, если я уже позабыл, было ли это в первом или втором фильме франшизы. В книге Хеймитч раскрывается перед Китнисс и говорит, что Пит ему нравился больше всего, и именно его он и хотел изначально спасти, но потом ему пришел в голову гениальный план:

- Почему? Ведь он тебе больше нравился.
- Нравился, - не возражает Хеймитч. – Но, если помнишь, до изменения правил я не мог надеяться вытащить вас обоих. А Пит так усердно тебя защищал… Вот мне и пришло на ум: если три человека приложат столько усилий для спасения одного, этот один уж точно выиграет.

Интересно наблюдать за Китнисс во второй части книжной трилогии, как она напугана, как она трепещет перед всевидящим ликом президента Сноу. Если в первой части героиня борется за свою жизнь, подставляясь под удар ради сестры, Прим, то во второй части она типичная такая жертва, которая совершенно не готова бороться, а готова выполнять все беспрекословно, все, что от нее потребуется для того, чтобы президент Панема не убил ее родных и близких. Когда отчаяние и страх достигают своих пределов, Кискис, именно так ее называет Гейл, хочет бежать. Бежать далеко и навсегда из дистрикта 12.

Гейл говорит своей Кискис, что поднимающиеся восстания – это добро, но Китнисс поступает, как страус, прячущий голову в песок. В этой части основной трилогии девушка не является героем, она лишь начинает свой тернистый путь становления, как символа революции. Наблюдать за этим интересно, потому что не шаблонно выглядит, Китнисс мечется, как бы и метался настоящий человек, а не вымышленный литературный персонаж. Только когда героиня видит избитого кнутом Гейла, она понимает, что повела себя, как трусиха, но в первую очередь, как эгоистка, которая готова бросить всех, убежать, лишь бы самой было спокойно и хорошо в дали от всех проблем.

Еще мне понравилось то, что во второй части книжной трилогии сильнее раскрывается дружба Мадж Андерси, дочери мэра 12 дистрикта, с Китнисс. Фильм от этой линии также отказался, как и с ногой Пита. В бумажной версии девчонки вместе проводят время, героиня водит свою подругу в лес, учит стрелять ее из лука. Дочка мэра дает уроки игры на пианино Китнисс и всегда готова ее принять у себя дома. Когда Гейла очень сильно избивают кнутом, Мадж, пробираясь через непогоду на улице, приносит лекарство. Так мы понимаем, что они не просто знакомые, а полноправные подруги, которые готовы жертвовать чем-то ради дружбы: Мадж жертвует своим спокойствием.

Китнисс Эвердин и ее стилист, Цинна.
Китнисс Эвердин и ее стилист, Цинна.

Еще для меня стало интересным то, что в этой части книжной трилогии очень много самокопания Китнисс. Героиня пытается разобраться в том, для чего был придуман ее трюк с ягодами: она поступила, как презренный червяк, который боится мнения окружения 12 дистрикта, когда бы она вернулась домой, или она поступила, как эгоистка, которая любит Пита, которой удобно с Мелларком, и поэтому она готова на все, чтобы только его спасти и оставаться в комфортном положении. Из всех этих размышлений Кискис выносит одно: Пит Мелларк в плане человеческих качеств лучше нее абсолютно во всем, потому что юноша искренен, он делает от всей души и ничего не требует взамен, парень самоотвержен. Китнисс приходит к выводу, что она меньше всего заслуживает жить.

Поправьте меня, если я уже забыл, но, кажется, что во второй части фильма не было Бонни и Твилл, восставшие 8 дистрикта, которые пробираются в уцелевший 13 дистрикт, чтобы присоединиться к движению сопротивления. Эти персонажи встречаются Китнисс зимой, когда та идет на свое любимое озеро, в котором летом она плавала со своим погибшим отцом.

Китнисс Эвердин и ведущий всех телешоу Панема, Цезарь Фликерман.
Китнисс Эвердин и ведущий всех телешоу Панема, Цезарь Фликерман.

Забавно, но именно ягоды на арене делают из Китнисс вынужденного героя. Она хотела сохранить жизнь Питу, идет на такую маленькую хитрость, а воронка закручивается до огромных размеров, и вот уже это вселяет надежду во всех угнетенных людей Панема. Дальше Китнисс просто остается наблюдать последствия своего поступка и смиряться со своей судьбой.

Может, мои ягоды и сыграли роль искры, но погасить костер было не в моей власти.

Вторая часть фильма практически сразу бросает нас в события очередной бойни, вовлекая в действие и треш резни, если не обращать внимание на мелкие вещи, которые съемочной группе пришлось показать, чтобы мы были в курсе хотя бы некоторых сюжетных поворотов: Тур победителей, избитый Гейл и т.д. Книга же демонстрирует, как может течь жизнь, когда в твою спину смотрит дуло автомата миротворца, когда тебя окружает забор с колючей проволокой под напряжением, когда сжигается местный рынок, где ты мог что-то покупать, чтобы не умереть, когда каждый день избиваются кнутом люди и организуются казни через повешение, когда умирают знакомые от голодной смерти, а по твою голову по поводу и без периодически приходят миротворцы, чтобы как они говорят – «просто осведомиться».

Первая часть основной трилогии демонстрирует, насколько сильно Пит любит Китнисс. Во второй части эта любовь вырастает до вселенских масштабов. Юноша просто одержим девушкой. Все свое время он думает о ней, и даже, когда говорят, что на Квартальную бойню отправятся вчерашние победители, Мелларк спешит намекнуть Хеймитчу, что он ему должен, а значит, надо уступить, чтобы именно Пит отправился защищать Китнисс, т.к. по правилам игр может ехать только один мужчина.

Китнисс же на протяжении 2/3 второй части думает только о себе.

Так и знала. В этом смысле Пит легко предсказуем. Пока я корчилась на полу чужого подвала, жалея себя, любимую, он побывал здесь, беспокоясь лишь обо мне. Сказать, что меня накрывает волна стыда, - значит ничего не сказать.
- Знаешь, проживи ты хоть сотню жизней, и тогда не заслужишь такого парня, - говорит Хеймитч.

Кстати, у меня возник небольшой диссонанс в голове от кино и книги. Когда я смотрел занятия участников в киноленте, мне были симпатичны изобретатели и бабуся Финника, на этом, пожалуй, все. Бумажный вариант заставляет проникнуться ко всем, становится жалко абсолютно каждого, даже чокнутую Джоанну Мейсон. Мне перестает хотеться бойни. Фильм воспринимается отнюдь иначе. Роман показывает практически всех бывших победителей несчастными людьми, немощными, пострадавшими от игр. Фильм же за счет того, что уделяет экранное время не всем, заставляет проникнуться только к некоторым + кинолента все же хотела выехать за счет «мочилова» и «рубилова» на арене, потому что люди всегда хотят хлеба и зрелищ. Мне показалось, что вторая книжная часть не выставляет свирепыми убийцами участников Квартальной бойни, они узники своего положения.

Финник Одэйр, Пит Мелларк, Китнисс Эвердин на арене Квартальной бойни.
Финник Одэйр, Пит Мелларк, Китнисс Эвердин на арене Квартальной бойни.

Мне хотелось бы еще отметить то, что если в первой части Китнисс пошла на игры ради сестры, а борется ради того, чтобы вернуться и заботиться о Прим и маме, то во второй части героиня желает вернуть Пита, т.к. считает его во многом лучше себя и окружающих: молодой человек решителен, стоек, добр, он готов жертвовать всем сокровенным ради героини, у него светлая душа и доброе сердце, Мелларк способен управлять словом в свою пользу, а значит, может поднять людей на революцию. Именно его Кискис хочет спасти.

Немного неуместным в самом конце книги, «И вспыхнет пламя», мне показалась реплика Китнисс Эвердин. Когда ребята реализуют план с молнией, деревом и проводом героиня мечется, покидать или не покидать Пита. Бити Литье настаивает на том, чтобы девушки шли и тянули катушку к озеру. Китнисс чувствует что-то неладное, ей не нравится план, где она разъединяется с Мелларком, и мысленно она выпаливает:

Мы с Джоанной действительно самые быстроногие в команде. Похоже, другого выбора нет. И если уж я доверяю кому-нибудь кроме Пита, то одному лишь Бити.

Мое мнение, это логическая ошибка Сьюзен Коллинз. Да, Китнисс спелась с Бити в Тренировочном центре, но ведь после этого момента не было каких-то подтверждений преданности, а вот как раз Финник Одэйр положил на алтарь общего успеха многое, он много раз выручал Пита и Кискис, бросил Мэгз Флэнаган. Именно к нему Эвердин на арене расплывалась в доверии, особенно после смерти Мэгз и спасения Пита от остановки сердца, а тут хрясь, и она уже опять доверяет Бити больше всех, хотя Бити «долбанутый» инженер. Никто не знает, что у него в голове. Он мог этим током вырубить вообще всех.

Арена Квартальной бойни. 75-е Голодные игры. Арена выполнена в виде циферблата часов. В центре находится Рог Изобилия.
Арена Квартальной бойни. 75-е Голодные игры. Арена выполнена в виде циферблата часов. В центре находится Рог Изобилия.

Мой итог таков: всем заинтересованным непременно советую читать всю трилогию Сьюзен Коллинз, т.к. там вы можете найти что-то, чего не было показано в фильмах. Книги полны занимательных фактов и логических связей, в которых можно изрядно покопаться. «Голодные игры» - это именно та вселенная, которую интересно посмотреть, но еще более занимательно почитать.

Счастливых вам Голодных игр, и пусть удача всегда будет с вами!

Ну а с Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера, высказывал свое мнение. Прочитайте произведение сами - составьте свое.

Подписывайтесь, буду рад лайкам, комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)))

У меня есть свой Telegram-канал, там бывает очень интересно, подписывайтесь)

В Telegram вы можете найти спойлеры на рецензии, которые планируются следующими к публикациям на Дзене, немаловажным является и то, что там я делюсь своими впечатлениями в процессе прочтения той или иной книги или просто рассказываю о грядущих планах, о моем находящемся в разработке романе-антиутопии. Если кому-то интересно, жамкайте, чтобы перейти туда.

Также я есть еще и в ВКонтакте (VK), возможно, кому-то будет удобнее отслеживать меня там - жамк.

Выражаю огромную благодарность всем моим подписчикам, да и просто неравнодушным человечкам, которые комментируют мои статьи и дискутируют с другими людьми! Дальше будет только интереснее)

Берегите себя и своих близких в это тяжелое время! Всем добра и понимания!