В этом году веселые проводы зимы выпали на середину марта, и радостное ожидание тепла и весеннего обновления природы, сопровождающие масленичные гуляния, чувствуется особо остро. Да, по правде, и снег убывает с неимоверной скоростью, так что катания на санях и другие зимние забавы мало где доступны.
Так посмотрим на них на картинах, созданных в ХIХ – начале ХХ веков. Сегодня я не буду сопровождать каждую картину стихотворением, но без поэзии мы не обойдемся: начнем с веселых строчек, а закончим серьезным, даже несколько философским разговором в стихотворении Эдуарда Асадова.
Ну а на картины будем смотреть в том хронологическом порядке, как они появлялись на свет.
Творчество Андрея Алексеевича Усачёва (р.1958), автора более 300 книг, любят не только дети, но и взрослые. И это не удивительно, ведь его стихи лёгкие, весёлые и, вместе с тем, познавательные и поучительные. Ну как не улыбаться и не радоваться, читая его «Масленицу»:
Андрей Усачёв
Масленица
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий –
Это лучшая еда!
То не мышь пищит,
Не мороз трещит,
В сковородке блин
За блином шкварчит.
Да с селёдочкою,
Да с икорочкою,
Да по краю с золотистою
Корочкою!
Вот так Масленица
Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это солнце-блин, и рядом блин-луна.
Один блин горячий,
Другой холодный.
Полезай на небо –
Если кто голодный!
По земле колёсами
Покатились блинчики…
Дети, под берёзами
Собирай гостинчики!
Мир крещёный нынче радуется,
Потому что нынче Масленица.
Приходи, народ, и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна!
Ну-ка, съешь блина,
Чтоб пришла весна!
Одним из первых к теме праздничных гуляний на масленичной неделе обратился в 1869 году Константин Егорович Маковский (1839-1915). Его жанровая картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» так не похожа на более поздние роскошные портреты, созданные художником.
Как писал критик Стасов: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франты в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая; чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто-хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах; солдаты и продавцы орехов и стручков». И действительно, картину можно рассматривать бесконечно и найти на ней различных персонажей всех сословий. Да и размеры полотна позволили художнику показать праздник во всех подробностях.
Интересно, что в прошлом году к Масленице в Русском музее была завершена комплексная реставрация картины (возраст которой более 150 лет) и ее исторической рамы. Теперь они сияют во всей своей красе.
Следующая картина с изображением масленичных развлечений принадлежит жанристу Леониду Ивановичу Соломаткину (1837–1883). На ней мы видим широкую улицу из деревянных изб с кабаком на переднем плане и церковью на горизонте. Центральное место в композиции занимает ледяная горка, с которой не всем удается благополучно скатиться. Кто-то несёт воду на коромысле, а кто-то катается на лошадях, но особенно многолюдно и оживленно возле кабака.
Надо сказать, что в последние годы своей жизни, к которым и относится работа «Ну и Масленица!» 1878 года, художник жил очень бедно, много пил и болел. А картины его уже не пользовались популярностью, так как были лишены социальной остроты, и стоили очень дешево.
Катание на лошадях вдоль деревенской улицы, как одну из главных радостей масленицы, запечатлел на своем полотне 1889 года мастер жанровой и батальной живописи Пётр Николаевич Грузинский (1837-1892). Русские тройки с бубенцами мчатся по заснеженной дороге, а парни явно соревнуются в удали и умении управлять лошадьми.
Известно, что художник прекрасно разбирался в повадках и анатомии лошадей и собак, которых он и изображал в своих работах. К сожалению, картин живописца сохранилось очень мало, но одна из них – «Масленица» хранится в Русском музее.
У Василия Ивановича Сурикова (1848-1916) есть известная работа «Взятие снежного городка», посвященная популярной в Сибири игре, которую устраивают в последний день Масленицы. Но сегодня я хочу вам показать небольшой рисунок «Маскарад на Масленицу», который так и не стал большой картиной.
На нем художник изобразил масленичный маскарад, устроенный в Москве зимой 1722 года по сценарию, который лично написал Петр I. Маскарад организовали в честь заключения Ништадтского мирного договора, подтвердившего победу России в продолжительной Северной войне. Петр I устроил грандиозный праздник: огромная процессия с множеством саней, запряженных различными животными, корабли разной величины под парусами, арлекины и князь-папа со своей свитой.
Любопытно, что картина «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского» задумывалась Суриковым в 1900 году в противовес его знаменитой «Боярыне Морозовой». Но осталась лишь на стадии акварельного рисунка.
И ещё одна акварельная работа. Её автор – Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877-1948), двоюродная сестра знаменитого художника Валентина Серова, позже ставшая одной из создательниц отечественного профессионального театра кукол.
А в детстве и юности Нина Симонович много времени проводила в родительской усадьбе Домотканово, где Масленица всегда праздновалась с большой любовью. В её творчестве можно найти много произведений, посвященных масленичным гуляниям. К этой теме художник обращалась в разные годы и используя разные художественные техники. «Катание в деревне. Масленица» 1902 года – это ранняя работа, в которой всё кружится в праздничном вихре.
В 1910 году своё «Катание на масленицу» написал Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Художник нам хорошо известен как друг Исаака Левитана, с которым они совершили множество поездок под Звенигород и по Волге. Художник был прекрасным анималистом и преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики его очень любили. Павел Корин так вспоминал художника: «Все мы знали его, все любили. Ходили мы к нему в мастерскую, класс животных она называлась. Сергей Васильевич Герасимов, Иогансон, Борис Яковлев… И я ходил. И так у него уютно было, так хорошо было».
В 1910-х годах Алексей Степанов много времени проводил в имении Гарусово в Тверской губернии, здесь он писал сцены деревенской жизни. И конечно, в его работе отразилось и весёлое празднование Масленицы, с лошадьми, санями и собакой… А сколько счастья в лицах катающихся и наблюдающих!
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) в 1911 году работал над декорациями к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка», который создавался по его же сценарию для Русских сезонов Дягилева в Париже. Сам художник вспоминал: «Меня соблазняла идея изобразить на сцене театра «Масленицу», милые балаганы, эту великую утеху моего детства».
Для постановки он подготовил несколько эскизов декораций, а ещё выполнил несколько графических работ. Одна из них – акварель «Масленица».
Федот Васильевич Сычков (1870-1958) после получения художественного образования в Петербурге вернулся в родное село Кочелаево Пензенской губернии. Здесь его вдохновляла простая крестьянская жизнь, а также деревенские праздники и народные обычаи. В своих картинах он изображал свадьбы, посиделки, катания с гор, ярмарки и базары. Конечно, и масленичные обряды нашли отражение в его творчестве. На картине «Масленица», написанной в 1914 году, мы видим молодых, красивых и нарядных девушек, которые поют, пляшут и веселятся, зазывая весну и … женихов. Есть среди них и скромницы. Очень радостная картина, недаром Сычкова называли «художником радости».
Невозможно, делая подборку работ с изображением Масленицы, не показать ни одной картины Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1926). А по некоторым подсчетам, картин и этюдов, посвященных этому празднику у художника порядка шестнадцати. Любопытно, что Кустодиев родился в масленичную неделю. Об этом известно из письма его матери: «Ведь ты родился в четверг на Масленицу и потому, вероятно, любишь блины».
В 1916 году появилась первая картина художника под названием «Масленица». Академия художеств высоко оценила работу и приобрела ее за 1750 рублей, сейчас она находится в Русском музее. Второй авторский, уменьшенный вариант картины, который и попал в нашу подборку, хранится в Третьяковской галерее. Существует и третий вариант картины с этим же сюжетом, он был продан в 2000 году на аукционе в Лондоне. Поэтому не удивляйтесь, если увидите вроде бы знакомое произведение, но другого размера и чуть иной тональности.
Во всех вариантах 1916 года мы видим город, ещё утопающий в снегу, катание в санях на переднем плане. Чуть дальше левее можно разглядеть мальчишек, катающихся с горы и играющих в снежки. Кто-то поет песни под гармошку, а кто-то у подножия склона, возле шатра ждет представления. Удивительной красоты небо и облака, радостью пропитана вся картина, и мне кажется, что даже птицы веселятся, устроив свои воздушные «катания».
И в завершение, как и обещала, стихотворение Эдуард Аркадьевич Асадова (1923-2004) «Прощеное воскресенье», в котором он размышляет о том, что «просто тем, кто может всё прощать!».
А ведь и правда, если не держать в голове гнетущих мыслей о каких-то обидах, не вынашивать планов мести, не сокрушаться и не злиться, а направить свою энергию на позитив и созидание, то и жить легче. Надо хотя бы попробовать...
Эдуард Асадов
Прощеное воскресенье
Пекут блины. Стоит веселый чад.
На масленицу – всюду разговенье!
Сегодня на Руси, как говорят,
Прощеное святое воскресенье!
И тут, в весенне-радужном огне,
Веселая, как утренняя тучка,
Впорхнула вместо ангела ко мне
Моя самостоятельная внучка.
Хохочет заразительно и звонко,
Способная всю землю обойти,
Совсем еще зеленая девчонка
И совершенно взрослая почти.
Чуть покружившись ярким мотыльком,
Уселась на диване и сказала:
– Сегодня День прощенья. Значит, в нем
Сплелись, быть может, лучшие начала.
И вот, во имя этакого дня,
Коль в чем-то провинилась, допускаю,
Уж ты прости, пожалуйста, меня. –
И, поцелуем сердце опьяня,
Торжественно:
– И я тебя прощаю!
– С древнейших лет на свете говорят,
Что тот, кто душам праведным подобен,
Тот людям окружающим способен
Прощать буквально все грехи подряд. –
И, возбужденно вскакивая с места,
Воскликнула: – Вот я тебя спрошу
Не ради там какого-нибудь теста,
А просто для души. Итак, прошу!
Вот ты готов врагов своих простить?
– Смотря каких… – сказал я осторожно.
– Нет, ну с тобою просто невозможно!
Давай иначе будем говорить:
Ну мог бы ты простить, к примеру, ложь?
– Ложь? – я сказал, – уж очень это скверно.
Но если лгун раскаялся, ну что ж,
И больше не солжет – прощу, наверно.
– Ну, а любовь? Вот кто-то полюбил,
Потом – конец! И чувства не осталось…
Простил бы ты?
– Пожалуй бы простил,
Когда б она мне искренне призналась.
– Ну, а теперь… Не будем говорить,
Кто в мире злей, а кто добрей душою.
Вопрос вот так стоит перед тобою:
А смог бы ты предательство простить? –
Какой ответ сейчас я должен дать?
Вопрос мне задан ясно и солидно.
Как просто тем, кто может все прощать!
А я молчу… Мне нечего сказать…
Нет, не бывать мне в праведниках, видно!
Желаю вам прекрасно проводить зиму, впустить в своё сердце весну и всех простить! Ведь обиды и «непрощения» разрушают в первую очередь наши собственные души. А я вам желаю жить в мире с собой!
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей –
Статьи с картинами и стихами вы найдете в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»