Найти в Дзене

«Вот так Масленица дала маслица нам...» – отмечаем народный праздник вместе с художниками и поэтами

В этом году веселые проводы зимы выпали на середину марта, и радостное ожидание тепла и весеннего обновления природы, сопровождающие масленичные гуляния, чувствуется особо остро. Да, по правде, и снег убывает с неимоверной скоростью, так что катания на санях и другие зимние забавы мало где доступны. Так посмотрим на них на картинах, созданных в ХIХ – начале ХХ веков. Сегодня я не буду сопровождать каждую картину стихотворением, но без поэзии мы не обойдемся: начнем с веселых строчек, а закончим серьезным, даже несколько философским разговором в стихотворении Эдуарда Асадова. Ну а на картины будем смотреть в том хронологическом порядке, как они появлялись на свет. Творчество Андрея Алексеевича Усачёва (р.1958), автора более 300 книг, любят не только дети, но и взрослые. И это не удивительно, ведь его стихи лёгкие, весёлые и, вместе с тем, познавательные и поучительные. Ну как не улыбаться и не радоваться, читая его «Масленицу»: Андрей Усачёв
Масленица Здравствуй, Масленица!
Дай нам мас

В этом году веселые проводы зимы выпали на середину марта, и радостное ожидание тепла и весеннего обновления природы, сопровождающие масленичные гуляния, чувствуется особо остро. Да, по правде, и снег убывает с неимоверной скоростью, так что катания на санях и другие зимние забавы мало где доступны.

Так посмотрим на них на картинах, созданных в ХIХ – начале ХХ веков. Сегодня я не буду сопровождать каждую картину стихотворением, но без поэзии мы не обойдемся: начнем с веселых строчек, а закончим серьезным, даже несколько философским разговором в стихотворении Эдуарда Асадова.

Ну а на картины будем смотреть в том хронологическом порядке, как они появлялись на свет.

Творчество Андрея Алексеевича Усачёва (р.1958), автора более 300 книг, любят не только дети, но и взрослые. И это не удивительно, ведь его стихи лёгкие, весёлые и, вместе с тем, познавательные и поучительные. Ну как не улыбаться и не радоваться, читая его «Масленицу»:

Андрей Усачёв
Масленица

Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий –
Это лучшая еда!
То не мышь пищит,
Не мороз трещит,
В сковородке блин
За блином шкварчит.
Да с селёдочкою,
Да с икорочкою,
Да по краю с золотистою
Корочкою!
Вот так Масленица
Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это солнце-блин, и рядом блин-луна.
Один блин горячий,
Другой холодный.
Полезай на небо –
Если кто голодный!
По земле колёсами
Покатились блинчики…
Дети, под берёзами
Собирай гостинчики!
Мир крещёный нынче радуется,
Потому что нынче Масленица.
Приходи, народ, и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна!
Ну-ка, съешь блина,
Чтоб пришла весна!


Одним из первых к теме праздничных гуляний на масленичной неделе обратился в
1869 году Константин Егорович Маковский (1839-1915). Его жанровая картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» так не похожа на более поздние роскошные портреты, созданные художником.
Как писал критик Стасов:
«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франты в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая; чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто-хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах; солдаты и продавцы орехов и стручков». И действительно, картину можно рассматривать бесконечно и найти на ней различных персонажей всех сословий. Да и размеры полотна позволили художнику показать праздник во всех подробностях.
Интересно, что в прошлом году к Масленице в Русском музее была завершена комплексная реставрация картины (возраст которой более 150 лет) и ее исторической рамы. Теперь они сияют во всей своей красе.

Константин Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869. Холст, масло. 215 x 321. Государственный Русский музей
Константин Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869. Холст, масло. 215 x 321. Государственный Русский музей

Следующая картина с изображением масленичных развлечений принадлежит жанристу Леониду Ивановичу Соломаткину (1837–1883). На ней мы видим широкую улицу из деревянных изб с кабаком на переднем плане и церковью на горизонте. Центральное место в композиции занимает ледяная горка, с которой не всем удается благополучно скатиться. Кто-то несёт воду на коромысле, а кто-то катается на лошадях, но особенно многолюдно и оживленно возле кабака.
Надо сказать, что в последние годы своей жизни, к которым и относится работа
«Ну и Масленица!» 1878 года, художник жил очень бедно, много пил и болел. А картины его уже не пользовались популярностью, так как были лишены социальной остроты, и стоили очень дешево.

Леонид Соломаткин. Ну и Масленица! 1878. Частное собрание
Леонид Соломаткин. Ну и Масленица! 1878. Частное собрание

Катание на лошадях вдоль деревенской улицы, как одну из главных радостей масленицы, запечатлел на своем полотне 1889 года мастер жанровой и батальной живописи Пётр Николаевич Грузинский (1837-1892). Русские тройки с бубенцами мчатся по заснеженной дороге, а парни явно соревнуются в удали и умении управлять лошадьми.
Известно, что художник прекрасно разбирался в повадках и анатомии лошадей и собак, которых он и изображал в своих работах. К сожалению, картин живописца сохранилось очень мало, но одна из них –
«Масленица» хранится в Русском музее.

Петр Грузинский. Масленица. 1889. Холст, масло. 121 x 193. Государственный Русский музей
Петр Грузинский. Масленица. 1889. Холст, масло. 121 x 193. Государственный Русский музей

У Василия Ивановича Сурикова (1848-1916) есть известная работа «Взятие снежного городка», посвященная популярной в Сибири игре, которую устраивают в последний день Масленицы. Но сегодня я хочу вам показать небольшой рисунок «Маскарад на Масленицу», который так и не стал большой картиной.
На нем художник изобразил масленичный маскарад, устроенный в Москве зимой 1722 года по сценарию, который лично написал Петр I. Маскарад организовали в честь заключения Ништадтского мирного договора, подтвердившего победу России в продолжительной Северной войне. Петр I устроил грандиозный праздник: огромная процессия с множеством саней, запряженных различными животными, корабли разной величины под парусами, арлекины и князь-папа со своей свитой.
Любопытно, что картина «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского» задумывалась Суриковым в
1900 году в противовес его знаменитой «Боярыне Морозовой». Но осталась лишь на стадии акварельного рисунка.

Василий Суриков. Маскарад на Масленицу. 1900. Картон, акварель, итальянский карандаш. 36,7 х 50,1. Государственный Русский музей
Василий Суриков. Маскарад на Масленицу. 1900. Картон, акварель, итальянский карандаш. 36,7 х 50,1. Государственный Русский музей

И ещё одна акварельная работа. Её автор – Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877-1948), двоюродная сестра знаменитого художника Валентина Серова, позже ставшая одной из создательниц отечественного профессионального театра кукол.
А в детстве и юности Нина Симонович много времени проводила в родительской усадьбе Домотканово, где Масленица всегда праздновалась с большой любовью. В её творчестве можно найти много произведений, посвященных масленичным гуляниям. К этой теме художник обращалась в разные годы и используя разные художественные техники.
«Катание в деревне. Масленица» 1902 года – это ранняя работа, в которой всё кружится в праздничном вихре.

Нина Симонович-Ефимова. Катание в деревне. Масленица. 1902 г. Бумага, акварель, гуашь, позолота. 25,6 х 34,8. Тверская областная картинная галерея
Нина Симонович-Ефимова. Катание в деревне. Масленица. 1902 г. Бумага, акварель, гуашь, позолота. 25,6 х 34,8. Тверская областная картинная галерея

В 1910 году своё «Катание на масленицу» написал Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Художник нам хорошо известен как друг Исаака Левитана, с которым они совершили множество поездок под Звенигород и по Волге. Художник был прекрасным анималистом и преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики его очень любили. Павел Корин так вспоминал художника: «Все мы знали его, все любили. Ходили мы к нему в мастерскую, класс животных она называлась. Сергей Васильевич Герасимов, Иогансон, Борис Яковлев… И я ходил. И так у него уютно было, так хорошо было».
В 1910-х годах Алексей Степанов много времени проводил в имении Гарусово в Тверской губернии, здесь он писал сцены деревенской жизни. И конечно, в его работе отразилось и весёлое празднование Масленицы, с лошадьми, санями и собакой… А сколько счастья в лицах катающихся и наблюдающих!

Алексей Степанов. Катание на масленицу. 1910. Картон, темпера. 49 x 68. Ставропольский музей изобразительных искусств
Алексей Степанов. Катание на масленицу. 1910. Картон, темпера. 49 x 68. Ставропольский музей изобразительных искусств

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) в 1911 году работал над декорациями к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка», который создавался по его же сценарию для Русских сезонов Дягилева в Париже. Сам художник вспоминал: «Меня соблазняла идея изобразить на сцене театра «Масленицу», милые балаганы, эту великую утеху моего детства».
Для постановки он подготовил несколько эскизов декораций, а ещё выполнил несколько графических работ. Одна из них – акварель
«Масленица».

Александр Бенуа. Масленица. 1911. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 63.5 x 48
Александр Бенуа. Масленица. 1911. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 63.5 x 48

Федот Васильевич Сычков (1870-1958) после получения художественного образования в Петербурге вернулся в родное село Кочелаево Пензенской губернии. Здесь его вдохновляла простая крестьянская жизнь, а также деревенские праздники и народные обычаи. В своих картинах он изображал свадьбы, посиделки, катания с гор, ярмарки и базары. Конечно, и масленичные обряды нашли отражение в его творчестве. На картине «Масленица», написанной в 1914 году, мы видим молодых, красивых и нарядных девушек, которые поют, пляшут и веселятся, зазывая весну и … женихов. Есть среди них и скромницы. Очень радостная картина, недаром Сычкова называли «художником радости».

Федот Сычков. Масленица. 1914. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи
Федот Сычков. Масленица. 1914. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Невозможно, делая подборку работ с изображением Масленицы, не показать ни одной картины Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1926). А по некоторым подсчетам, картин и этюдов, посвященных этому празднику у художника порядка шестнадцати. Любопытно, что Кустодиев родился в масленичную неделю. Об этом известно из письма его матери: «Ведь ты родился в четверг на Масленицу и потому, вероятно, любишь блины».
В
1916 году появилась первая картина художника под названием «Масленица». Академия художеств высоко оценила работу и приобрела ее за 1750 рублей, сейчас она находится в Русском музее. Второй авторский, уменьшенный вариант картины, который и попал в нашу подборку, хранится в Третьяковской галерее. Существует и третий вариант картины с этим же сюжетом, он был продан в 2000 году на аукционе в Лондоне. Поэтому не удивляйтесь, если увидите вроде бы знакомое произведение, но другого размера и чуть иной тональности.
Во всех вариантах 1916 года мы видим город, ещё утопающий в снегу, катание в санях на переднем плане. Чуть дальше левее можно разглядеть мальчишек, катающихся с горы и играющих в снежки. Кто-то поет песни под гармошку, а кто-то у подножия склона, возле шатра ждет представления. Удивительной красоты небо и облака, радостью пропитана вся картина, и мне кажется, что даже птицы веселятся, устроив свои воздушные «катания».

Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Холст, масло. 62,7 х 125,2. Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Холст, масло. 62,7 х 125,2. Государственная Третьяковская галерея

И в завершение, как и обещала, стихотворение Эдуард Аркадьевич Асадова (1923-2004) «Прощеное воскресенье», в котором он размышляет о том, что «просто тем, кто может всё прощать!».
А ведь и правда, если не держать в голове гнетущих мыслей о каких-то обидах, не вынашивать планов мести, не сокрушаться и не злиться, а направить свою энергию на позитив и созидание, то и жить легче. Надо хотя бы попробовать...

Эдуард Асадов
Прощеное воскресенье

Пекут блины. Стоит веселый чад.
На масленицу – всюду разговенье!
Сегодня на Руси, как говорят,
Прощеное святое воскресенье!
И тут, в весенне-радужном огне,
Веселая, как утренняя тучка,
Впорхнула вместо ангела ко мне
Моя самостоятельная внучка.
Хохочет заразительно и звонко,
Способная всю землю обойти,
Совсем еще зеленая девчонка
И совершенно взрослая почти.
Чуть покружившись ярким мотыльком,
Уселась на диване и сказала:
– Сегодня День прощенья. Значит, в нем
Сплелись, быть может, лучшие начала.
И вот, во имя этакого дня,
Коль в чем-то провинилась, допускаю,
Уж ты прости, пожалуйста, меня. –
И, поцелуем сердце опьяня,
Торжественно:
– И я тебя прощаю!
– С древнейших лет на свете говорят,
Что тот, кто душам праведным подобен,
Тот людям окружающим способен
Прощать буквально все грехи подряд. –
И, возбужденно вскакивая с места,
Воскликнула: – Вот я тебя спрошу
Не ради там какого-нибудь теста,
А просто для души. Итак, прошу!
Вот ты готов врагов своих простить?
– Смотря каких… – сказал я осторожно.
– Нет, ну с тобою просто невозможно!
Давай иначе будем говорить:
Ну мог бы ты простить, к примеру, ложь?
– Ложь? – я сказал, – уж очень это скверно.
Но если лгун раскаялся, ну что ж,
И больше не солжет – прощу, наверно.
– Ну, а любовь? Вот кто-то полюбил,
Потом – конец! И чувства не осталось…
Простил бы ты?
– Пожалуй бы простил,
Когда б она мне искренне призналась.
– Ну, а теперь… Не будем говорить,
Кто в мире злей, а кто добрей душою.
Вопрос вот так стоит перед тобою:
А смог бы ты предательство простить? –
Какой ответ сейчас я должен дать?
Вопрос мне задан ясно и солидно.
Как просто тем, кто может все прощать!
А я молчу… Мне нечего сказать…
Нет, не бывать мне в праведниках, видно!


Желаю вам прекрасно проводить зиму, впустить в своё сердце весну и всех простить! Ведь обиды и «непрощения» разрушают в первую очередь наши собственные души. А я вам желаю жить в мире с собой!

С любовью, ваша Света В.


Мой
Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей –

Света В Литературе и Искусстве

Статьи с картинами и стихами вы найдете в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»

Живопись в поэтическом сопровождении | Света В Литературе и Искусстве | Дзен