Предыстория. Из балагана во дворец
Кино зародилось как массовое искусство. Его предшественники, такие как театр теней, камера обскура, волшебный фонарь, были массовым развлечением на ярмарках и балаганах. Когда братья Люмьер, а позже Жорж Мельес, начали выпускать первые фильмы, они сразу стали главным ярмарочным аттракционом, яркий пример тому Нижегородская ярмарка в России. Со временем киноязык развивается, увеличивается хронометраж фильмов, кино уже признают седьмым искусством и предприниматели начинают проводить отдельные киновыставки: на курортах в шикарных дворцах обычно показывались фильмы для элиты и аристократов. Чаще демонстрировали фильмы той страны, где находился курорт. Но постепенно стали появляется и международные картины, что и стало рождением кинофестивалей.
Для современного кинопроцесса фестивали являются очень важными мероприятиями. Создателям фильмов нужна прибыль, а фестивали хорошая рекламная площадка: инвесторы могут увидеть новые картины, узнать что-то о них, увидеть режиссеров, в которых стоит инвестировать; критики могут посмотреть фильмы, дать отзывы – поучаствовать в большом кинобизнесе, делая «рекламу» для кино. И с другой стороны – фестивали это популяризаторы искусства, где зрители могут увидеть, как развивается киноязык. Поскольку большие фестивали часто обладают правом первого смотра, создатели фильмов, будут придерживать свои творения до показа на определенных фестивалях.
Венецианский МКФ
Венецианский кинофестиваль вырос из биеннале художественных искусств – «Международной художественной выставки города Венеции», проводившейся с 1885 года. Вскоре престиж смотра стал действительно международным и на базе биеннале начали проводить конкурс для кинематографистов. В 1932 году киносмотр отделяется и становится отдельным кинофестивалем. Его проводят на острове Лидо с 6 по 21 августа.
Основателями Венецианского кинофестиваля стали генеральный секретарь института кино Лучано Де Фео и бизнесмен Джузеппе Вольпи. Бенито Муссолини их поддержал и в его честь в 1934 году назвали главную награду за лучший фильм – «Кубок Муссолини». Последний раз «Кубок Муссолини» вручили в 1942 году, во время войны фестиваль не проводился, а по ее окончании награду отменили.
Первый фестиваль посетили около 25 тысяч человек, среди них такие приглашенные звезды как Кларк Гейбл, Грета Гарбот и Борис Карлофф. За номинантов голосовали зрители. Советский фильм Николая Экка «Путевка в жизнь» был назван лучшей режиссерской работой.
В 1936 году на фестивале вводят жюри. Главный приз, «Кубок Муссолини», могли получить только немецкие и итальянские картины, поэтому побеждают итальянский художественный фильм Гоффредо Алессандрини «Пилот Лючанго Серра» и документальный фильм немки Лени Рифеншталь «Олимпия».
В 1937 году на острове Лидо строят Дворец кино, который до сих пор является основным местом проведения фестиваля.
В 1947 и 1948 годах главным призом фестиваля был «Большой международный приз Венеции». А в 1949 году им становится «Золотой лев», почти такой же, как на гербе Венеции; он и по сей день является главной наградой смотра.
С 1969 по 1979 года «Золотой лев» не вручался, не было жюри, а фильмы демонстрировались вне конкурса.
В 2017 году Венецианский кинофестиваль включает в смотр иммерсивную VR-программу. На острове Лазаретто демонстрируют кино, снятое с использованием дополненной реальности.
Награды. В основной конкурс фестиваля попадают только мировые премьеры, т.е. фильмы, которые впервые демонстрируют публике на фестивале. Эти фильмы отбирает директор смотра и группа экспертов, а судит жюри, состоящие их 7-9 самых видных деятелей искусства различных стран.
- «Золотой лев» – главный приз лучшему фильму фестиваля;
- «Серебряный лев» – вторым по значимости призом награждают лучшего режиссера;
- «Премия большого жюри» – награда, присуждаемая жюри главного конкурса;
- «Кубком Вольпи» – отмечают лучшую мужскую и женскую роль, но ее нельзя вручить актерам, снявшимся в фильме, получившим главный приз;
- «Специальный приз жюри» – вручается по желанию жюри режиссеру, актеру или актрисе (работавшим над конкурсным фильмом) за совокупный вклад в киноискусство;
- «Золотая Озелла» –приз за лучший сценарий, операторскую и техническую работы, оригинальную музыку (номинации на этот приз определяются индивидуально для каждого фестиваля);
- «Лев» – приз за лучший сценарий;
- «Лев Corto Cortissimo» – приз за лучший короткометражный фильм (до 20 минут);
- Награда UIP – приз от Paramount Pictures и Universal Studios за лучший европейский короткометражный фильм (до 20 минут);
- «Приз Луиджи ди Лаурентиса», он же «Лев будущего» – присуждается специальным жюри, состоящем из семи человек и обязательно включающем одного кинопродюсера. Им награждают дебютную работу, учувствовавшую в основном или независимом конкурсе.
- «Премия Марчелло Мастроянни» – вручается с 1998 года лучшей молодой актрисе или актеру.
- «Голубой лев» – награда за лучший фильм, затрагивающий тему ЛГБТК+ сообщества, вручается с 2007 года.
Также на Венецианском фестивале есть параллельная программа, которая называется «Горизонты». Это смотр игровых и документальных фильмов, отражающих новые тенденции в мировом кинематографе. Нередко случается, что номинанты этого конкурса в следующем году учувствуют в конкурсе основном.
Другие параллельные программы — «Международная неделя критики» и «Конкурс авторского кино». Здесь представлены еще более нестандартные и авангардные работы.
Сегодня Венецианский кинофестиваль – самый элитарный киносмотр, прочно укоренившийся в XX веке. Иногда жюри пытается угнаться за современностью и награждает, казалось бы «Джокера» Тодда Филипса, но скорее «Таксиста» и «Короля комедии» Скорезе. Концептуальную значимость фестиваль уступает Каннам и Берлину. Важной частью смотра является кинорынок, который проводится с первого до последнего дня. Крупнейшие компании используют фестиваль как площадку для презентации своих новинок и заключений сделок.
Соотечественники на Венецианском кинофестивале. Работы советских режиссеров были представлены уже на первом Венецианском кинофестивале и на протяжении всей истории фестиваля получали достаточно много важных наград.
1932 – «Путевка в жизнь», Николай Экк, лучшая режиссерская работа.
1946 – «В песках Азии», Александр Згуриди, лучший документальный фильм.
1947 – «Весна», Григорий Александров, лучший сценарий.
1953 – «Садко», Александр Птушко, «Серебряный лев».
1955 – «Попрыгунья», Самсон Самсонов, «Серебряный лев».
1961 – «Мир входящему», Александр Алов и Владимир Наумов, специальный приз жюри.
1962 – «Иваново детство», Андрей Тарковский, «Золотой лев».
1963 – «Вступление», Игорь Таланкин, специальный приз жюри.
1964 – «Гамлет», Григорий Козинцев, специальный приз жюри.
1965 – «Мне двадцать лет», Марлен Хуциев, специальный приз жюри.
1967 – Наталья Аринбасарова получила «Кубок Вольпи» за роль в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель».
1979 – Евгений Леонов получил премию итальянских журналистов за лучшую мужскую роль в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон».
1982 – «Агония», Элем Климов, приз FIPRESCI от международной федерации кинопрессы. Сергей Юткевич получил «Золотого льва» за карьерные достижения.
1986 – «Чужая Белая и Рябой», Сергей Соловьев», специальный приз жюри.
1988 – «Черный монах», Иван Дыховичный, технический приз за операторскую работу.
1991 – «Урга: Территория любви», Никита Михалков, «Золотой лев».
2002 - «Дом дураков», Андрей Кончаловский, особый приз жюри. «Клоун», Ирина Евтеева, «Серебряный лев», за лучший короткометражный фильм.
2003 – «Возвращение», Андрей Звягинцев, «Золотой лев». «Нефть», Мурад Ибрагимбеков, «Серебряный лев» за лучший короткометражный фильм.
2008 – «Бумажный солдат», Алексей Герман младший, приз за лучшую режиссуру и работу оператора.
2010 – «Овсянки», Алексей Федорченко, «Золотая Озелла» за лучшую операторскую работу, приз FIPRESCI от международной федерации кинопрессы, приз экуменического жюри.
2011 – «Фауст», Александр Сокуров, «Золотой лев».
2014 – «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», Андрей Кончаловский, «Серебряный лев» за лучшую режиссуру, приз Green Drop Award (награда фильмам, в которых особое внимание уделено защите окружающей среды).
2016 – «Рай», Андрей Кончаловский, приз за лучшую режиссуру.
2020 – «Дорогие товарищи», Андрей Кончаловский, специальный приз жюри. «Китобой», Филипп Юрьев, главный приз программы «Венецианские дни».